22 октября
22 октября родился Козьма Терентьевич СОЛДАТЁНКОВ (1818-1901), русский книгоиздатель

«Издательство Солдатёнкова и Н.М.Щепкина» было основано в 1856 году. С этого момента началась деятельность одного из крупнейших российских книжников, чья личная библиотека, завещанная Румянцевскому музею, насчитывала около восьми тысяч томов.
У себя в издательстве Козьма Терентьевич выпускал сочинения В.Г.Белинского, Д.В.Григоровича, А.В.Кольцова, Н.А.Некрасова, «Народные русские сказки» и «Народные русские легенды» из собрания А.Н.Афанасьева.
Начав в 1862 году работу без Н.М.Щепкина, он почти не изменил свою издательскую политику. В издательстве Солдатёнкова печатались стихи А.А.Фета, Я.П.Полонского, С.Я.Надсона, шедевры всемирной литературы, как, например, гомеровская «Илиада» или «Драматические сочинения» Шекспира. Здесь же впервые увидели свет «Отцы и дети» И.С.Тургенева.

 

22 октября родился Михаил Соломонович МАЙОФИС (р. 1939), русский художник, иллюстратор детских книг

Валерий Траугот считает, что в образе мальчика-старичка из «Сказки о потерянном времени» (рис. слева) Михаил Майофис изобразил самого себя. «Это — шуточный автопортрет художника, — уверяет В.Траугот. — Сразу ясно, что М.Майофис — человек остроумный и добрый. И вовсе не старый. И талантливый. Книги, которые он иллюстрировал, — «Приключения барона Мюнхаузена» Распэ, «Сказки» Пушкина, сборник «Шёл солдат», «Истории из Бедокурии» Фаллады — стали событием не только для читателей, но и для художников».

 

Всё так и есть. Едва ли не каждая книга, оформленная Михаилом Соломоновичем, становится настоящим событием в книжной графике, столько выдумки, изобретательности и подлинного таланта всякий раз вкладывает художник в своё творчество. У него есть собственный, ни на кого не похожий почерк, по которому сразу можно отличить его книгу от череды прочих и радостно воскликнуть: «Да это же Майофис!». К названным уважаемым В.Трауготом удачам Михаила Соломоновича следует прибавить ещё много-много других. Перечислим лишь некоторые: «Женитьба» Н.В.Гоголя, «Бабушка Вьюга» и «Бременские музыканты» братьев Гримм, «Боярин Орша» М.Ю.Лермонтова (см. выше), «На острове Сальткрока» А.Линдгрен, «Кот в сапогах» Ш.Перро, «Бармалей» К.И.Чуковского, «Рассеянный волшебник» Е.Л.Шварца, «Круглая тайна» В.С.Шефнера…
К образу барона Мюнхгаузена художник, видимо, испытывает особую привязанность, потому что одной из лучших его работ безусловно стоит признать рисунки к другой версии похождений этого непревзойдённого враля — «Удивительные путешествия, походы и весёлые приключения Барона фон Мюнхгаузена на воде и на суше, о которых он обычно рассказывал за бутылкой вина в кругу своих друзей» Г.А.Бюргера.

22 октября родился Георгий Эмильевич ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ (1934-2015), русский кинорежиссёр, сценарист, актёр

