18 марта
18 марта родилась Лидия Яковлевна ГИНЗБУРГ (1902-1990), русская писательница, литературовед

Она училась у знаменитых «опоязовцев» — Ю.Тынянова, Б.Эйхенбаума, В.Шкловского. Вероятно, поэтому книги Лидии Гинзбург совсем лишены претенциозного и зубодробительного наукообразия. Она писала о Пушкине, Лермонтове, Вяземском, Бенедиктове так, что всерьёз увлечься ходом её рассуждений мог любой неподготовленный читатель, любой «непосвящённый». Среди её работ: «Пушкин и проблема реализма», «Поэтика Мандельштама», «О лирике», «О литературном герое», «О психологической прозе», «Литература в поисках реальности»… Не менее интересны воспоминания Лидии Яковлевны об Ахматовой, Багрицком, Заболоцком, Олейникове — обо всех, с кем в разные годы жизни эту мудрую учёную женщину сводила судьба.

В её «Старых записях» есть кое-что особенно для нас ценное: «Мы умеем читать книги только в детстве и ранней юности, — замечает Л.Гинзбург. — Для взрослого чтение — отдых или работа; для подростка — процесс бескорыстного и неторопливого узнавания книги. Всё, что я в жизни прочла хорошо, я прочла до Ленинграда, до Института, до занятий литературой. Так я читала Пушкина, Толстого, Алексея Толстого (очень нравились баллады и шуточные стихи), Блока, «Приключения Тома Сойера»… и так я уже никогда не буду читать».

А.Копейкин

18 марта родился Борис Юрьевич ГРАЧЕВСКИЙ (р. 1949), российский режиссёр, сценарист, художественный руководитель и директор киножурнала «Ералаш»

Если доехать на электричке до станции Полушкино, а потом пройти пешком всего каких-нибудь пять километров, можно оказаться на высоком берегу Москвы-реки, где ещё сохранился настоящий густой лес, и сквозь ветки деревьев виден другой, низкий берег с ещё не восстановленной до конца кирпичной церковью и взаправдашними деревенскими домами. Примерно в этих местах, в доме отдыха под названием «Полушкино» и родился Борис Юрьевич Грачевский, которого правильнее было бы называть Борис Юрьевич «Ералаш», как раньше кузнецов называли Кузнецовыми, а столяров — Столяровыми, чтобы фамилия соответствовала главному делу их жизни.

Основателем киножурнала «Ералаш» (одним из основателей) Борис Грачевский стал в 1974 году и на данный момент является для «Ералаша» всем: художественным руководителем и директором постоянно, а в отдельных сюжетах то автором сценария, то режиссёром, то автором и режиссёром одновременно, и ещё довольно часто — продюсером. Таким образом, специфику своего образования (ВГИК, факультет «Организация производства») Борис Юрьевич не только оправдал, но и «перевыполнил». Если же при этом вспомнить, что начинал он свою кинематографическую карьеру на студии имени Горького в должности простого грузчика, хочется звонко пропеть цитату из кинофильма «Светлый путь»: «Нам нет преград…» — и обозвать студию имени Горького фабрикой осуществившихся грёз, то есть — Голливудом.

Журналисты очень любят спрашивать Грачевского, как это ему удаётся двадцать, тридцать, наконец — тридцать пять лет собирать у экрана всю страну, и в чём заключается тайна стабильного успеха у самой непредсказуемой, неуправляемой и неподкупной детской аудитории. Однажды Б.Ю. «Ералаш» ответил так: «Секрет в том, что во мне сидит парень лет 12-ти, но умный…»

И.Линкова

18 марта родился Евгений Абрамович АНТОНЕНКОВ (р. 1956), русский художник, иллюстратор детских книг

antonenkov5Несколько лет назад Евгений Антоненков рассказал в интервью, какая грустная история однажды с ним приключилась. Очередная книжка, которую художнику предложили проиллюстрировать, совсем ему не понравилась. Зато очень понравился обещанный гонорар. Пришлось согласиться. И тут началось… «Я перестал спать, — говорит Антоненков, — стал бросаться на родственников, в общем, мне плохо стало».

Эту мимолётную откровенность можно было бы не пересказывать, если бы в ней не пряталась главная загадка и разгадка всех разнообразных работ замечательного книжного мастера: он рисует только то, что любит. И это видно без всяких «историй», с первого взгляда, почти с любой страницы. Достаточно вспомнить Винни-Пуха…

Согласитесь, после книжек с иллюстрациями Шепарда или Чижикова, после мультяшного Винни с голосом Евгения Леонова совершенно — казалось бы! — невозможно придумать новый облик самого обаятельного и привлекательного игрушечного медведя. Но Антоненков и не рисовал игрушечного. Он привёл своего, живого, и если бы на Пуховой опушке работал face control, он без проблем пропустил бы нового гостя прямо в сердце маленьких читателей.

antonenkovК счастью, работает художник Антоненков много и продуктивно. Есть у него и «Сказки» Корнея Чуковского, и «Разноцветная книга» Самуила Маршака, и «Глупая лошадь» Вадима Левина. Особенно счастливым оказался «дуэт» с Юнной Мориц. Два сборника её замечательных стихов — «Тумбер-бумбер» (2007 г.) и «Крыша ехала домой» (2010 г.) — сделаны так, будто автор и художник вообще ни на минуту не разлучались и перекидывались творческими выдумками, как пёстрым детским мячиком: а я скажу вот так! — а я нарисую вот здесь! — а тогда я… — а теперь мы!..

Фантазия — капризная дама. Отпустишь её на свободу — натворит всяких несуразностей, прижмёшь покрепче — задохнётся. Но бывают люди, которые умеют договориться со своим собственным воображением. Полистайте классическую-преклассическую, наизусть известную сказку «Репка», которую в 2010 году проиллюстрировал для издательства «Махаон» современный художник Антоненков. Может быть, вы разозлитесь. Может быть, вслед за интернет-фанатами этого издания закричите «прикольно!» или просто будете полчаса хохотать вместе со своим ребёнком. Но скучно вам не будет. И — может быть! — вы даже задумаетесь о том, что вечные истины вроде коллективного вытягиванья репки имеют право менять свой наряд ради встречи с каждым новым поколением.

И.Линкова