Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады

 Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады / Сост. и вступ. ст. Г.Гусейнова; Оформл. А.Данилова; Ил. Л.Орловой. — М.: Моск. рабочий, 1993. — 382 с.: ил.

Обложка книги Ф.Ф.Зелинского «Сказочная древность Эллады»Книга Фаддея Францевича Зелинского, написанная в Петрограде в 1921 году, называлась просто «Сказочная древность». Профессор работал в отапливаемой печкой-буржуйкой комнате и всё равно — в рукавицах и валенках. Свой труд он отдавал юным читателям с пожеланием, чтобы на них перешла хоть часть той радости, которую он испытывал при составлении книги. Сам Зелинский был поклонником античности и энтузиастом классического образования. Книга «Сказочная древность» — плод научных знаний и писательского (артистического, поэтического) таланта. В «Аттических сказках», также вошедших в это издание, преобладает художественный вымысел.

Зелинский считал аттическую трагедию — Эсхила, Софокла и Еврипида — самым ярким претворением греческой мифологии. Поскольку сотни древних трагедий на мифические сюжеты были утеряны, Зелинский, как филолог-исследователь, решил восстановить утраченное «в духе трагической идеи творчества». При этом он пользовался ценным источником — «Библиотекой» или «Мифологической библиотекой» — сочинением, приписываемым афинскому грамматику II в. до н.э. Аполлодору. Сравнивая свою работу с другими популярными в его время пересказами, особенно с книгой Густава Шваба, Зелинский заключает: «Итак, я веду своих юных читателей от таинственной ночи мифов через сумерки легенд к ясному дню истории: это, думается мне, порядок органический, соответствующий органическому развитию их собственной души с её изменяющимися потребностями. Это — одна особенность моих рассказов, не скажу, чтобы принципиально новая. Новизна заключается в ином: кое-где — в выборе и сцеплении вариантов; кое-где — во введении культурно-исторических подробностей; везде, надеюсь, в изложении».

«Сказочная древность» составлена из следующих циклов историй: «Кадм и Кадмиды», «Персей», «Аргонавты», «Геракл», «Лабдакиды» (потомки Лабдака — царь Эдип, Антигона), «Афины» (о потомках афинского царя Эрехфея), «Троянская война», «Конец царства сказки» (странствия Одиссея). «Аттические сказки» — «Иресиона», «Терем Зари» и «Царица Вьюг» — фантазии на темы мифов о дочерях Эрехфея царевнах Креусе, Прокриде и Орифии. Строительство корабля «Арго». Рис. Л.Орловой из книги Ф.Ф.Зелинского «Сказочная древность Эллады»Вступительная статья Гасана Гусейнова озаглавлена «…И ты стоскуешься по белым храмам и душистым рощам…», это слова из сказки «Царица вьюг. Эллины и скифы». Слова бога северного ветра Борея, обращённые к его невесте, царевне Орифии: «Орифия, наш невежественный, несчастный народ не знает и не признаёт того, что свято для вас. Я зову тебя к нему, но не хочу тебя обманывать: холодно в нашей стране, и ты стоскуешься по белым храмам и душистым рощам, по теплоте и улыбке твоей Эллады!» Ответ царевны: «Я принесу с собой и теплоту, и улыбку…»

Верно, что стиль Зелинского может очаровывать одних читателей и раздражать других. Скорее всего, такая книга придётся по душе тем, кто желает не только рационального, но и эмоционального познания мифологии Древней Греции.

Другие издания:

Зелинский Ф.Ф. Мифы трагической Эллады. — Минск: Вышэйшая школа, 1992. — 366 с.

Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность: Античный мир. — М.: СП «Соваминко»: Культура, 1994. — 367 с.

О пересказах античных мифов читайте также в рубрике «Античный мир: Мифы».

Светлана Малая