13 июля
13 июля родился Михаил Иванович ПУГОВКИН (1923-2008), русский киноактёр

«Википедия» рассказывает массу интересного: во-первых, настоящая фамилия Михаила Ивановича не Пуговкин, а Пугонькин; во-вторых, в Школу-студию МХАТа великий Иван Москвин принял талантливого парня, несмотря на то что за плечами у него было всего три класса сельской школы (деревня Рамешки Чухломского района Костромской области); а в-третьих — если вы не знали! — на вокзале города Харькова стоит памятник, который изображает Михаила Ивановича Пуговкина в роли отца Фёдора из «12 стульев». Что же касается творческого вклада в отечественное искусство, можно смело сказать: советский кинематограф был бы немножко другим без многочисленных уморительно смешных хитрованов, бюрократов и проходимцев, которых сыграл Пуговкин.

Для детей знаменитый актёр — прежде всего царь. Иногда его зовут Еремей («Варвара-краса, длинная коса»), иногда — Федот («На златом крыльце сидели…»). Только в картинах главного нашего сказочника Александра Роу Михаил Иванович был царём четыре раза, и даже Александр Абдулов, когда снимал в 2000 году своих игровых, не мультяшных «Бременских музыкантов», на роль короля тоже позвал Пуговкина.

Вот вам и деревня Рамешки Чухломского района…

И.Линкова

13 июля родился Исаак Эммануилович БАБЕЛЬ (1894-1941), русский писатель

Ещё недавно читающие молодые люди знали невероятные тексты Бабеля чуть ли не наизусть. Не все, конечно, но уж «Одесские рассказы» — наверняка.

«Маня, вы не на работе…»

«Новая метла стояла без движения…»

И ещё вот это, самое замечательное: «Вы знаете всё. Но что пользы, если на носу у вас по-прежнему очки, а в душе осень?..»

Жизнь поменялась. Беня Крик по прозвищу Король на своём красном автомобиле, играющем «марш из оперы “Смейся, паяц”», вряд ли может теперь соперничать в рейтингах подростковой популярности с «бригадиром» Сашей Белым или очередным «пиратом Карибского моря».

Но с Исааком Бабелем не может соперничать никто, ибо дело не в сюжете или фейерверке пертурбаций. Искусство происходит иначе. «Я беру пустяк, — говорит Бабель, — анекдот, базарный рассказ и делаю из него вещь, от которой сам не могу оторваться. Она играет. Она круглая, как морской голыш. Она держится сцеплением отдельных частиц. И сила этого сцепления такова, что её не разобьёт даже молния».

И.Линкова

13 июля родился Николай Александрович РУБАКИН (1862-1946), русский библиограф, книговед, писатель

Всю жизнь Николай Рубакин посвятил книгам. 115 000 (сто пятнадцать тысяч!) томов насчитывала его библиотека, которую он перед отъездом в Швейцарию передал Всероссийской лиге образования (теперь это «рубакинский фонд» бывшей «Ленинки»).

Деятельность Николая Александровича на ниве народного просвещения, книговедения и библиографии в целом хорошо известна. Главной заслугой «великого энциклопедиста», как сказал о нём Ромен Роллан, является изучение проблем руководства чтением и пропаганды (выражаясь современным языком, продвижения) книги. И то и другое, по его мнению, должно опираться на всестороннее знание читательских потребностей и особенностей восприятия (Рубакин считается основоположником и крупнейшим теоретиком новой науки — библиопсихологии).

Многое в его трудах ещё предстоит оценить по достоинству — недаром в Российской государственной библиотеке регулярно проводятся Рубакинские чтения. Но уже сейчас ясно: взгляды Николая Александровича на книгу и читателя нисколько не устарели, наоборот, само нынешнее время как нельзя лучше доказывает его правоту. Жаль вот только, не видно пока на горизонте нового Рубакина, способного воплощать свои идеи в жизнь так же последовательно и темпераментно, как это делал когда-то он сам.

А.Копейкин

13 июля родился Харрисон Дж. ФОРД (р. 1942), американский киноактёр

Шрам на подбородке, кривая ухмылка, нагловатый взгляд — и перед нами живой герой культовой эпопеи «Звёздные войны» космический капитан-контрабандист Хан Соло. Добавим чуточку интеллигентности (наденем, к примеру, шляпу и очки) — и вот вам новый образ, ничуть не менее культовый, — знаменитый археолог и искатель сокровищ Индиана Джонс.

Какое сказочное везение: сняться у двух крупнейших кудесников Голливуда — Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса! Для Харрисона Форда это был поистине бесценный опыт. А сколько любви и зрительского обожания немедленно обрушилось на молодого актёра!

Серьёзные роли — такие, в которых уже нельзя было выехать на одном природном обаянии и чувстве юмора, — пришли не сразу. Хорошо, что они всё-таки пришли, и первой стала роль Рика Декарта, мрачного охотника на андроидов из фильма ещё одного легендарного режиссёра Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы» (по классическому НФ-роману Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»).

Удивительно, но и в почтенном возрасте Форд не расстался с «авантюрным» прошлым — не так уж давно он снялся в четвёртой, заключительной серии саги об Индиане Джонсе. Говорят, актёр поставил условие Спилбергу и Лукасу: если они не напишут сценарий нового фильма до 2008 года, то по понятным причинам уже не смогут на него рассчитывать. Режиссёры были вынуждены поторопиться, и последняя часть голливудской франшизы (увы, не самая удачная) вышла на экраны в рекордно короткие сроки.

А.Копейкин