21 августа
21 августа родился Виктор Сергеевич РОЗОВ (1913-2004), русский писатель, драматург

Лучшие пьесы Виктора Розова — явление оттепели: «В добрый час!», «В поисках радости»… Проникнутые яростной надеждой на перемены, они посвящены молодым и не утратили актуальности поныне, несмотря на то что остались в своём времени и воспринимаются теперь, скорее, с ностальгическими чувствами.

Многие театральные постановки розовских пьес вошли в историю российского театра, а замечательный фильм Анатолия Эфроса «Шумный день» (с молодыми О.Табаковым, Л.Толмачёвой, Л.Круглым, потрясающей В.Сперантовой) до сих пор смотрится на одном дыхании.

А.К.

21 августа родился Анатолий Тихонович ГЛАДИЛИН (1935-2018), русский писатель

gladilinАнатолий Гладилин не успел оставить в детской литературе заметного следа, хотя и пытался, подобно другим диссидентам, укрыться там от неумолимо надвигающегося «застоя».

В 1976 году писатель принял окончательное решение навсегда покинуть Советский Союз, и его приключенческая повесть-сказка «Секрет Жени Сидорова», вышедшая годом раньше, была в срочном порядке изъята из фондов детских библиотек.

А жаль. Ироническая и слегка абсурдная история пионера, разъезжающего по разным историческим эпохам на волшебной тележке времени, могла бы иметь успех не только у детской аудитории.

21 августа родился Кристофер Робин МИЛН (1920-1996), английский мемуарист, автор книги воспоминаний «В заколдованном лесу», сын Алана Александра Милна

Нет-нет, он вовсе не собирался становиться литературным героем, всё получилось само собой. Он просто родился и потихоньку рос, а его папа…

Вообще-то мы уже давно обо всём рассказали, повторяться не будем. Если хотите узнать, что произошло ровно через год после рождения Кристофера Робина Милна и потом сделалось всеобщим достоянием, обязательно загляните вот сюда: МУЗЕЙ КНИГИ: ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ: ВИННИ-ПУХ.

А.К.

 

21 августа родился Леонид Николаевич АНДРЕЕВ (1871-1919), русский писатель

andreyevИз обширного наследия Леонида Андреева к детскому чтению принято относить лишь отдельные рассказы. Больно уж мрачен был «сфинкс» российской интеллигенции, которого ещё называли «чёрным вороном» и даже «апостолом тьмы» — за какую-то почти болезненную приверженность к теме смерти.

К счастью, нам незачем сейчас углубляться в эту тему, достаточно сосредоточиться на условно «детских» рассказах «Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська» и других. С некоторых пор они приобрели статус школьно-хрестоматийных, хотя относятся к самому раннему периоду творчества писателя, периоду «крепкого реализма», отмеченного влиянием Чехова и Горького. Рассказы эти тоже довольно невеселы, однако лишены того ужаса и беспросветности, того «рыдающего отчаяния», которое с годами станет характерной чертой зрелого Андреева. Некоторые («Ангелочек», «Баргамот и Гараська») откровенно написаны как «пасхальные» или «рождественские» и являют собой образцы сентиментальной прозы, призванной пробудить в читателе сочувствие к «маленькому человеку», «Петька на даче» заставляет вспомнить чеховского «Ваньку», а, к примеру, «собачий» рассказ «Кусака» — чеховскую же «Каштанку».

«Мне не важно, кто “он” — герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина, — писал Андреев Чуковскому. — Мне важно только одно — что он человек и как таковой несёт одни и те же тяготы жизни. Более того: в рассказе “Кусака” героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

А.Копейкин