29 апреля
29 апреля родился Джек УИЛЬЯМСОН (наст. имя — Джон Стюарт У и л ь я м с о н; 1908-2006), американский писатель, критик

Около восьмидесяти лет литературной жизни — с 1928-го по 2006-й — уникальный пример человеческого и писательского долголетия. За него-то в известной мере и был удостоен Джек Уильямсон почётного титула «Гранд-Мастер» — вторым из фантастов, сразу после Роберта Хайнлайна.

williamson2Нельзя сказать, что в каждый период времени, обозначавший очередной этап развития фантастического жанра, он был самым ярким среди своих коллег, скорее — самым характерным. В 20-30-е подражал популярному тогда А.Мерриту, насыщая свои сочинения экзотическими приключениями. Чуть позже отдал дань «космической опере» в духе Э.Гамильтона и Э. «Дока» Смита (на русском языке издавался цикл о Космическом Легионе). Во времена «золотого века» американской НФ (40-50-е) старался писать посерьёзнее, ориентируясь на поколение авторов, которых ввёл в литературу легендарный редактор журнала «Astounding Science Fiction» Джон Кэмпбелл. А уже в 80-е пережил новый творческий взлёт, публикуя романы о перспективах генной инженерии.

Имелись у Джека Уильямсона и свои оригинальные открытия. Говорят, именно в его раннем романе «Кометчики» впервые был использован термин «андроид», ставший впоследствии общеупотребительным. А в дилогии о «точном времени» возникло ещё одно популярное в НФ словцо — «терраформирование». Он также много работал как критик и вдумчивый исследователь фантастики, «немало сделавший для введения её в систему университетского образования» (Вл.Гаков). И даже за автобиографию — «Дитя удивления. Моя жизнь в научной фантастике» — получил премию «Хьюго».

А.Копейкин

29 апреля родился Шарль НОДЬЕ (псевд. — М. О д е н; 1780-1844), французский писатель

…И стал теперь её кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.

Вы, разумеется, помните эти строки из пушкинского «Евгения Онегина». Последний из «кумиров» Татьяны Лариной — «таинственный Сбогар» — благородный разбойник, герой чрезвычайно популярного в своё время романа Шарля Нодье «Жан Сбогар».

Шарль Нодье был человеком разносторонним: энтомолог, лингвист, литературный критик, библиограф и библиофил. Кроме знаменитого романа, он сочинил немало других произведений (в том числе это сказки и романтические повести: «Смарра, или Ночные демоны», «Трильби», «Фея хлебных крошек», «Золотой век», «Жан-Франсуа Синие чулки», «Иннес де Лас Сьеррас», «Бобовое зёрнышко и Цветок горошка» и другие), а также опубликовал программную статью «Фантастическое в литературе», в которой впервые объяснил, что такое «фантастика» и чем она отличается от «сказки» или «легенды».

А.Копейкин

29 апреля родился Владимир Яковлевич ПРОПП (1895-1970), русский фольклорист

«Поклоняться Проппу стали ещё в незапамятные времена, такие незапамятные, что никто и не помнил, что это за Пропп такой и зачем ему следует поклоняться. Много чего знали про Белбога и Чернобога, про Громовика и Мокрую Мокриду, да и про Отсекающую Тени рассказывали немало лишнего; некоторые самолично видели издалека Мироеда, а вот насчёт Проппа никто ничего определенного сказать не мог, у него даже жрецов своих не было. Знали только, что жил он на свете семь с половиной десятков лет и установил все законы, по которым идут дела в мире. Законов тоже никто не помнил, хотя исполнялись они неукоснительно» (М.Успенский. Там, где нас нет).

Обратите внимание, насколько правдива приведённая цитата из остроумно-насмешливого романа-фэнтези Михаила Успенского. Даже годы жизни «Владыки Проппа» указаны верно!

Что и говорить, в учёной среде фольклористов В.Я.Пропп — личность почти легендарная. Всем, кого интересуют сказки, их происхождение и законы (да-да, именно законы), непременно стоит изучить основные труды Владимира Яковлевича. О сказках он знал всё. Загляните в «Исторические корни волшебной сказки», «Морфологию сказки» или «Русский героический эпос» — будете знать столько же.

А.Копейкин

29 апреля родился Рафаэль САБАТИНИ (1875-1950), английский писатель

Иные авторы могут только мечтать о том, чтобы придумать героя, которого полюбят миллионы. Рафаэлю Сабатини это удалось легко, почти играючи, и великолепный капитан Блад с присущей ему элегантностью и непринуждённостью встал в один ряд с Айвенго, д’Артаньяном, Шерлоком Холмсом etc.

sabatini2К своему успеху писатель пришёл не сразу, хотя и довольно скоро. Его слава росла неуклонно, по мере того как печатались его романы. В первой половине прошлого века они выходили буквально один за другим, практически ежегодно: «Рыцарь таверны», «Лето Святого Мартина», «Суд герцога», «Морской ястреб», «Псы господни», «Чёрный лебедь», «Колумб»…

«Одиссея капитана Блада» появилась на свет в 1922 году, когда Сабатини был уже вполне респектабельным литератором. Но на сей раз успех оказался просто оглушительным — таким, что даже вышедший годом раньше роман «Скарамуш» (о временах Великой Французской революции), ставший международным бестселлером, померк на фоне всеобщей бладомании.

В своих произведениях Сабатини, подобно Дюма, искусно соединял исторические факты и художественный вымысел. Как сообщает русскоязычный сайт, посвящённый его творчеству (см.: sabatini.ru), «работу над романом он начинал с чтения книг по истории, от них переходил к документам, к художественным и эпистолярным произведениям эпохи, в которых видел важнейший источник воссоздания “живой реальности прошлого”. Он считал, что историк-романист должен изучить изображаемый им период с такой тщательностью, чтобы чувствовать себя в нём как дома. Но если он знает своё писательское ремесло, предостерегал Сабатини, то не станет загромождать рассказ приобретёнными знаниями, а лишь наполнит и осветит ими своё повествование. В исторических романах, тем более приключенческого характера, правда и авторский вымысел могут находиться в самых разных соотношениях. По мнению Сабатини, автор вправе создать сюжет произведения не только на подлинных событиях, но и на определённой доле вымысла».

Что ж, возможно, это и есть ключ к успеху.

sabatini3

А.Копейкин