30 июля
30 июля родилась Эмили БРОНТЕ (1818-1848), английская писательница

Нет, Эмили Бронте никогда не выходила замуж за богатого соседа. И не было рядом человека, о котором она могла бы сказать: «Я и есть Хитклиф!» Так сказала только героиня романа «Грозовой перевал», который Эмили написала за год до смерти. Так сказала Кэтрин, терзаемая непреодолимым порывом, не земной, но какой-то совсем другой страстью к изгою, почти чудовищу, который когда-то был другом её детства. И эта взаимная всепобеждающая страсть, чуждая примитивных людских утех, была так велика, что даже после смерти Кэтрин возлюбленные встречались вновь и вновь, мистически продолжая свой необыкновенный духовный поединок.

bronte2Так писала Эмили Бронте, одна из трёх сестёр, вошедших в историю английской и мировой литературы, как некий удивительный феномен превращения скромных дочерей провинциального пастора в знаменитых писательниц. «Грозовой перевал» — единственный роман Эмили. В предисловии ко второму его изданию старшая сестра Шарлотта, автор незабываемой «Джейн Эйр», назвала книгу исступлённым воплем человеческой муки и, как будто извиняясь перед читателями, утверждала, будто Эмили «не ведала, что творила».

Вряд ли. Последующие годы показали, что душераздирающая любовная коллизия — только умелый узор на краю целой бездны человеческих несовершенств. Недаром Сомерсет Моэм включил «Грозовой перевал» в десятку лучших романов мира, а век кино принёс этой старой истории несколько разнообразных экранизаций.

Сейчас существует мнение, что роман обществом «уже прочитан», и пора обратиться к стихам Эмили, которые когда-то были изданы сёстрами Бронте под псевдонимом «братья Белл». В 1846 году в Англии было продано 2 (два) экземпляра этой книги. Теперешние ценители литературы сравнивают поэтические строки Эмили с творческими вершинами Блейка, Шелли и Байрона.

И.Линкова

30 июля родился Владимир Иванович ГАЛЬДЯЕВ (1938-2001), русский художник, иллюстратор детских книг

Журналисты говорили, что к художнику Гальдяеву хорошо приходить в гости, потому что там все художники: брат, жена, дочка и даже внучка.

К началу нового столетия накопилось 500 книг, которые проиллюстрировал Владимир Иванович. Лучшей своей работой он считал рисунки к рассказу Валентина Распутина «Уроки французского» и признавался, что любит придумывать картинки для стихотворений Сергея Михалкова.

Раскрашивал свои графические сочинения не очень часто. Чёрная тонкая линия сама умела летать по белой бумаге так, будто всё нарисованное состоит даже не из воздуха, а только из мимолётного ветра.

galdyayev2 galdyayev3 galdyayev4

И.Линкова

30 июля родился Анатолий Владимирович КОКОРИН (1908-1987), русский художник, иллюстратор детских книг

kokorin3Книга называется «В стране великого сказочника» (см.: ПОРТРЕТ КНИГИ: Книга художника). Это путешествие по Дании, по местам, где жил или просто гулял Ханс Кристиан Андерсен. Это единственная книга, в которой художник Кокорин сам написал слова, сам рассказал и про страну, и про сказочника. Слова хорошие, но дело, разумеется, в другом.

Оказалось, что если на многих страницах, то в цвете, то лёгким чёрным росчерком нарисовать всё-всё — дома, деревья, детишек, старушек, моряков и торговок рыбой, а между ними — бесчисленные портреты Ханса Кристиана (и молодого, и старого, и в полный рост, и в карете, и в профиль, и вполоборота) — если нарисовать так, всё оживает. И в первую очередь — сам Андерсен, ужасно некрасивый и совершенно прекрасный.

Ни о каком другом детском писателе такой книжки больше нет. Как принято говорить в подобных случаях, «даже если бы художник сделал только это…» Но книга об Андерсене родилась уже на склоне жизни Анатолия Владимировича и вышла в свет на следующий год после кончины автора. Перед этим были целые десятилетия плодотворной работы и широкого признания.

Кокорин пришёл в детскую литературу из литературы взрослой и сделал это не по стечению обстоятельств, но вполне сознательно. Он хотел воспитывать художественный вкус маленьких читателей, он сумел наполнить детскую книгу лёгким и светлым изяществом. Недаром искусствоведы считали главным достоинством произведений Кокорина «высокую культуру переживания».

«Сказки» Пушкина, «Сказки» Шарля Перро, «Конёк-Горбунок» и «Золотой ключик», стихи Джанни Родари… — список удачных работ можно было бы продолжить. И всё-таки Андерсен в творчестве Кокорина навсегда остался самым главным. Многочисленные иллюстрации к его сказкам, изучение эпохи и судьбы Ханса Кристиана, поездки на его родину постепенно превратили писателя и художника в современников, соавторов, почти друзей. И жалеть можно только о том, что Андерсен этого не знает.

kokorin2 kokorin4

И.Линкова

30 июля родился Лев Алексеевич ТОКМАКОВ (1928-2010), русский художник, иллюстратор детских книг
tokmakov0

Какие злющие коты! Вам страшно? Не очень? А почему — не очень?..

