17 июня
17 июня родился Михаил Аркадьевич СВЕТЛОВ (1903-1964), русский поэт

Светлову палец в рот не клади — это знали все, кому доводилось с ним иметь дело. О его остротах и язвительных репликах по Москве ходили легенды. Михаил Аркадьевич никогда не лез за словом в карман и всегда называл вещи своими именами. В сознании тут же возникает образ этакого разочарованного в жизни, циничноватого насмешника и зубоскала, которому лучше не попадаться на его острый и злой язычок. Однако образ этот неверен. Почитайте светловские стихи, и сквозь комсомольский пафос, сквозь нарочитую жёсткость или сарказм до вас донесутся порывистые романтические интонации:

Чтоб ты не страдала от пыли дорожной,
Чтоб ветер твой след не закрыл, —
Любимую, на руки взяв осторожно,
На
облако я усадил.

Когда я промчуся, ветра обгоняя,
Когда я пришпорю коня,
Ты с облака, сверху нагнись, дорогая,
И посмотри на меня!..

Я другом ей не был, я мужем ей не был,
Я только ходил по следам, —
Сегодня я отдал ей целое небо,
А завтра всю землю отдам!

М.А.Светлов. Песенка

А.Копейкин

17 июня родился Георгий Евлампиевич НИКОЛЬСКИЙ (1906-1973), русский художник, иллюстратор детских книг

В последнее время издатели буквально из кожи вон лезут, стараясь угодить своему читателю и без конца переиздавая любимые старые книги. Но один должок, и немалый, за ними всё ещё водится. Это книжки-картинки Георгия Никольского.

nikolskiy4«Детки не в клетке», «Звери и зверята», «Лесные малыши», «Наши помощники» — уже из названий становится ясно, каким художником был Георгий Евлампиевич (или просто Евлампич, как его называли друзья). Он рисовал природу и животных: львов, носорогов, оленей, бизонов, волков — всех и не перечислишь. Рисовал с трёх лет, потом в школе, в университете (на биологическом отделении), и так до самого конца. Ему это было необходимо: он видел что-то такое, чего другие не видели, и спешил поскорее зарисовать — поделиться тем, что ему открылось. Сын художника вспоминал, что если у отца не было под рукой карандаша, он рисовал пальцем по воздуху.

Ах, если бы человеческая рука могла оставлять в воздухе видимый след! Пространство наполнилось бы неповторимой «линией Никольского» — уверенной, гибкой, грациозной, о которой искусствоведы и художники пишут с неизменным восторгом и восхищением. Николай Устинов называл Георгия Евлампиевича «художником особого дара»: «…Он был не только изобразителем животных — это был также знаток природы вообще, во всех её проявлениях. Он был превосходным пейзажистом, проникновенным и тонким. Он замечательно изображал солнце, которое в хвойном лесу заплатами ложится на кусты малины, пустые поля и вереницы журавлей над тёмной осенней водой. Или вот: вдруг пробился луч вечернего солнца, полыхнул на фоне чёрной тучи осенний золотой лес, возник тёмный силуэт лося. Тоже осень, но настроение, состояние другое совсем. Весна, лето, зима. Степи, болота, перелески. Всё это у Георгия Евлампиевича было заселено множеством бегающей, ползающей, летающей живности…»

nikolskiy nikolskiy5

В детстве, помню, мне вдруг померещилось, будто на картинке в книжке Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Год в лесу» изображены не два птичьих силуэта, летящие на фоне пробуждающегося весеннего неба, а чьи-то глаза. Пантеист, вероятно, сказал бы на моём месте, что это глаза самой природы, глядящей с небес на землю. Хотите верьте, хотите нет, но тогда мне именно так и казалось: глаза природы, увиденные зорким взглядом художника Никольского и запечатлённые для всех нас.

nikolskiy2

А.Копейкин