В книге «Забытый день рождения» Дональда Биссета представляет тигр по имени Рррр: «Он настоящий знаменитый сказочник. Живёт в Англии и пишет сказки, рисует к ним картинки и сам рассказывает свои сказки по телевидению, потому что он актёр. Играет в театре, снимается в кино и умеет ездить верхом на лошади…»
Несмотря на то, что некоторое время назад по Интернету бродили слухи, в которых существование автора «Бесед с тигром» и «Забытого дня рождения» подвергалось сомнению, в этих словах всё правда. Когда на свет появилась его самая первая книжка, Биссет был актёром Королевского Шекспировского театра в Стрэтфорде-на-Эвоне. И в дальнейшем он так же умело совмещал писательство с актёрством: играл в театре и кино, читал свои сказки на радио и телевидении, записывал пластинки…
В России сказки Биссета выходили как с его собственными рисунками, так и с иллюстрациями Виктора Чижикова. И ещё неизвестно, у кого получилось лучше!..
А.Копейкин
А вот если спросить, кому из художников лучше всех удался Чебурашка, отвечающие вряд ли разойдутся во мнениях. Ответ будет один: конечно же, Леониду Шварцману!
Спору нет, В.Алфеевский и Г.Калиновский — прекрасные художники. Но именно образ «неизвестного науке зверя», похожего на мягкую меховую игрушку с большими круглыми ушами и неизъяснимо трогательным выражением «лица», созданный Леонидом Ароновичем для мультфильмов Романа Качанова, так запал в сердце маленьким зрителям, что практически сразу стал каноническим.
До Чебурашки и после Леонид Шварцман успел сделать много-много хорошего. В мультипликации он, по его словам, оказался почти случайно: «…Я всё время видел себя просто художником (художником графики или живописцем), но так получилось, что я оказался в Москве, а не в Ленинграде, до войны я учился в школе при академии художеств и думал, что когда кончится война, то продолжу. Но не получилось. А когда я оказался во ВГИКе, там был выбор: или в натурном кино быть художником или в мультипликации, но поскольку меня всегда очень тянула графика и книжная графика, я выбрал мультипликацию».
Это было очень верное решение, потому что впоследствии даже такие хрестоматийные образцы советского мульткино, как «Аленький цветочек», «Золотая антилопа» и «Снежная королева», не смогли обойтись без участия Леонида Ароновича.
Его фильмография велика, но дело не в количестве, а в том, что подавляющее большинство его работ у всех на слуху. Кроме фильмов про Чебурашку, Крокодила Гену и Шапокляк, это и «Дядя Стёпа — милиционер», и «Варежка», и «Котёнок по имени Гав» (5 выпусков), и «38 попугаев» (10 выпусков), и «Приключения Хомы», и серия про обезьянок, и т.д. и т.п.
Одно слово — классик!
А.Копейкин
На свете много весёлых художников, и среди них встречаются просто замечательные, но если сами эти два слова — «весёлый художник» — произнести вслух, перед глазами первым делом возникнут рисунки Ивана Семёнова.
Почему?
Ответ на этот вопрос дал другой весёлый художник, Виктор Чижиков: «Иван Максимович Семёнов был основателем журнала «Весёлые картинки», а затем бессменным его редактором более двадцати лет. Он придумал и нарисовал главного героя этого журнала — Карандаша. Карандаш, выйдя из-под пера художника, зажил своей жизнью. Его изображения можно видеть на афишах, плакатах, витринах магазинов. Он стал героем мультфильмов и книг».
Бабушки и дедушки непременно скажут, что Семёнов — это ещё и журнал «Крокодил», и десятки и сотни метких, остроумных карикатур. И это сущая правда. Однако впервые мы встречаемся с этим мастером шутки и смеха в раннем детстве. Во-первых, вряд ли кому-то удалось вырасти в нашей стране без книг Николая Николаевича Носова. А во-вторых, к любимой не одним поколением читателей сказке Юрия Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина» лучшие картинки тоже нарисовал художник Семёнов. Если же вспомнить книжки Михаила Коршунова «Караул! Тигры!» и «Школьная вселенная», сборники новелл О.Генри и басен И.Крылова, «Посмертные записки Пиквикского клуба» Ч.Диккенса или «Трое в лодке, не считая собаки» Джерома К. Джерома (со всеми этими не очень грустными книжками художник щедро поделился собственной радостью и весельем), многие тотчас же расплывутся в улыбке.
«Иван Максимович умел создать в своих рисунках удивительную атмосферу озорного веселья, доброго юмора, поэтому книги его живут, переиздаются, значит, жизнь мастера продолжается, он по-прежнему со своим читателем.
Щедрые на выдумку рисунки Семёнова были очень популярны, взрослых он смешил в «Крокодиле», детей — в «Весёлых картинках» (В.Чижиков).
А.Копейкин
Известность получили повести-сказки Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал», «Трое на острове», «Путешествие на Утреннюю Звезду», «Преданье старины глубокой…», «В Тридевятом царстве», «Часы веков». Все эти книги успешно продолжают переиздаваться и сейчас, в начале XXI века.
Готический роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» вышел в 1818 году и с тех пор стал поистине знаковым явлением европейской литературы. Английский писатель Брайан Олдисс полагает, что именно с «Франкенштейна…», а вовсе не с Жюля Верна или Герберта Уэллса, началась история всей современной научной фантастики, ведь у Мэри Шелли впервые прозвучала теперь уже вконец заезженная тема ответственности учёного за свои деяния. Напомню, что создательнице романа было в ту пору около двадцати лет, что уже само по себе удивительно.
Особая судьба ждала роман М.Шелли в кино — десятки экранизаций в разных странах мира, начиная с классического фильма Джеймса Уэйла с Борисом Карлоффом в роли Чудовища (1931) и кончая работой Кеннета Бранны с голливудскими звёздами первой величины (1994): Робертом Де Ниро, Йэном Хольмом, Хеленой Бонэм Картер и самим Кеннетом Бранной.
Как известно, по количеству экранизаций «Франкенштейн» уступает лишь «Дракуле» Брэма Стокера.
А.Копейкин