Потому что Лев Алексеевич Токмаков никогда ребёнка не обидит и ничего до конца страшного, злого или просто грустного в книжках своих не нарисует. Если и есть во всех его картинках что-то одно, обязательное, так это — улыбка. И ещё такое чувство, будто всех нарисованных, от мышонка до ребёнка, художник Токмаков сначала подержал в ладонях, согрел, погладил по головке, а уж потом отпустил в книжку.

tokmakov2Лев Алексеевич всегда работал много и успешно: список оформленных им книг перевалил за три сотни. Три десятка из этого множества — совместные издания семьи Токмаковых: стихи Ирины Петровны и картинки Льва Алексеевича. Это особенно хорошие книжки, которые появились на свет, как любимые дети: «Где спит рыбка», «Вечерние сказки», «Деревья», «Летний ливень», «Карусель», «Крошка Вилли Винки»…

Кто-то из критиков сказал об Ирине Петровне: «Токмакова даёт природе голос ребёнка». Так и есть. А Лев Алексеевич? Наверное, прежде чем рисовать, он строго спросил весь этот окружающий мир:
— Ты помнишь, что на тебя смотрят дети?

Окружающий мир застеснялся, принарядился и повернулся к художнику светлым боком.

До последних дней сочинял и украшал книги художник Лев Токмаков. В 2004 году вышла в свет необычная, пожалуй, даже неожиданная его работа — «Потешные прогулки по Москве». В сущности, это просто ответы на вопросы ребят, которые писали в газету «Пионерская правда» и просили разъяснить, когда это на Зубовской площади жили зубные врачи, а по всей Москве продавали тёщин язык. Газета попыталась ответить, но не справилась. Справился художник Токмаков. Он сам написал короткие простые тексты и нарисовал такие картинки, на которых всё интересно, ярко и весело. Даже Пушкин.

Если же кому-то захочется совсем близко познакомиться с одним из настоящих подвижников нашей детской литературы, найдите большой альбом, который так и называется — «Художник Лев Токмаков». Там очень много «весёлых картинок», серьёзных слов Льва Алексеевича об искусстве детской книги и добрых слов о творчестве самого мастера.

tokmakov3

И.Линкова

30 июля родился Николай Петрович ВАГНЕР (псевд.: Кот-Мурлыка; 1829-1907), русский писатель

Совершенно невозможно поверить, что бывают на свете люди, которые впервые прочитали сказки Андерсена в 40 лет. Но это чистая правда: именно так, в сорокалетнем возрасте, раскрыл однажды книгу великого датчанина Николай Петрович Вагнер. Сказки ему, в общем-то, понравились. Однако он подумал, что сам мог бы написать не хуже, а то и лучше.

Определённый опыт публикаций учёный-энтомолог Вагнер уже имел. Его докторская диссертация называлась «Общий взгляд на паукообразных», а лучшее исследование, удостоенное премии Парижской академии, было посвящено «самопроизвольному размножению гусениц у насекомых». Что касается мировоззренческих исканий, то здесь произошла эволюция от вдохновенного христианства к атеизму, а затем от атеизма к спиритизму. В результате Николай Петрович стал Президентом Русского общества экспериментальной психологии.

Вот такой человек и принялся состязаться с Андерсеном.

За три года он написал дюжину историй, которые составили знаменитое издание «Сказки Кота-Мурлыки». Несмотря на упрёки некоторых современников в «романтическом фразёрстве» и прочих грехах, приключения феи Фантасты etc. пользовались у современников Вагнера бурной популярностью.

Насколько это читабельно по нынешним временам — решать каждому читателю лично. Заметим только, что начиная с 90-х годов минувшего века, Кот-Мурлыка был переиздан неоднократно. Более того, вышли в свет три выпуска аудиокниги того же содержания, а святочный рассказ «Телепень» был прочитан в аудиосборнике вместе с произведениями классиков русской литературы: Н.Лескова, А.Куприна и И.Шмелёва.

vagner

И.Линкова

30 июля родился Александр Фомич ВЕЛЬТМАН (1800-1870), русский писатель

«Мы, люди, вообще многого не знаем, многого не видим, что около нас делается, не ведаем всего, что на свете есть и чего нет. Такова, верно, природа людей; в этом-то, может быть, и заключается сущность дела: видеть и в то же время не видеть, знать и в то же время не знать», — так начинается рассказ Александра Фомича Вельтмана «Не дом, а игрушечка!». Затейливый такой рассказ, в котором (в середине позапрошлого века!) встречаются как ни в чём не бывало влюблённые персонажи Порфирий и Сашенька, Александр Сергеевич Пушкин под собственной фамилией и парочка домовых, повздоривших из-за того, что их отдельные домики подвели под одну крышу.

veltman2За долгие годы, минувшие с тех пор, писателя Вельтмана часто называли «забытым» и несколько раз «возвращали» нашей литературе. То выяснялось, что его исторические романы небезынтересны, то привлекали внимание воспоминания о Пушкине, с которым Вельтман был неплохо знаком, то вдруг в очень обильных и разнообразных сочинениях начинали искать предтечу и Достоевского, и Лескова, и даже Михаила Булгакова.

