05 декабря
5 декабря родился Афанасий Афанасьевич ФЕТ (Ш е н ш и н; 1820-1892), русский поэт

К дню рождения А.А.Фета можно было бы, не мудрствуя лукаво, припомнить что-нибудь совсем детское, хрестоматийное («Печальная берёза…», «Чудная картина…», «Ласточки пропали…»), умилиться, растрогаться и… успокоиться до следующей годовщины. Но дело в том, что поэзия Фета нужна человеку не только в пору младенчества, детства и отрочества.

fet2Ни за что не узнаешь наверняка, когда может понадобиться Фет с его «чистым искусством», с его отрешённостью от всего будничного, с бесконечными рассветами и закатами, с неповторимой «музыкой слова». Но что он понадобится — совершенно точно.

В дневниках К.И.Чуковского есть такая запись: «Стал читать Фета, одно стихотворение за другим, и всё не мог остановиться, выбирал свои любимые, и испытывал такое блаженство, что, казалось, сердце не выдержит — и не мог представить себе, что есть где-то лю¬ди, для которых это мертво и ненужно. …эта лирика — есть счастье, которое может доверху наполнить всего человека…»

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать её начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно.

А.А.Фет

А.Копейкин

5 декабря родился Валериан Васильевич ЩЕГЛОВ (1901-1984), русский художник, иллюстратор детских книг, плакатист

«Закрытые тёмными шторами окна. Светомаскировка. В редакции “Комсомольской правды” полным ходом идёт подготовка очередного номера газеты. Немцы в нескольких десятках километров от Москвы.

За столом, заваленным листами белой бумаги, красками, карандашами, перьями, — невысокий, чуть полноватый человек. Это Валериан Васильевич Щеглов. Несколько часов назад поступила информация о подвиге 28-ми гвардейцев-панфиловцев. Утром новость должна знать вся страна. Щеглов делает плакат-рисунок об этом событии. В этот раз художник не был на передовой и своими глазами не видел названной позднее легендарной обороны. Но опыт мастера-профессионала и те знания, которые дала ему личная солдатская судьба, помогают руке находить точные штрихи, за которыми возникает живая панорама боя, напряжение фигур».

Валериана Щеглова привлекали героические сюжеты. И в Гражданскую, и в Великую Отечественную он рисовал плакаты — всего более трёхсот. «Бей Деникина!», «Все на разгром Врангеля!» «Товарищ, больше оружия фронту!» — вот только самые известные. Опыт художника-плакатиста пригодился Валериану Васильевичу и в книжной графике — более полувека он сотрудничал с «Детгизом», фактически с момента его основания. Стал первым иллюстратором «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого и фадеевской «Молодой гвардии», внимательным интерпретатором повести Аркадия Гайдара «Школа».

А.Копейкин

5 декабря родился Владимир Фёдорович ТЕНДРЯКОВ (1923-1984), русский писатель

tendryakov2

На внезапную смерть «здоровяка» Тендрякова Юрий Нагибин так отозвался в своём дневнике: «Тендряков прожил чистую литературную жизнь, хотя человек был тяжёлый, невоспитанный и ограниченный, с колоссальным самомнением и убеждённостью в своём мессианстве. Строгий моралист, он считал себя вправе судить всех без разбору. При этом он умудрился не запятнать себя ни одной сомнительной акцией, хотя бы подписанием какого-нибудь серьёзного письма протеста. Очень осмотрительный правдолюбец, весьма осторожный бунтарь. Но было в нём и хорошее, даже трогательное. …он был настоящий русский писатель, а не деляга, не карьерист, не пролаза, не конъюнктурщик. Это серьёзная утрата для нашей скудной литературы».

Произведения Владимира Тендрякова, относящиеся к так называемому «школьному» циклу, неоднократно издавались для детей и юношества: «Весенние перевёртыши», «Чудотворная», «Ночь после выпуска». Кроме того, Тендряков — автор фантастической повести «Путешествие длиной в век», написанной в форме утопии.

А.Копейкин

5 декабря родился Константин Алексеевич КОРОВИН (1861-1939), русский живописец, театральный художник, педагог и писатель

Шаляпин называл его «Паганини в живописи», Бенуа — «прирождённым стилистом». «Он чудесно начинал, — свидетельствовал ещё один ценитель коровинского искусства, — пейзажи его, которые он выставлял на ученических выставках, были удивительны по чувству и простоте» (В.В.Переплётчиков).

