08 января
8 января родился Стивен Уильям ХОКИНГ (1942-2018), английский астрофизик, создатель теории чёрных дыр, популяризатор науки

Говорят, масштаб личности учёного тем больше и значительней, чем проще и доступней он способен рассказать непосвящённой публике о своей высокой науке. Если это действительно так, Стивен Хокинг, без сомнения, гений, ибо его книга, вышедшая в 1988 году под названием «Краткая история времени», стала настоящим бестселлером. Её прочли даже те, кто не особенно склонен задумываться о том, как возникла Вселенная, о природе чёрных дыр, теории суперструн и тому подобных вопросах. Учёный сумел обойтись без мудрёных слов и непонятных формул, за исключением одного-единственного уравнения Эйнштейна — E=mc².

Не меньшей популярностью пользуются и две другие книги Хокинга, рассчитанные на массовую аудиторию: «Чёрные дыры и молодые вселенные» (1993) и «Мир в ореховой скорлупке» (2001) — обе до сих пор постоянно переиздаются. Возможно, их успех и навёл учёного на мысль о книге для детей. Такая книга появилась в 2006 году и получила название «Джордж и тайны Вселенной». На сей раз Хокингу помогали его дочь Люси и один из учеников — Кристоф Гальфар. Именно они придумали для мальчика Джорджа, девочки Анни и её папы Эрика все невероятные приключения, в ходе которых герои (и заодно читатели) узнают о том, как рождаются и гибнут звёзды, о том, как устроена Солнечная система, и, разумеется, о том, что такое чёрные дыры — самые загадочные объекты нашей Вселенной.

В 2008 году эту книгу (первую в трилогии) выпустило по-русски издательство «Розовый жираф», а в 2010-м там же вышло её продолжение — «Джордж и сокровища Вселенной».

А.Копейкин

8 января родился Михаил Давидович ЯСНОВ (1946-2020), русский поэт, переводчик

Фамилия Яснов очень подходит детскому писателю Яснову. Его книжки устроены так, как будто все тучи разошлись, холодный дождик кончился, солнышко выглянуло, и всё вокруг стало цветным и добрым. А главное — интересным. Потому что даже в самом коротеньком стихотворении обязательно что-то происходит, что-то меняется или неожиданно звучит. Почти забытое словосочетание «художественный образ» можно смело поставить эпиграфом к любой странице стихов Михаила Яснова:

Вот как я семью нарисовал:
Мама — круг,
А бабушка — овал,
Папа — треугольник,
Младший братик —
Этот замечательный квадратик.
Как же я себя изображу?
По бумаге перышком вожу,
То туда вожу им,
То обратно я —
Получилось что-то непонятное:
Уголки,
Неровные края…
Мама, неужели это я?

Отвечая на вопросы нашей анкеты (см.: ПИСАТЕЛИ О СЕБЕ: ЯСНОВ МИХАИЛ ДАВИДОВИЧ), поэт признался, что давно «ушёл на свободу», то есть не занимает никакой должности. «С тех пор, — пишет он, — с 1970 г. — ни дня не служил. Чем и горжусь».

Вот с этим хочется не согласиться и даже позволить себе некоторый пафос: уж если кто и служит у нас общему и невероятно трудному делу детской литературы, так это Михаил Яснов. Он не просто издаёт множество собственных поэтических сборников — например, такие удачные книжки, как «Детское время» или «Собиратель сосулек». Он не только замечательно переводит для наших читателей иноязычные стихи — здесь можно вспомнить целое созвездие французской лирики (см.: Стихи французских поэтов для детей) или стихотворный цикл Мориса Карема «Кошки-мышки». Он не только самым активным образом сотрудничает с лучшими детскими журналами. Вокруг этого человека чем дальше, тем уверенней закручивается целая маленькая галактика литературной молодёжи, тех будущих или уже настоящих писателей, которые относятся к детской литературе, как к серьёзному искусству.

Не так давно вышел составленный Михаилом Ясновым сборник молодых поэтов «Я иду в школу», вслед за ним — сборник рассказов, стихов и сказок под названием «Как хорошо», и список этих «отеческих» заслуг можно было бы продолжить с большой благодарностью.

А если вспомнить, что кроме творчества для детей в жизни поэта Яснова есть собственные взрослые стихи, а также переводы из Шенье, Бодлера, Верлена, Аполлинера и Рембо, которые считаются едва ли не лучшими в современной отечественной литературной практике, вывод напрашивается совсем простой: лучший подарок к своему юбилею Михаил Яснов сделал себе сам. Он очень талантливый человек в полном расцвете сил.