В нашу литературную эпоху, провозгласившую своим девизом «fantasy forever!», Александр Фомич, разумеется, превратился в фантаста. И недаром. Оказывается, этот окончательно обрусевший потомок шведских дворян впервые в русской литературе описал путешествие в прошлое, правда, не на машине времени, а при помощи волшебного существа. Роман был опубликован в 1836 году и назывался «Александр Филиппович Македонский. Предки Калимероса». Тремя годами раньше Вельтман изобразил идеальную страну будущего. Если верить названию этого романа — «MMMCDXIVIII год. Рукопись Мартына Задеки», счастье наступит не так скоро, только в 3448 году.

Близкий друг Владимира Даля, Александр Вельтман активно увлекался фольклорными мотивами. Он, конечно, не пересказывал сказки, когда писал романы «Кощей бессмертный», «Светославич, вражий питомец», «Новый Емеля, или Превращения», но сказочный дух как будто витал над приключениями его героев.

Наслушавшись таких разнообразных обещаний, не стоит слишком обольщаться: старомодная проза писателя Вельтмана — чтение на любителя. Впрочем, если подсчитать, сколько текстов этого автора выложено в Интернете, станет ясно, что любителей найдётся не так уж мало.

И.Линкова

30 июля родился Борис Валерианович ЛЯПУНОВ (1921-1972), советский библиограф, автор научно-популярных книг

Биографию этого человека хочется пересказать дважды — сначала цифрами, а потом словами. Он написал тридцать четыре книги, множество статей, несколько сценариев научно-популярных фильмов, и всё это сделал за короткие пятьдесят лет жизни. Особенно поражает количество информации, которая, как выяснилось, способна уместиться даже в небольшом по объёму издании. Достаточно сказать, что в одной из самых известных своих работ — сборнике «В мире фантастики» — автор сумел прокомментировать или хотя бы упомянуть более шестисот (!) писательских имён.

lyapunov2Все эти цифры звучат удивительно, если не знать о главном: беззаветной преданности Бориса Ляпунова одной цели и довольно редкой профессии, которую он избрал.

В середине XX века люди верили, что наука — это наша общая надежда на будущее. Борис Ляпунов верил очень сильно. Ещё школьником написал письмо Константину Эдуардовичу Циолковскому, получил ответ, всей душой «принял эстафету» и сделал всё, что смог, для роста новых идей. Он стал рассказывать сам, а главное — знакомить читателей с теми людьми, которые умели увлекательно говорить про научные достижения и не боялись мечтать. Писатель и публицист Ляпунов прокладывал маршрут «факт — фантазия — фантастика», а библиограф Ляпунов делал этот маршрут практически бесконечным, потому что выстраивал цепочки книг с глубоким пониманием дела.

Сухое определение жанра «библиографический указатель» приобретает новый смысл, если перечислить хотя бы часть направлений в литературе, которые успел «указать» Борис Ляпунов: «Библиография русской дореволюционной и советской фантастики и критики», «Научная фантастика о проблемах техники», «Научная фантастика о проблемах физики и химии», «Научная фантастика в кино», «Советская фантастика за 50 лет»…

Именно Борису Ляпунову мы обязаны возвращением в литературный строй Александра Беляева. Кажется невероятным, но безусловный классик отечественной фантастики был почти забыт в послевоенные годы. Борис Валерианович всячески способствовал изданию его сочинений, писал сопроводительные статьи, а в 1967 году выпустил в свет отдельной книгой большой критико-биографический очерк «Александр Беляев».

Его собственные научно-популярные и научно-художественные книги были очень разнообразны: «Неоткрытая планета» (про неизведанную Землю), «Впереди океан!» (про подводные тайны), «Люди, ракеты, книги» (про пионеров космоса, от Циолковского до Королёва), «Из глубины веков», «Открытие мира»… Но всегда и прежде всего занимали Бориса Ляпунова новые, небывалые отношения Человека и Вселенной. Более полувека тому назад он мечтал о «старте межзвёздного флота, освоении Луны, изменении марсианского климата, создании искусственных планет и строительстве баз на астероидах». Даже срок исполнения чудес был указан конкретно: 2024 год.

И.Линкова