Всю жизнь Константин Алексеевич неустанно творил: писал не только пейзажи, но и портреты, и натюрморты, работал как прикладник и монументалист, как архитектор и театральный художник. Вместе с тем, принято считать, что «Коровин не был одарён всеобъемлющим талантом», и наряду с несомненными шедеврами в его наследии можно встретить немало проходных, неудачных работ. Самое интересное, однако, заключается в том, что талант у Константина Алексеевича был не один. Коровин оказался мастером не только кисти, но и пера, и можно поспорить, какой из талантов — художника или писателя — прочней закрепил его имя в истории отечественной культуры.

Что касается детей, то уж они наверняка знакомятся с художником Коровиным прежде всего в писательской его ипостаси. Чтобы разобраться во всех тонкостях живописи импрессионистов, необходимо подрасти и сильно поумнеть, а если ты ещё не дорос до школы и пока только ходишь в детский сад, лучше взять книжку и вместе с родителями почитать совсем простые рассказы про собак («Мой Феб»), про белку, про барана, зайца и ежа.

В 2010 году рассказы Константина Коровина «О животных и людях» снова пришли к читателям в прекрасном оформлении Николая Устинова. Правда, издательство «Московские учебники» несколько погорячилось, адресовав эту богато иллюстрированную книгу «старшему школьному возрасту», — думается, её осилит «и стар, и млад». Сам Константин Алексеевич, имея в виду свою живопись, однажды признался: «Я твёрдо заявляю, что пишу не для себя, а для всех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок, форм, кто не перестаёт изумляться вечно меняющейся игре света и тени». Те же слова можно отнести и к его прозе.

А.Копейкин

5 декабря родился Уолт (Уолтер Элайас) ДИСНЕЙ (1901-1966), американский кинорежиссёр-мультипликатор, художник, продюсер

Судьба Уолта Диснея тесно связана с историческими событиями: мировой кризис 1929 года, американская Великая депрессия, Вторая мировая война, постепенное возвращение мира к нормальной жизни.

Первый коммерчески успешный мультсериал — «Алиса в стране чудес». А следом — первая короткометражка про мышонка Микки Мауса (Уолт хотел назвать его Мортимером в честь мышонка, которого приручил в детстве, но имя показалось слишком громоздким). Первый «Оскар» за мультфильм «Цветы и деревья». Жизнерадостные «Три поросенка», которые стали спасением и для студии, и для зрителей в разгар Великой депрессии. Первый полнометражный фильм «Белоснежка», ставший настоящим триумфом для студии. «Пиноккио», принесший ей убытки. И ещё много других проектов, и - главный — парк развлечений для всей семьи, не похожий ни на что в мире Диснейленд, до открытия которого Уолт не дожил.

5 декабря родился Фёдор Иванович ТЮТЧЕВ (1803-1873), русский поэт

Уже с первых своих поэтических публикаций Фёдор Иванович Тютчев снискал репутацию поэта-философа, мысль которого, однако, по словам И.С.Тургенева, «никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно».

Ивану Сергеевичу вторил его полный тёзка — сын писателя Аксакова, утверждавший, что у Тютчева «не то что “мыслящая” поэзия, — а поэтическая мысль От этого внешняя художественная форма не является у него надетою на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом, сотворена вместе и одновременно, одним процессом: это сама плоть мысли».

И только А.А.Фет, как подлинный художник слова, не пытался «вывести формулу», подыскать определение поэтической индивидуальности своего старшего коллеги и современника. Он просто поделился непосредственными впечатлениями от чтения его стихов: «Два года тому назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в переходе Колизея и смотрел в одно из оконных отверстий на звёздное небо. Крупные звёзды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и по мере того, как я всматривался в тонкую синеву, другие звёзды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали в глубине ещё тончайшие блёстки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные тёмными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Ф.Тютчева».

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьёт о берег свой.

То глас её: он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебный ожил чёлн;
Прилив растёт и быстро нас уносит
В неизмеримость тёмных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Ф.И.Тютчев

А.Копейкин