ЛЮБАЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
Род. в 1960 году. С 1988 года член Союза художников России. Успешно занимается книжной иллюстрацией, дизайном и макетированием. Яркому, самобытному стилю подвластны произведения как отечественных, так и зарубежных авторов: Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, Р.Киплинга, К.И.Чуковского, А.Т.Аверченко, Э.Хемингуэя, Дж.Р.Р.Толкина и многих других.
Родился 26 марта 1960 года в городе Люберцы Московской области. Окончил Московское художественное училище памяти 1905 года и Московский полиграфический институт. Член Союза художников России с 1988 года. С одинаковым успехом занимается иллюстрированием и разработкой дизайна и оформления книжных серий. Сотрудничает с издательствами «Детская литература», «Молодая гвардия», «ТЕРРА», «Дрофа», «Б.С.Г.-ПРЕСС», «Иностранка», «Издательством Ивана Лимбаха» и пр. Оформил и проиллюстрировал книги Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, Р.Киплинга, А.А.Блока, С.А.Есенина, К.И.Чуковского, А.Т.Аверченко, А.П.Гайдара, Э.Хемингуэя, Дж.Р.Р.Толкина, И.Стоуна, Л.Стюарт, В.А.Пескова, Г.М.Кружкова и многих других писателей. Автор оформления серии «Повседневная жизнь человечества» издательства «Молодая гвардия». Занимается также макетированием и иллюстрированием учебников для начальной и средней школы.
Участник международных и всероссийских художественных и книжных выставок.
О себе Сергей Викторович рассказывает так:
Мои детские 60-е были книжными годами. Читали почти все: паиньки и хулиганы, деревенские и городские… Книга и библиотека (личная или общедоступная) равнялись телеку и компьютеру, DVD и игровому автомату за вычетом прилипшей к ним дряни. Печатное слово было бесконечно ёмким, доверительным, красочно-образным. И книги были разными, неповторимыми, вкусными — с какими-то особыми запахами, стойкой осязательной памятью. Драные и засаленные, новые и плотные, в бумажно-картонных и коленкоровых переплётах…
![]() |
![]() |
Были даже с мраморными загадочными узорами, потёртыми кожаными углами-корешками, с ятями и ерами.
Уживались и «пиратоиндейские», и «пионерогеройские»… В них соседствовали Оливер и Динка, Чингачгук и Шерлок Холмс, Ваня Солнцев и шкидовцы.
Почти во всех книгах были картинки — они чудесно дополняли словесные образы, были гармоничны тексту. Имена художников навсегда въелись в память: Физ, Агин, Фаворский, Кардовский, Тырса, Дубинский, Конашевич, Кибрик, Кузьмин, Вальк, Мигунов, Кусков, Курдов, Ротов, Семёнов, Дехтерёв, Каневский, Годин, Милашевский, Лаптев и много-много других.
![]() |
![]() |
Как-то в художественной школе на Кропоткинской, где я в начале 70-х учился, по распоряжению преподавателя композиции, почуявшего нашу с другом «книжность», в чудесной старой (с 20-х годов) школьной библиотеке дали на дом «невыдаваемое» — на целых две недели! — два толстенных кожаных тома «Русских народных картинок» Ровинского.
Том мне, том другу — по очереди.
С тех пор лубок для нас стал отправной точкой, иконой книжной изобразительности, точильным оселком.
Вся эта «золотая полка» сформировала художнический стержень уже в юности. Изобразительные навыки, полученные в художественной школе и в училище 1905 года, помогали оживлять эти образы, придавая им нужный размер и форму. Преподаватели-художники, уловив очевидную «книжность» изобразительного мышления, не препятствовали этому направлению, не давая лишь впадать в литературность. Я благодарен им, ученикам Куприна и Фаворского, Герасимова и Крымова, Кибрика и Гончарова. В школе — Лапин, Куликов, Слоневский, в училище — Ларин, Воронцов, Авсиян, Седов, в Полиграфе — Бисти, Митурич, Розанова.
Учили и учат Третьяковка с Пушкинским, старые и молодые друзья-художники.
Обучение промышленной графике и плакату в училище разбудило аппетит к конструктивно-дизайнерскому решению книжного замысла — просто «картинка» перестала существовать.
