Пройслер О. Крабат

 Пройслер О. Крабат: Легенды старой мельницы / Пересказ с нем. А.Исаевой и Э.Ивановой; Предисл. Л.Токмакова; Рис. Л.Токмакова. — М.: Дет. лит., 1985. — 159 с.: ил.

Крабат и Певунья. Ил. Л.Токмакова к повести О.Пройслера «Крабат»Отфрид Пройслер, сам по происхождению судетский немец, написал повесть «Крабат» по мотивам народной легенды лужицких сербов. Предполагается, что в основе этой легенды лежат рассказы об Иоганне Шадовитце, хорватском полковнике, которому курфюрст Саксонии Август за военные заслуги пожаловал имение Грос-Сэрхен. Тогда, на рубеже XVII-XVIII веков, новый хозяин имения сделался благодетелем округа и легендарной личностью. Хорват по-немецки — Kroat. У лужичан эти рассказы причудливо соединились со старинным сказочным сюжетом об ученике волшебника. Истории на этот сюжет можно найти и в собрании сказок «Тысяча и одна ночь», и в сборнике Джанфранческо Страпаролы «Приятные ночи», и в «Сказках» братьев Гримм, и в русских народных сказках («Хитрая наука»).

Вот о чём, например, повествует Страпарола (а это XVI век): «Портной маэстро Латтанцьо обучает своему ремеслу живущего у него в учениках Диониджи. Тот мало успевает в преподаваемом ему портновском искусстве, но отменно преуспевает в том, которое портной держит в тайне. Между ними рождается ненависть, и, в конце концов, Диониджи пожирает Латтанцьо и берёт в жёны королевскую дочь Виоланту». Диониджи пожирает Латтанцьо, превратившись в лису, в то время как учитель был в облике петуха — в ходе колдовского поединка.

Повесть Отфрида Пройслера о Крабате — пример современного художественного освоения фольклорного сюжета. Сирота Крабат становится одним из двенадцати учеников демонического мельника, Крабат и Канторка (Певунья). Ил. Х.Хольцинга к повести О.Пройслера «Крабат» (Фройнд В. Современная литература для детей и юношества в ФРГ. — Бонн, 1990)а освобождается от его мрачной власти после трёх лет смятения и страха. Освобождает Крабата не преуспевание в колдовском искусстве, а любовь к деревенской девушке по имени Канторка (Певунья). От других сказок Пройслера («Маленькая Баба-Яга», «Маленький Водяной», «Маленькое Привидение», «Гном Хёрбе и леший», «Разбойник Хотценплотц») «Крабат» отличается очень серьёзным тоном повествования и драматическим развитием действия. «Крабат» — повесть не для маленьких детей.

Светлана Малая

 

Читать об авторе на Продетлит