наверх
Новости
  • 15 ноября 2017

    14 ноября в Санкт-Петербурге состоялась церемония награждения лауреатов премии имени С. Я. Маршака. Награды получили Евгения Басова (номинация «Проза»), Пётр Синявский («Поэзия»), Кристина Стрельникова («Дебют»). Специального диплома удостоен Николай Крыщук.

  • 7 ноября 2017

    С 8 ноября в Российской государственной детской библиотеке проходит интерактивная историко-библиографическая выставка «МАРШАК», приуроченная к 130-летию Самуила Яковлевича Маршака. Выставка продлится до 10 декабря.

  • 31 октября 2017

    30 октября в РГДБ завершился IV Всероссийский фестиваль детской книги. Тема фестиваля — «Мир животных и охрана природы» (см.: Программа).

21ноября
День рождения художника Бориса Диодорова
 
Мартынов Г.С. Каллисто; Гианэя
23 ноября 2002

 

Георгий Мартынов. ФотографияКогда пытаешься подыскать аналогии творчеству Георгия Мартынова, на память, прежде всего, приходит Беляев. По той простой причине, что мартыновским книгам, по существу, присущи те же достоинства и те же недостатки, что и сочинениям родоначальника отечественной НФ.

Как и Беляев, Георгий Сергеевич не был большим писателем, но был замечательным рассказчиком, виртуозно владевшим искусством удерживать внимание своих слушателей-читателей. «Представьте себе такую картину, — вспоминал он, — по улице идёт школьник, окружённый толпой товарищей, которые стараются не пропустить ни одного слова школьника… Этим школьником был я. А рассказывал я наши приключения (мои и моих слушателей) то на войне, то в Центральной Африке, то ещё где-нибудь. Как опытный мастер, я обрывал рассказ у двери школы на самом интересном месте, и потому на следующий день у дома меня ожидали все. Обычно один рассказ тянулся дней пять-шесть. Ну прямо «школьная Шехерезада»! Я забыл сюжеты моих фантазий, но думаю, что были они заимствованы у Майн Рида и других писателей».

К собственному творчеству Мартынов обратился довольно поздно, ему было уже сорок пять. Хотя о звёздах, о межпланетных путешествиях он мечтал с самого детства — лет с шести-семи, когда ему подарили роскошно изданную книгу Камилла Фламмариона, выдающегося французского астронома и популяризатора науки.

Ил. Л.Рубинштейна к роману Г.Мартынова «Гианэя»Наиболее плодотворными для писателя оказались 50-60-е годы — время запуска первого искусственного спутника Земли и выхода человека в Космос. Тогда же увидели свет, вероятно, самые удачные его произведения: дилогия «Каллисто» и роман «Гианэя».

Оба они — о Контакте, о вариантах возможной встречи человечества с иным разумом. В них «сошлись воедино любовь к звёздам и космическим пространствам, и стремление увлечь читателя захватывающим рассказом, острым сюжетом, невероятными приключениями…».

В первом томе романа «Каллисто» на Землю прибывает бело-голубой сверкающий шар с группой исследователей-каллистян, обитателей планеты звёздной системы Сириуса. Во втором — «Каллистяне» — Мартынов с большой выдумкой рисует достигшую невероятных высот цивилизацию планеты Каллисто.

Привлекательность изображённого писателем мира привела к тому, что в одной из детских библиотек был даже создан настоящий «Музей Каллисто» — ребята «…составляли коллекции минералов, образцов флоры и даже фауны, собирали сувениры, подаренные на память каллистянами, строительные материалы из новейших синтетиков, изготовляли фотографии, диапозитивы, рисовали пейзажи, виды городов, архитектурных ансамблей и тому подобное. Нашёлся «композитор», который «разыскал» гимн каллистян, и «археолог», заинтересовавшийся предметами искусства и утвари на Каллисто…»

В другом романе Мартынова на Земле появляется загадочная девушка с экзотическим именем Гианэя, тоже инопланетянка, — наделённая множеством необычных способностей роковая красавица, в которую влюбляется земной мужчина, инженер Виктор Муратов.

Ил. Л.Рубинштейна к роману Г.Мартынова «Гианэя»«Каллисто» и «Гианэя» выдержали по нескольку изданий. Сегодня, на новом витке, к романам Георгия Мартынова заметен очередной всплеск читательского интереса — после долгих десятилетий забвения переизданы трилогия «Звездоплаватели», романы «Гость из бездны» и «Спираль времени».

Несмотря на известную прямолинейность, порой очевидную наивность этих произведений, фирменные черты фантастики Мартынова — занимательность, атмосфера тайны, которая вот-вот будет разгадана, сквозящее отовсюду чувство радости познания мира и удивления его многообразию и огромности, будоражащее чувство воодушевления от предстоящей встречи с Неведомым — оказались востребованы современным читателем.

Сожаление вызывает лишь отсутствие в новых изданиях выразительных рисунков Льва Рубинштейна. Это касается и уже довольно давнего переиздания романа «Каллисто» — иллюстрации, сделанные художником В.А.Мишиным, мягко говоря, не украсили книгу.

Библиография

Мартынов Г.С. Гианэя: Роман / Вступ. ст. А.Балабухи и А.Бритикова; Рис. и оформл. Л.Рубинштейна. — Л.: Дет. лит., 1989. — 399 с.: ил. — (Б-ка приключений и науч. фантастики: Библ. сер.).

Мартынов Г.С. Каллисто: Науч.-фантаст. роман / Худож. В.Мишин. — Л.: Лениздат, 1989. — 479 с.: ил. — (Отвага, умение, честь).

Ил. Л.Рубинштейна к роману Г.Мартынова «Каллисто»

Алексей Копейкин

Лучшее из архива

Интересные книги