Был в нашем кино период, когда музыкальные фильмы, снятые по большей части для телевидения, сыпались буквально как из рога изобилия. Не последнее место в этом производстве зрелищ занимал режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич. На общем фоне его работы выделялись лихостью, бесшабашностью и откровенной «хитовостью».
Встречались, конечно, и те, кто презрительно морщил нос при первых тактах песни «Пора-пора-порадуемся…», но даже они отлипали от голубых экранов, приложив немалые усилия. В самом деле, каким только метаморфозам не подвергались на протяжении веков многострадальные «Три мушкетёра»! Сделать из них залихватский легкомысленный мюзикл — это, поверьте, ещё не самое страшное. Народу ведь только того и надо, думают иные кинодеятели, — чтобы на экране мелькали популярные актёры в красивых костюмах да распевали привязчивые песенки.
Отчасти они, разумеется, правы. С другой стороны, эксплуатировать подобный успех можно лишь до известного предела. Два сиквела, появившиеся в начале девяностых, зрители, хоть и давясь, но съели. Зато свежеприготовленное «Возвращение мушкетёров…» сумели переварить только самые стойкие.
Впрочем, сагой о д’Артаньяне и его друзьях заслуги Юнгвальда-Хилькевича перед отечественным кинематографом не исчерпываются. По мотивам русских народных сказок он поставил фильм (тоже музыкальный) «Туфли с золотыми пряжками», сделал три экранизации произведений Сергея Абрамова — «Двое под одним зонтом», «Сезон чудес» и «Выше Радуги», а к творчеству Александра Дюма обратился ещё раз в связи с другим его романом — «Граф Монте-Кристо», по которому снял кинокартину «Узник замка Иф». Лучшая же работа режиссёра — «Опасные гастроли» (с участием В.Высоцкого) — осталась в далёких шестидесятых.

22 октября родился Иван Алексеевич БУНИН (1870-1953), русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе

«Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака — всё жило своей собственной, настоящей жизнью. И вот я внезапно почувствовал это и очнулся от книжного наваждения, отбросил книгу в солому и с удивлением и с радостью вижу, слышу, обоняю, — главное, чувствую что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом и о чём никогда не пишут как следует в книгах» (И.А.Бунин. «Книга»).

ДЕТСТВО
 

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шёлк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

См. также:Бунин, Иван Алексеевич
БУНИН, ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ
Lib.ru/Классика. Бунин Иван Алексеевич. Собрание сочинений

22 октября родился Виталий Михайлович ЧЕРНОВ (1925-1989), русский писатель

Судьба фантастического романа «Сын Розовой Медведицы» липецкого писателя Виталия Чернова сложилась счастливо: он дважды издавался московской «Детской литературой» в популярнейшей «рамочке» («Библиотеке приключений и научной фантастики»), в промежутке было переиздание вВоронеже под одной обложкой с приключенческой повестью «След Царёвой тропы», а последний раз эта увлекательная книга встречалась со своими читателями всего два года назад, когда её включили в серию «Классика приключенческого романа».
Даже критик Всеволод Ревич, обычно скупой на похвалы, нашёл для Виталия Михайловича добрые слова в своей итоговой работе «Перекрёсток утопий»:«Увлечённая мировоззренческими, моральными, разоблачительными и прочими важными заботами наша фантастика порой упускала из виду, что молодёжь больше всего привлекает приключенческий дух. Поэтому так свежо прозвучал в других отношениях вполне традиционный роман Виталия Чернова “Сын Розовой Медведицы”».
Сюжет его в самом деле традиционен — ещё одна история о Маугли. Только на сей раз человеческого ребёнка берёт на воспитание не волчья стая, а медведица, лишившаяся собственных детёнышей. Впрочем, рассказано об этом с большим энтузиазмом и весьма достоверно, что также отмечал Вс.Ревич: «Конечно, автор несколько очеловечивает повадки и разум животных, но далеко не в той степени, как это сделал Киплинг в “Книге Джунглей”, и тем более Берроуз в “Тарзане”».

22 октября родился Спартак Васильевич МИШУЛИН (1926-2005), русский актёр

В Театре Сатиры, где Спартак Мишулин служил до конца своих дней, за ним закрепилась стойкая репутация «мастера эксцентрического эпизода»; с большими ролями ему не особенно везло. Впрочем, иные актёры радовались хотя бы одной роли, в которой их запомнили и полюбили зрители. У Мишулина таких ролей было три: Саид в «Белом солнце пустыни», пан Директор из «Кабачка» и, разумеется, Карлсон, который живёт на крыше.
У него получился грустный Карлсон. Трудно сказать, чего в этом образе было больше — эксцентрики и буффонады или же лирики и драматизма. «Карлсона будут любить, пока не уйдёт одиночество, — говорил актёр, — а оно не уйдёт, потому что родители, хотя и любят своих детей, но в первую очередь думают о материальном. Так вот, пока дети будут чувствовать себя одинокими, они будут верить в Карлсона».