Не отделяю я и «детское» рисование от «взрослого», ибо по-настоящему цельносделанная, гармоничная, красивая книга интересна всем возрастам. И создаваться каждый проект должен хоть в чём-то по-новому, с отдачей, как будто это твоя последняя книга. «Одинаковых», слишком повторяющихся в своём творчестве книжников не понимаю. Узнаваемость должна быть за спинами выразительности и изобретательности.
Конечно, всему этому препятствуют жизненные обстоятельства: возможность заработка, суета, часто унизительно-бесправное положение художника-книжника, потеря роли книги, интереса к ней, компьютерный фаст-фуд и слепая вера в виртуальное всемогущество (а это всего лишь удобный инструмент), маркетологи с их «базаром-товаром»…
Вероятно, поэтому последнее десятилетие не люблю участвовать в выставках или делаю это без энтузиазма — это всё-таки суета, потеря времени, сил, утекание воды в песок.
Моё ремесло — книгоделание. Материализованная, отпечатанная книга для меня многоценна и вместительна — это и есть моя выставка на определённую тему, увидеть и оценить её смогут многие.
Всё — бумага, шрифт, иллюстрации, их ритмический строй, фактурность, иногда даже литредактирование и составительство — всё это спрессовано в несколько десятков или сотен страниц, каждую из которых помнишь наизусть.
![]() |
![]() |
Последние несколько лет работаю над объёмистыми «книгозданиями», как я их называю.
Родились и живут «Мир Есенина» (2006), «Мир Блока» (2008). Ранее (в 2004 году) вышел «Властелин Колец» Толкиена — нарисованный ещё в 1989-м, до толкиенистской истерии.
Большие и сложные по конструкции, объёму, исчерпывающему замыслу, количеству иллюстраций (в каждой под тысячу), эти проекты были для меня творческим испытанием.
Ведь свои иллюстрации получили все произведения Есенина и Блока — стихи, пьесы, статьи влились в изобразительную конструкцию нескольких томов, получив изысканное типографское воплощение.
К сожалению, тираж амёбный — от 40 до 77 нумерных экземпляров, и показать книги можно только на выставке. Увы!
О будущем — боюсь сглазить, но хочется надеяться на выход нового издания «Единорога» Кружкова, «Занимательной физики» Перельмана, «Тома Сойера» и «миргородских» повестей Гоголя.
![]() |
![]() |
Из вышедших книг значимы следующие:
Гоголь Н.В. Записки сумасшедшего. — М.: Мол. гвардия: ГУП «Псковская областная типография», 2004.
Единорог: Англ. и ирл. стихи и сказки / Сост., пер. с англ., коммент. Г.Кружкова. — М.: Мол. гвардия: ГУП «Псковская областная типография», 2003.
Книга награждена дипломом Московской международной книжной ярмарки 2004 года в номинации «Иллюстратор».
Киплинг Р. Пак с Волшебных холмов / Пер. Г.Кружкова и М.Бородицкой. — М.: ТЕРРА, 1996.
Киплинг Р. Подарки фей / Пер. Г.Кружкова и М.Бородицкой. — М.: ТЕРРА, 1996.
Кружков Г.М. Лекарство от Фортуны: Поэты при дворе Генриха VIII, Елизаветы Английской и короля Иакова. — М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2002.
Издание названо лучшей книгой 2002 года в номинации «Искусство книги».
![]() |
![]() |
Кружков Г.М. Пироскаф: Из англ. поэзии XIX в. — СПб.: Изд. Ивана Лимбаха, 2008.
Книги удостоены Диплома первой степени конкурса искусства книги Ассоциации книгоиздателей России 2004 года.
Любовный лексикон девятнадцатого века / Сост. Е.Лаврентьева. — М.: Мол. гвардия, 2008.
Мир Блока: В 5 т. — М.: ТЕРРА — Монплезир, 2008.
Мир Есенина: В 3 т. — М.: ТЕРРА — Монплезир, 2005.
Толкиен Дж.Р.Р. Властелин Колец: В 3 т. — М.: ТЕРРА — Монплезир, 2004.
Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 15 т. — М.: ТЕРРА — Кн. клуб, 2001- .
Василий Песков рассказывает (серия, 10 томов). — М.: ТЕРРА, 1998-2004.
