наверх
ИТКИН АНАТОЛИЙ ЗИНОВЬЕВИЧ
23 апреля 2002
Фотография А.Иткина

Родился в Москве в 1931 году.

В 1956 году окончил графический факультет Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова. Мастерская книги профессора Б.А.Дехтерева.

С 1954 года работает в качестве художника-иллюстратора в московских издательствах («Детская литература», «Малыш», «Советская Россия» и других).

В течение многих лет иллюстрировал произведения Д.Фонвизина, Н.Карамзина, П.Вяземского, А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Гончарова, И.Тургенева, Н.Некрасова, Л.Толстого, А.Толстого, О. де Бальзака, Ж.Верна, А.Прево, П.Шодерло де Лакло, В.Скотта, Ш.Перро и других. Всего художником проиллюстрировано более 200 произведений русской и мировой классической литературы.

Рассказывает художник Ника Гольц: «Когда мне нужно нарисовать прялку, я иду к Толе, и он мне рисует европейскую прялку, вот ту, что мне нужна. Когда я его спрашиваю: «Сколько ножек у паука и откуда они растут — мне для «Дюймовочки» нужен паук» — он мне рисует этого паука, и откуда у него ножки, и сколько этих ножек.

Рис. к повести С.Аксакова «Детские годы Багрова-внука»Я наблюдала, как он делал иллюстрации к Жюлю Верну. Анатолий Иткин удивительно как-то вникает именно в того автора, именно в ту книгу, которую иллюстрирует в данный момент. Вот это именно Жюль Верн и больше это никто не может быть. Толя решил переделать картинку, потому что ему не нравилась фигура на переднем плане, сзади там был подплывающий корабль. Он был маленький-маленький. И я говорю: «Ты же можешь переделать — смыть переднюю фигуру и сделать новую». «Нет! Потому что вот там — кораблик, а теперь я хочу, чтобы он не уплывал, а подплывал». Я говорю: «Ну, какая разница — ну, парус, ну и всё». «Нет! Совершенно другая оснастка! У него же там поднят какой-то бом-брамс…, а он должен быть опущен». Ну, в общем, он знает все. И мне кажется, что это не дотошность какая-то мелкая, а это, наоборот, очень большая культура. Что касается культуры вообще, Анатолий Зиновьевич ею пропитан до мозга костей. И вкус, и культура — это его очень высокие качества. Но вот что меня всегда поражало — какая-то его ответственность, что ли. Он не может сделать плохо, он не может сделать небрежно, он не может сделать “чего изволите”».

Долгие годы Анатолий Иткин работал в технике эстампа (цветная литография, цветная моногравюра), писал с натуры акварелью во время многочисленных поездок по стране.

В 60-е и 70-е годы работал над пушкинской темой, многократно посещал пушкинские места. Сделал серию цветных эстампов по мотивам повести Ю.Тынянова «Пушкин» (лицейский период) и серию литографий «Поэты Пушкинского окружения».

Ил. к сб. англ. сказок «Джек и золотая табакерка»Другая значительная тема в эти же годы — автобиографическая. Это литографии и рисунки-воспоминания о своем детстве в 30-е годы: «Детство в Останкино».

Последние годы много работает в натурной акварели: натюрморты, пейзажи Подмосковья и в зарубежных поездках.

Участвует в отечественных и зарубежных выставках с 1958 года; с 1961 года — член Союза Художников СССР.

В 1998 году Анатолию Иткину присвоено звание Заслуженного художника России.

Награждался дипломами разных степеней на эстампных и книжных конкурсах.Произведения находятся в Музее А.С.Пушкина в Москве, Центральном музее А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге, Тверском краеведческом музее, Литературном музее А.Толстого в Самаре, Музее С.Т.Аксакова в Абрамцево, в частных собраниях России, США, Израиля, Югославии.

Светлана Мицул, Алла Рыбинская