И.Линкова

!-- 222

См. также: Яснов, Михаил Давидович

Яснов Михаил Давидович

Яснов Михаил (автор заметки — Ольга Корф)

Наталия Волкова. Михаил Давидович Яснов

МИХАИЛ ЯСНОВ

Михаил Яснов

Коротко: Яснов М. В гостях у свинозавра

Коротко: Яснов М.Д. Чудетство

Коротко: Яснов М. Жизнь замечательных зверей

222 -->

8 января родился Соломон Яковлевич ЛУРЬЕ (1891-1964), советский филолог, историк античности, автор научно-популярных книг

Соломон Яковлевич Лурье сам определил своё место в детской литературе: «В свободное от научной работы время я пишу детские книги, в которых в доступном виде стараюсь изложить результаты моей научной работы». Остаётся только добавить: в тот час, когда историк, филолог и любимец студентов С.Я.Лурье превращался в детского писателя, результаты его работы превращались в приключения, путешествия, человеческие отношения, открытия и находки.

Если учесть, что самая знаменитая книга Соломона Яковлевича была впервые опубликована в 1930 году, нетрудно догадаться, кто в этом «виноват». Разумеется, Самуил Яковлевич Маршак. Знаток античности Лурье предполагал просто опубликовать небольшую заметку о расшифровке папирусов в детском журнале «Ёж». Но воспитатель и собиратель новых талантов, мастер книготворчества Самуил Маршак, который возглавлял в Госиздате все детские проекты, потребовал «продолжения и развития». Получилось «Письмо греческого мальчика» — небольшая книжка для младших школьников, которая была и остаётся образцом научно-художественной детской литературы. Вслед за историей капризного и лукавого мальчишки Феона, жившего 1700 лет назад, появились другие повествования о жизни древнего мира, рассчитанные уже на ребят постарше: «Заговорившие таблички», «Неугомонный» и, наконец, «Путешествие Демокрита» — книга, которую Соломон Яковлевич написал совместно со своим учеником М.Н.Ботвинником.

Некоторые из этих работ переизданы в начале 2000-х в новой серии «Учёные России — детям», начатой издательством «МК-Периодика». Издатели абсолютно правы: книги настоящих учёных особенно актуальны, «когда школам предложен не один десяток учебников, вразнобой трактующих вопросы отечественной и мировой истории».

И.Линкова

8 января родился Уильям Уилки КОЛЛИНЗ (1824-1889), английский писатель

kollinz2Этому писателю немножко завидовал сам великий Диккенс. Они были друзьями, и сначала «расстановка сил» выглядела совершенно определённо: Диккенс — старший и знаменитый, а Коллинз — младший и совсем неопытный. Но когда появились лучшие романы Коллинза «Женщина в белом» и «Лунный камень», вопрос о популярности встал в полный рост. Тогда не произносили ещё слова «детектив». Захватывающие сочинения, которые публика читала запоем, называли «романами тайн», и это было очень удачно сказано. Уже совсем немолодой Диккенс, не желая отставать от времени, тоже попытался написать нечто подобное, но работа шла с трудом и осталась незавершённой.

А ведь начиналось всё самым невероятным образом: в школе, куда родители поместили Коллинза, в закрытом «круглосуточном» пансионе, наглый сосед по дортуару заставлял маленького Уилки рассказывать на ночь всякие увлекательные истории. «Мой тиран, — вспоминал потом знаменитый писатель, — сделал себе плётку, и, когда голос мой замирал, он, перегнувшись над кроватью, отвешивал мне парочку “горячих”».

Как было бы славно опробовать этот метод на некоторых современных детективщиках. Только не просить продолжения, а приговаривать: да не пиши же ты больше! не пиши! не пиши!..

И.Линкова

8 января — День детского кино

Этот праздник учреждён Правительством Москвы 8 января 1998 года по инициативе Московского детского фонда.

Можно не считать проценты: совершенно очевидно, что экранизация — магистральная линия детского кино. Если во взрослом кинематографе только каждый (на вскидку!) пятый фильм делается на основе книги, то детский экран — книжный почти целиком. Какие из этого следуют выводы?

Очень хотелось бы наладить на этой магистрали двустороннее движение. Пока преданные читатели, знающие любимое произведение чуть ли не наизусть, скрупулёзно отслеживают степень волосатости пяток кинохоббитов, с другой частью зрительской аудитории может произойти нечто противоположное. Если юный зритель, не слишком склонный к складыванию букв, просто обратится к «первоисточникам» после просмотра игровых или мультяшных «Приключений Буратино», «Снежной королевы», «Волшебника Изумрудного города», «Трёх толстяков», сказки «Про Красную шапочку», а также про Чебурашку, Карлсона, Конька-Горбунка или Муравьишку, который домой спешил… Если хотя бы в трёх случаях из десяти ребёнок обратится после кино к книге, он уже станет читателем.

dendetskogokino

И.Линкова