18 февраля
18 февраля родилась Джин М. (Мари) АУЭЛ (р. 1936), американская писательница

Рост и спад популярности романов «из доисторической жизни» можно было бы наглядно показать при помощи волнообразной кривой. Когда-то мы рассказывали о книге Мишель Пейвер «Брат Волк» (см.: Коротко: Пейвер М. Брат Волк), успех которой на Западе, если верить издателям, затмил едва ли не все предыдущие сочинения подобного рода. Однако те, у кого не слишком короткая память, наверняка вспомнят, как в начале 1980-х годов национальным бестселлером в Америке стал роман Джин Ауэл «Клан пещерного медведя» — на всё ту же «первобытную» тему. По роману был снят одноимённый фильм, а создательница «доисторического» шедевра поддержала читательский интерес несколькими продолжениями («Долина лошадей», «Охотники на мамонтов», «Путь через равнину» и т.д.), составившими эпический цикл «Дети Земли».

Теперь окунуться в первобытную эпоху, описанную Джин Ауэл, имеют возможность и русскоязычные читатели. Но, как говорится, дорого яичко к Христову дню. Российский успех её многословных романов оказался куда как скромнее американской шумихи тридцатилетней давности.

А.Копейкин

18 февраля родился Геннадий Игоревич ГЛАДКОВ (р. 1935), российский композитор

Человека, выросшего в России, мелодии Геннадия Гладкова сопровождают с глубокого детства. Количество художественных и мультипликационных фильмов, для которых композитор сочинил музыку, с большим трудом поддаётся подсчёту. Давным-давно эта музыка вышла за рамки киноэкрана и стала частью повседневной жизни. Всем знакомы Львёнок и Черепаха, весело распевающие «Я на солнышке лежу…», Волк и Заяц с песенкой «Расскажи, Снегурочка…», нестареющие «Малыш и Карлсон», фильмы и спектакли Марка Захарова («Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Дом, который построил Свифт»), романтические комедии Яна Фрида («Собака на сене», «Благочестивая Марта»). И уж точно нет в нашей стране человека, который не слышал бы жизнерадостной музыки из «Бременских музыкантов» — музыки «сочной, сказочной, разноцветной». Даже опытные коллеги Геннадия Игоревича изумляются: «Трудно себе представить, что это всё — один композитор! Будь Гладков актёром, наверняка его назвали бы мастером перевоплощения» (А.Петров).

Одним из первых он стал работать у нас в жанре мюзикла: «Тиль», «Дульсинея Тобосская», «Хоттабыч!», «Город мастеров». И всё же, несмотря на такое разнообразие творчества, Гладков — наш человек. Освоив музыку симфоническую и эстрадную, оперную, балетную и джазовую, он пришёл к заключению, которое нам очень-очень дорого: «…ближе всего мне сказка, театр, вокальные произведения для детей».

В годы жёсткого авангардного скрежета Гладков вместе со своими друзьями Алексеем Рыбниковым, Владимиром Дашкевичем, Исааком Шварцем отстоял право музыки на мелодию, на чистое, сильное, искреннее чувство. «…Как сказал Шопен, “только то, что уходит от сердца, доходит до сердца”. Все наши бредни при их потрясающей математической, структурной, логической точности так и остаются бормотанием себе под нос, — признаётся композитор Шандор Каллош, ровесник Геннадия Игоревича. — Гладков идёт от сердца, не стесняясь. Наше поколение отучалось писать красиво, это было стыдно. Для преодоления этой чуши, колючей проволоки необходимо мужество. Мало искусства — композитор должен обладать тем, чему нельзя научиться, но чему можно только удивляться».

А.Копейкин