23 сентября
23 сентября родился Алексей Фёдорович ЛОСЕВ (1893-1988), русский философ, филолог

«Стол можно покрасить, стол можно сделать большим или малым, стол можно украшать или ремонтировать, стол можно разломать на отдельные куски, а эти куски сжечь в огне и, следовательно, превратить весь стол в пепел. Но можно ли то же самое сделать с идеей стола? Можно ли идею стола сделать светлой или тёмной, красной или коричневой, тяжёлой или лёгкой?.. Можно ли идею стола разрубить на куски и превратить в пепел?»

Рукописи Алексея Фёдоровича Лосева погибали дважды: во время ареста и во время войны. Ещё было 23 года абсолютного молчания, потому что ни одна книга или статья не допускалась к печати, — слишком много идеализма видела в произведениях философа советская цензура. Но этому уникальному человеку, действительно великому исследователю античного мира и мира вообще, была отпущена долгая жизнь. Он работал до последнего дня и увидел свои труды осуществлёнными.

После смерти Сталина вышли в свет многочисленные рукописи, копившиеся «в столе», а в 1960-80-е годы состоялась публикация «Истории античной эстетики», которая стала главным вкладом А.Ф.Лосева в мировую науку. Шесть томов этого фундаментального труда были опубликованы при жизни автора, сигнальный экземпляр седьмого тома застал его на пороге, а финальный восьмой том был напечатан уже после смерти.

Многочисленные книги профессора Лосева — чтение для избранных, духовно взрослых людей, стремящихся понять устройство мира. Но есть среди этих книг несколько изданий, обращённых к молодым искателям истины. Вместе со своей ученицей и верным соратником Азой Алибековной Тахо-Годи Алексей Фёдорович Лосев специально для издательства «Детская литература» создал два жизнеописания — «Аристотель» и «Платон». В серии «ЖЗЛ» вышла его книга «Гомер», а в конце 1990-х появилось издание дневников и писем под названием «Мне было 19 лет».

В одном из более поздних, лагерных, писем Лосева есть удивительное сочетание слов — «расцветающая индивидуальность». Именно этому будет способствовать каждая страница его прочитанных книг.

И.Линкова

23 сентября родился Алексей Сергеевич СУВОРИН (1834-1912), русский издатель

Если поставить маленький эксперимент и прочитать одновременно две короткие заметки об издателе Суворине, опубликованные с промежутком в тридцать два года (1972-2004), можно подумать, что речь идёт о разных людях. Один Суворин всё время был озабочен общественно-политическим положением в стране: то поддерживал Чернышевского и подвергался за это суду, то превращал свою газету «Новое время» в рупор «национализма», «шовинизма» (по словам Ленина) и заслужил от Салтыкова-Щедрина кличку «Чего изволите?». Другой Суворин (в постперестроечном варианте) твёрдо шёл дорогой народного просветителя и талантливого предпринимателя, не забывая при этом о собственном творчестве: начал журналистом и театральным обозревателем, а закончил созданием театра, в котором собственные его пьесы «шли с успехом».

Попробуем абстрагироваться от разночтений и крайностей, продиктованных конъюнктурой. В «сухом остатке» получится:

— шесть с половиной миллионов книг, изданных фирмой Суворина и разошедшихся по всей России;

— художественная литература широкого спектра, литература по искусству, справочная литература и т.д.;

— общедоступная серия «Дешёвая библиотека», то есть книги карманного формата, действительно дешёвые, содержащие тексты от Софокла и Гёте до Тургенева и Лескова (в частности, «дешёвый Пушкин» — 10 маленьких томиков, изданных тиражом в 100 тысяч экземпляров).

В качестве смелой гипотезы предположим, что в домашних библиотеках комментаторов любого толка эти книги мирно стоят до сих пор.

И.Линкова

23 сентября родился Наум Иосифович ЦЕЙТЛИН (1909-1997), русский художник, иллюстратор детских книг

ceytlinОдна из книг, иллюстрированных Наумом Цейтлиным, называется «Разноцветный мальчик». Вроде бы в шутку, а вообще-то всерьёз эти слова можно поставить эпиграфом к самым удачным книжным работам художника, потому что он владел цветом на редкость свободно и смело. Разумеется, в рисунках Цейтлина присутствует всё, чему положено быть в хороших картинках для детей — фантазия, улыбка, внятность образа… И всё-таки первую скрипку в этом изобразительном оркестре играет именно цвет, как будто художник умело вызвал его на авансцену.

Лучше всего удавались Науму Иосифовичу книжки для малышей. Когда этими малышами были сегодняшние родители, они, безусловно, разглядывали во все глаза «Сказки» братьев Гримм, «Что бывало» Бориса Житкова, «А что у вас?» Михалкова или «Конь-огонь» Маяковского. Разглядывали, совершенно не задумываясь, кто же нарисовал всех этих ярких мальчиков и девочек, весёлые дома и солнечные облака. Теперь можно задуматься и найти для своих ребят те же самые книги. В библиотеках они есть.

