16 ноября
16 ноября родился Александр Кириллович ДИТРИХ (1926-1996), русский писатель-популяризатор

«Ну вот, дружок, мы и встретились с тобой…», — так начинается одна из многочисленных книжек А.К.Дитриха, а сама интонация этой фразы — настоящий пароль к его способу общения с детьми.

ditrihЖанр произведений этого писателя можно было бы назвать развлекательно-воспитательной популяризацией. Перечислить темы и поводы этой популяризации весьма затруднительно, потому что автор пытается растолковать детям почти всё: состав пластмассы, изготовление сахара, жизнь леса, воды, земли и т.д. Героем повествования может стать кто и что угодно, например: школьный Мелок, Ручка, тётушка Тряпка и дядюшка Глобус. При этом персонажи не только становятся трансляторами полезных знаний, но и ведут себя чрезвычайно поучительно: вот в конце большого приключения, названного «Белым по чёрному», смелый и деятельный Мелок истирается буквально до крошки и бесследно исчезает, отдав всего себя благородному делу обучения детей. Стоит ли говорить, что в прикнижных аннотациях такие литературные конструкции уважительно называются сказками. Кроме того, почти всегда проза А.К.Дитриха чередуется со стихами, живо напоминающими тот период в нашей детской литературе, когда не зарифмованный материал считался малодоступным для детей младшего возраста.

Самая характерная книга этого автора — огромный том под названием «Почемучка», созданный в соавторстве с Г.А.Юрминым и переиздающийся с завидной регулярностью. Если в анонсах книжных Интернет-магазинов вы увидите слово «Потомучка», не думайте, что произошла опечатка, — это просто следующий том, развитие неисчерпаемых возможностей тотального истолкования мира «в образной форме».

И.Линкова

16 ноября родился Митио (Мичио) МАДО (1909-2014), японский поэт, обладатель Международной Золотой Медали им. Х.К.Андерсена (1994)

Если бы можно было быстро-быстро добежать до Японии, я хотела бы в день столетнего юбилея Мичио Мадо встать под его окном с охапкой белых хризантем, хотя почти ничего не знаю про этого человека.

Молоденький —
Листок — в рамке своего контура.

Прозрачный —
Листок — в рамке из воздуха.

Наивный —
Листок — в рамке Вселенной.

Трепетный —
Листок — в рамке Времени.

Из-за всех этих рамок
Позову его тихо:
— Листо-о-ок!

Это — стихотворение для детей. Во всяком случае, в Японии думают именно так и считают Мичио Мадо классиком японской детской литературы. Сначала он был инженером, но, насмотревшись на нелёгкую жизнь ребятишек на острове Тайвань (который до 1945 года был японской колонией), стал сочинять колыбельные и потихоньку превратился в профессионального поэта. За долгие годы жизни Мичио Мадо выпустил множество стихотворных сборников. Сейчас мы перечислим несколько названий, и вам сразу захочется выучить японский: «Песенки фасоли», «Песенки вещей», «Песенки животных», «Песенки растений», «Песенки человека», «Песенки Вселенной»… Одну из этих книжек японская императрица Мичико перевела на английский язык, а проиллюстрировал издание художник Мицумасо Анно, который так же, как Мичио Мадо, является лауреатом премии Андерсена.

По-русски целой книжки до сих пор нет. Есть четыре стихотворения, которые в 1994 году перевёл для журнала «Мурзилка» Юрий Коваль; есть относительно новый (2007 года) мультфильм «Солнце — жёлтый жираф», где среди детских стихов из разных стран присутствуют строчки Мичио Мадо; есть, наконец, небольшая заметка на сайте Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, где тоже цитируются стихи этого, наверное, замечательного поэта.

veer

И.Линкова

16 ноября родился Николай Робертович ЭРДМАН (1900-1970), русский драматург, поэт, сценарист

Можно только гадать, что бы досталось детям, если бы в начале 1930-х Николай Эрдман не был подвергнут политическим репрессиям за пьесу «Самоубийца», в которой один из героев говорит буквально следующее: «…то, что может подумать живой, может высказать только мертвый». Трудно представить, что подобную смелость позволил себе человек, который участвовал в создании самых советских кинокомедий «Весёлые ребята» и «Волга-Волга». Но это факт.

После завершения трёхлетней ссылки творчество Николая Эрдмана было разнообразным, но уже не страшным для властей. Тут-то и повезло детям: на свет появились замечательные сценарии, которые стали замечательными фильмами: «Принц и нищий», «Город мастеров», «Каин XVIII» (в соавторстве с Евгением Шварцем), «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы» (оба — в соавторстве с Михаилом Вольпиным). Про мультики и говорить нечего — их целое созвездие: «Снежная королева», «Лягушка-путешественница», «Приключения Буратино», «Дюймовочка», «Кошкин дом» и «Двенадцать месяцев» (в соавторстве с Самуилом Маршаком)…

Только не стоит терять чувство масштаба, когда речь идёт о творчестве Николая Эрдмана. Один из исследователей и почитателей пишет так: «Маяковский его просил: “Научите меня пьесы писать!” Есенин считал самым одарённым поэтом-имажинистом. Горький приглашал на Капри… Им восхищались Булгаков и Зощенко, Мандельштам и Пастернак, Платонов и Эйзенштейн… Он написал две пьесы: “Мандат” и “Самоубийца”. Всё прочее — записки на манжетах. Но кто считает?..»

Действительно, кто считает? Кто знает, что важнее: рассказать взрослым правду или детям — правдивую сказку?

И.Линкова

16 ноября — Международный день толерантности (терпимости)

tolerantnostСм. также: Международный день, посвящённый терпимости

Международный день, посвященный терпимости: 16 ноября