19 декабря
19 декабря родилась Анастасия Александровна ВЕРТИНСКАЯ (р. 1944), русская актриса

Роли, принесшие ей первый успех, сама актриса с улыбкой относит к «бессознательному» периоду творчества. Тогда она ещё очень мало понимала в актёрском искусстве и старалась во всём полагаться на режиссёров, несмотря на то что родилась в известной артистической семье — семье выдающегося поэта и музыканта Александра Вертинского. Тем не менее, и Ассоль из «Алых парусов», и Гуттиэре из «Человека-амфибии» заставили многих зрителей начала 1960-х взволнованно ахнуть, — так утончённо прекрасны были эти романтические героини с обликом юной Анастасии Вертинской.

Экзотическая красота досталась ей от матери, Лидии Владимировны, сыгравшей в кино несколько небольших, но ярких ролей (Птица Феникс в «Садко», Герцогиня в «Дон Кихоте», Анидаг в «Королевстве кривых зеркал»), однако так и не сделавшей серьёзной актёрской карьеры. Подобная участь могла ожидать и дочь — внешность обеих казалась слишком «несоветской», слишком изысканной, чтобы быть широко востребованной нашим кинематографом.

К счастью, Анастасии Александровне повезло больше. Без актёрского образования её готовы были принять и приняли в Московский театр имени А.С.Пушкина. А уж кино… Согласитесь, о том, чтобы сыграть Офелию, можно только мечтать! Именно после этой роли Вертинская почувствовала, что в самом деле хочет стать актрисой и успешно окончила Щукинское училище. Лиза Болконская в «Войне и мире», Кити Щербацкая в «Анне Карениной», вздорная Принцесса в «Тени», трепетная Джемма в «Оводе», безумная Моргана в «Новых приключениях янки при дворе короля Артура», наконец, Атаманша разбойников в «Бременских музыкантах» 2000 года… По большей части это были героини сказок либо героини прошлого. Но кому же играть их, если не актрисе, при взгляде на которую хочется сказать одно только слово — необыкновенная!

А.Копейкин

 

19 декабря родилась Елена Николаевна ВЕРЕЙСКАЯ (урожд. К а р е е в а; 1886-1966), русская советская писательница

Елена Николаевна Верейская, дочь историка Н.И.Кареева и мать художника О.Г.Верейского, была сельской учительницей, библиотекарем, писала стихи, рассказы, пьесы, руководила кружком художественной самодеятельности. На мысль посвятить себя литературе для детей её натолкнула встреча с С.Я.Маршаком, чей «Кружок детских писателей» она с большим энтузиазмом и удовольствием посещала в 1920-е годы. Как отмечается, первая же повесть Верейской, адресованная детям, — «Серёжка в деревне» — «была горячо принята маленьким читателем».

Наиболее известные книги Елены Николаевны принадлежат к так называемой историко-революционной теме. Когда-то сборники «Памятный день» и «В те годы» издавались массовыми тиражами, а рассказ «Таня революционерка» входил во все хрестоматии.

По понятным причинам, именно эта сторона творчества писательницы сейчас почти не востребована. Пережила своё время лишь повесть «Три девочки», не так давно выпущенная в сериях издательства «АСТ» «Любимое чтение» и «Любимые книги девочек». Написанная просто и увлекательно, повесть рассказывает о жизни трёх подруг-школьниц — счастливой довоенной и полной драматизма в годы ленинградской блокады.

А.Копейкин

19 декабря родился Николай Васильевич КУЗЬМИН (1890-1987), русский художник, книжный график, писатель-мемуарист

Говорят, Николай Кузьмин «с удовольствием брался за книги, невозможные для буквального иллюстрирования». Что же это были за книги?

Первым здесь, несомненно, следует упомянуть пушкинского «Евгения Онегина» — недосягаемую вершину всей русской словесности. Едва ли в этом случае имеет смысл ставить вопрос «возможно или невозможно?», скорее уж тогда — «нужно или не нужно?». Художник Кузьмин ответил на него отрицательно, всякий раз стараясь передать в своих иллюстрациях не «подробности сюжета», но «дух и стиль» текста Пушкина.

«Все мы знаем “Евгения Онегина” со школьных лет, — писал Николай Васильевич, — но это неполное, поверхностное знание. Я не раз обнаруживал, что даже интеллигентные люди путают либретто к опере Чайковского с творением Пушкина.

Преодолеть, иллюстрируя “Онегина”, этот оперный штамп, освободить в сознании читателя роман Пушкина из-под наслоений оперных образов — было одной из задач иллюстратора».

Рисунки к «Евгению Онегину» вызвали восхищение такого строгого ценителя искусства, как Корней Иванович Чуковский: «Трудно отказаться от мысли, что Пушкину они пришлись бы по душе, как и нам, тем более что исполнены они в той же непринуждённой манере, какая, судя по бесчисленным рисункам поэта, была свойственна ему самому».

kuzmin3 kuzmin4 kuzmin2
«Гамлет», «Маскарад», «Записки сумасшедшего», «Левша» — все эти классические произведения Кузьмин прочитывал свежим, внимательным взглядом. «Рисунки к сказу Н.Лескова “Левша” я делал более четырёх лет, — признавался художник, — и в процессе работы буквально каждый рисунок обдумывал и переделывал десятки раз, о чём свидетельствуют горы эскизов, которые у меня сохранились».

«Было невозможно понять, — изумлялся Чуковский, — откуда у него такая литературная хватка? Отчего каждый его книжный рисунок по своей манере, по стилю так родственно близок той книге, которую он иллюстрирует?

Оказалось, что он, иллюстратор чужих повестей и рассказов, и сам обладает дарованием писателя, сам пишет повести и рассказы, да не какие-нибудь, а очень удачные, очень искусные».

Эти слова Корней Иванович предпослал повести Николая Кузьмина «Круг царя Соломона», неоднократно переизданной и с годами вошедшей в число лучших в нашей литературе книг о детстве и отрочестве.

А.Копейкин