И.Линкова

23 сентября родился Сергей Иванович ОЖЕГОВ (1900-1964), советский лингвист, лексикограф, составитель «Толкового словаря русского языка»

В 2009 году вступил в силу скандальный приказ № 195 Министерства образования и науки, согласно которому с нашей родной речью можно теперь поступать по-свойски, ничего не стесняясь. Приказ удивительный, но что теперь махать руками… Лучше напомним о том научном явлении в истории русского языкознания, которое — как Илья Муромец! — сторожит границы русского языка от вторжения неуместной толерантности.

Много лет тому назад Сергей Иванович Ожегов создал книгу, с которой пока в России не может конкурировать никакая другая. Есть разные словари. Одни намного обширнее, другие посвящены отдельным темам, аспектам и составным частям речевого потока, но «Словарь русского языка», краткий толковый словарь Ожегова — это корень происходящего, стержень, вокруг которого действительно растёт, развивается и на самом деле существенно изменяется огромный язык огромного народа.

Первое издание словаря Ожегова появилось в 1949 году и объединяло 50 тысяч слов. Можно смело сказать — «главных» слов. Продолжая работать над переизданиями, Сергей Иванович добавил сначала две, а потом три тысячи. Он сделал строгий словарь и был прав.

Оказывается, даже фамилия этому человеку была дана как будто нарочно. Оказывается, слово «ожег» (с ударением на «о») означало когда-то «палку, которую в старину окунали в расплавленный металл, чтобы определить степень его готовности». Пусть кто-нибудь попробует сказать точнее о задачах учёного, обязанного здраво оценить точку кипения родного языка.

И.Линкова

23 сентября родилась Майя Анатольевна ГАНИНА (1927-2005), русская писательница

ganina2Обычно Майя Ганина писала книги для взрослых. Но как-то не удержалась и сочинила сказку для детей — «Тяпкин и Лёша». Тяпкин — это девочка, на самом деле её зовут Люба. Мама с папой хотели мальчика, а родилась девочка, вот и прозвали — Тяпкин. А Лёша — это Володя, так он сам представился. Сказал, что человек, а по виду и не подумаешь — то ли гномик в колпачке, то ли леший, одним словом — Лёша. Зубки остренькие, как у белки, и рот до ушей, хоть завязочки пришей.

Сказочная повесть Майи Ганиной выдержала несколько изданий, к двум из которых Ника Георгиевна Гольц сделала оригинальные рисунки. Они очень украсили книжку, в отличие от послесловия Анатолия Алексина. Если бы нам сказали, что повесть «Тяпкин и Лёша» «сеет семена “разумного, доброго, вечного”» и убеждает нас «в том, как много у дорогих наших мальчишек и девчонок истинных друзей и помощников», мы, может, и читать бы её не стали. Но стоит посмотреть на «картинки» Н.Гольц, как сразу же хочется узнать, про что книжка.

А.Копейкин

23 сентября родилась Надежда Николаевна КОШЕВЕРОВА (1902-1989), русский кинорежиссёр

В нынешнем году исполнилось 67 лет любимейшей из любимых отечественных киносказок — «Золушке». В нашем «Календаре» мы вспоминали этот фильм много-много раз в связи с праздниками рождения почти всех его создателей: сценариста Евгения Шварца, композитора Антонио Спадавеккиа, художника Николая Акимова, актёров и актрис Янины Жеймо, Фаины Раневской, Эраста Гарина, Алексея Консовского. Нельзя не сказать похвальное слово и режиссёру — Надежде Кошеверовой, чьё имя по праву занимает почётное место в первой тройке российских кинорежиссёров-сказочников, наряду с Александром Лукичом Птушко и Александром Артуровичем Роу.

В кино Надежда Кошеверова пришла в конце 1920-х годов. А в 1930-е уже ассистировала Г.М.Козинцеву и Л.З.Траубергу, снимавшим знаменитую трилогию о Максиме. Первый собственный фильм у неё получился не сказочным. Это была «Аринка» — лирическая комедия из жизни советских железнодорожников, которую Кошеверова поставила вместе с Юрием Музыкантом.

Комедийный жанр она впоследствии не бросила, однако главным в творчестве сделала всё же не его.

Главными оказались сказки.

В них блистали лучшие актёры нашего кино — от Георгия Вицина и Владимира Этуша до Олега Даля и Марины Неёловой. Актёры вообще очень охотно работали с Кошеверовой, ведь им было что играть — сценарии для её фильмов писал не только Шварц, но и Николай Эрдман, и Михаил Вольпин, и Юлий Дунский с Валерием Фридом. Вот они, эти фильмы: «Каин XVIII», «Старая, старая сказка», «Тень», «Царевич Проша», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Соловей», «Ослиная шкура», «И вот пришёл Бумбо…», «Сказка про влюблённого маляра». Последний из них вышел на киноэкраны, когда режиссёру исполнилось 85 лет.

kosheverova2

А.Копейкин