01 января
1 января родился Альберт Вениаминович ЦЕССАРСКИЙ (1920-2010), русский писатель, публицист, партизанский врач

Альберт Цессарский прямо из института ушёл добровольцем — не просто на фронт, но в партизаны. Был врачом в легендарном отряде Медведева. Лечил великого разведчика Кузнецова и дружил с ним. Пренебрегая своими чёрными кудрями и весьма характерным профилем, сам ходил в разведку по оккупированным деревням. Но ни разу не попался и после войны стал жить, как все: воспитывать своих детей, работать врачом. Вечером писал книги, а в свободные дни много встречался с ребятами, рассказывал про войну. Книжки у писателя Цессарского или совсем «военные» — «Записки партизанского врача», «Засада», «Операция “Мост”», или про жизнь вообще — «Исповедь», «Испытание», «Пробуждение».

Самая известная, переизданная много раз, называется «О чём говорил мальчик». Это почти буквальная запись устных рассказов, которые получались у Альберта Вениаминовича так искренне, как будто он говорил не в пионерском лагере, куда приехал впервые, а в кругу давних друзей. Не стоит бояться анахронизмов — мелькнувших во вступлении упоминаний того самого пионерского лагеря и старшего вожатого. Нужно читать рассказы. Может быть, даже вслух — в каком-нибудь третьем или четвёртом классе. У нас очень мало писателей, которые смогли рассказать военную правду маленьким. Альберт Цессарский сумел это сделать, потому что знал границу допустимого, знал, как разбудить детскую душу, но не разрушить её непосильной жестокостью.

И.Линкова

1 января родился Василий Алексеевич ВАТАГИН (1884-1969), русский художник, скульптор, иллюстратор детских книг

Нет ничего удивительного в том, что звери художника Ватагина — это действительно звери, а не просто разноцветные пятна с ушами и хвостами. Если человек пять лет упорно учится на естественном факультете МГУ и только в параллель с этим берёт уроки художества, легко догадаться, какие у него приоритеты.

Всю свою долгую жизнь Василий Алексеевич рисовал животных, учил рисовать животных, а также создавал их скульптуры. С одинаковым успехом ему удавалось иллюстрировать строго научные зоогеографические атласы и детские книжки Э.Сетона-Томпсона, Джека Лондона, Льва Толстого, Виталия Бианки, а его сказочно-реальные звери из «Маугли» просто стали классикой.

vatagin2Скульптор Ватагин работал и в мраморе, и в металле, и в керамике. Названия его произведений лаконичны, как сама природа: «Орёл», «Рысь», «Тапир», «Идущий зубр» и даже — «Семья бегемотов».

Молодым художникам, мечтающим «поймать на карандаш» птицу в полёте и зверя в прыжке, будет интересна книга, которую Василий Ватагин сам написал и, разумеется, сам проиллюстрировал. Она называется «Изображение животного: Записки анималиста».

И.Линкова

1 января родился Джером Дэвид СЭЛИНДЖЕР (1919-2010), американский писатель

Главная книга Сэлинджера — «Над пропастью во ржи» — появилась более шестидесяти лет назад, в 1951 году. Это были времена, когда ещё можно было одной книгой потрясти мир. Что и случилось. Простая история, рассказанная простым шестнадцатилетним парнем Холденом Колфилдом пригодилась всем: и «разбитому поколению» западной молодёжи 50-х — знаменитым битникам, которые горячо бунтовали против всякой буржуазности; и Марку Чепмену, убившему Джона Леннона (он называл эту повесть своей настольной книгой); и жадным до живой литературы советским читателям (когда перевод до них, наконец, добрался в 1960 году).

Сбежавший из дома после неудачного экзамена Холден говорит примерно так: «Ненавижу школу. И не только школу. Всё ненавижу. Ненавижу жить в Нью-Йорке. Такси ненавижу, автобусы… ненавижу знакомиться с ломаками… ненавижу ездить в лифтах… ненавижу мерить без конца костюмы у Брукса…»

Просто наваждение какое-то… Может, полвека только померещились? Или прав Уильям Фолкнер, сказавший об этом герое (или об этом писателе?): «Его трагедия была в том, что, когда он пытался вступить в род человеческий, не было там рода человеческого».

Роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи» активно переиздаётся по сей день, а недавно опубликованный новый перевод Максима Немцова («Ловец на хлебном поле») вызвал такую бурю читательских эмоций, что актуальность произведения не вызывает никаких сомнений.

Что касается самого писателя, то ещё в середине 60-х он прекратил публиковать новые произведения, заперся за высоким забором, отказался от любого общения с прессой, и никто не знает, нашлось ли утешение этому грустному человеку.

И.Линкова

1 января родился Лев Иванович ДАВЫДЫЧЕВ (1927-1988), русский писатель

Написанные в 60-е годы прошлого века повести про неугомонного озорника и снятый по ним фильм продолжают смешить уже третье поколение школьников. Непослушные дети существуют, и с этим нельзя не считаться. У многих из них, особенно мальчишек, «внутри вставлен моторчик».

davydychev2Вот как пишет об этом Лев Давыдычев: «этот моторчик вырабатывает так много энергии, что если мальчишка посидит спокойно больше, чем семнадцать минут, то может взорваться. Поэтому и приходится бегать сломя голову, драться, кусаться, обзываться – только бы не взорваться!»

Моторчик Ивана Семенова и вовсе не дает ему ни минуты покоя. Он не может пройти мимо кошки и собаки, не поздоровавшись с ними по-кошачьи и по-собачьи. Видит зеркало – строит рожи. Мимо проезжает грузовик – несется с ним наперегонки. И просто на ровном месте начинает плясать, потому что ему весело. Тяжело такому мальчику в школе, да и вообще во взрослом мире.

Потому что взрослые, как правильно отмечает Давыдычев, «часто забывают, что в своё время сами были маленькими». Но в конце концов именно упрямство заставляет Семенова измениться. Упрямство (а может быть, это называется характером?!) оказывается сильнее лени и озорства.

1 января родилась Вера Владимировна ПАВЛОВА (1952-2015), русский художник, иллюстратор детских книг

Творчество Веры Павловой покоряет и очаровывает с первого взгляда. Можно до бесконечности спорить и рассуждать о том, сколько в её работах «детского» и «взрослого», «доброго» и «злого», внутренне напряжённого и умиротворяющего (иные критики тем только и занимаются), но нельзя не восхищаться высочайшим уровнем мастерства художницы, вдохновенной, победительной силой её искусства.

Кажется, что участие Павловой в каком-либо конкурсе сразу лишает её соперников шансов на победу. Стоит появиться новой книге, сотворённой Верой Владимировной, как самые престижные награды не заставляют себя долго ждать. Так было со сказочным сборником Алексея Ремизова «Посолонь» (см.: ПОРТРЕТ КНИГИ: Посолонь, к Морю-Океану), который сначала получил диплом I степени Всероссийского конкурса «Искусство книги», а затем золотую медаль БИБ 2001. Так случилось и с вышедшим в издательстве «Вита Нова» «Детским альбомом» Петра Ильича Чайковского, в 2011 году удостоенным Гран-при Всероссийского конкурса «Образ книги». Когда жюри объявило о своём решении, все дружно выдохнули: конечно, Павлова, кто же ещё!

Над каждой книгой художница работает долго и тщательно, всякий раз стараясь выбирать только то, что ей близко, на что не жаль потраченного времени. Впрочем, было бы странно, если б она разменивалась на пустяки, — такое редкостное искусство дорогого стоит.

«Казалось бы, задачи, которые интересуют Веру Павлову, традиционны, — пишет Мария Халтунен, — пространство, цвет, свет и, конечно, сюжет. Но то, как она их решает, не просто необычно, но невероятно. И как в картинах Павловой пространство и цвет служат одной цели — выявить отблески истинного мира в этом “скоромимопреходящем”, так и в книжной графике они служат той же высокой цели, они помогают хотя бы краем глаза увидеть отражение мыслей уже давно ушедших людей, подсмотреть их сны и хоть на миг разделить их мечты и фантазии».

pavlova2 pavlova3 pavlova4

А.Копейкин