наверх
ГДЕ ИСКАТЬ КЛАД?
13 ноября 2014

Стивенсон, Р. Л. Остров сокровищ / Роберт Льюис Стивенсон ; перевод с английского Н. Чуковского ; иллюстрации И. Ильинского, А. Дёгтева, И. Лосевой, Т. Пономаренко, Е. Чуркиной. — Москва : Лабиринт Пресс, 2014. — 188 с. : ил. — (Книга + эпоха).

 

Стивенсон, Р. Л. Остров сокровищ / Роберт Льюис Стивенсон ; [пер. с англ. Н. Чуковского ; ил. И. Ильинского]. — Москва : Clever, 2014. — 239 с. : ил. — (Острова).

  • Обложка книги Р.Л.Стивенсона «Остров сокровищ» (М. : Лабиринт Пресс, 2014)
  • Обложка книги Р.Л.Стивенсона «Остров сокровищ» (М. : Clever, 2014)

В книжном мире то и дело происходят мелкие и крупные чудеса, разные волшебные случайности. И вот мы, похоже, дождались чего-то подобного: два издательства с минимальным временным отрывом выпустили один и тот же текст; более того — выпустили почти одинаково. Вместе с тем, трудно будет найти более несхожие книги, чем новые релизы «Лабиринта» и «Клевера».

Вы уже достаточно заинтригованы? Тогда начнём.

Сочинение Роберта Льюиса Стивенсона по праву входит в круг «вечных», даром что написано немногим более века назад. Это настоящий памятник — попробуйте сходу назвать ещё что-нибудь про пиратов, столь же хрестоматийное! Правда, в позолоте и бронзе зияют прорехи: набор приключений известен каждому, все тропинки исхожены, и потому очередное издание «Острова сокровищ» — в какой-то степени риск.

Разворот из книги Р.Л.Стивенсона «Остров сокровищ» (М. : Лабиринт Пресс, 2014)

Впрочем, «Лабиринту» ли бояться? В прошлом году он издал обновлённую «Алису в Стране Чудес» (во многих смыслах квинтэссенцию хрестоматийности), и всё, что из этого вышло, — несомненные триумф и слава. «Остров…» представляет собой новую ступень проекта, его развитие. Издание получилось даже более насыщенным, чем «Алиса»: каждую страницу можно изучать по-настоящему долго, буквально повсюду — вставные рассказы, «книги в книге», отсылки, рисунки, даже сундуки (!) с одеждой и прочими разностями. Перечисленного действительно очень много, но том не выглядит нагромождением запылившихся фактов или докучливых элементов: при всей уже упомянутой гипернасыщенности соблюден некий очень важный баланс. В результате мы имеем множество измерений, но наше внимание, наш интерес не раздёргиваются, но уверенно погружаются в контекст. Прихотливый «нелинейный» рассказ — или целое содружество таких рассказов — вовлекает и зачаровывает; взяв в руки книгу, даже взрослый превращается в восхищённого ребёнка-исследователя.

Разворот из книги Р.Л.Стивенсона «Остров сокровищ» (М. : Лабиринт Пресс, 2014)

Очень жаль, но подобных похвал вряд ли удостоится работа «Клевера». Повторимся: удивительно не только то, что книги вышли с минимальным временным отрывом, но и то, что многое в них организовано по схожему принципу. Оба издания встроены в серии, разъясняемые слова в них подчёркнуты; и там и там использованы классические иллюстрации Игоря Ильинского. Но именно схожесть и выявляет кардинальные различия. Там, где у «Лабиринта» получается многомерная, сочная рельефность, «Клевер» довольствуется скучной, суховатой плоскостью, готовя к тому же и нас. Нет, по существу вроде бы всё в порядке, факты не перевраны, проведена убедительная редакторская работа. Но не стоит ждать, что у вас загорятся глаза и будет страшно интересно.

stivenson5

Давайте зададимся вопросом: за что мы в первую очередь ценим истории о путешествиях? Уж, наверное, не за то, что узнаём из книжек отличия очертаний Барбадоса и Мадагаскара. Нам возразят, что такое издание «Острова» — научно-популярное, и у него другие задачи. Но «Лабиринту» почему-то удалось соединить научную популярность с атмосферой приключений и открытий, будоражащей ум и фантазию. В случае же «Клевера» — страшно сказать! — речь идёт, скорее, об учебнике. Тон этому задают, прежде всего, схемы и их подобия, встречающие читателя фактически на каждой странице. Тут очень хорошо виден именно взрослый с указкой — это он всё упорядочил, расчертил и протянул ребёнку: бери, изучай. Что-то не нравится? Сама по себе книга «Клевера», возможно, и стала бы ещё одним, пусть даже неплохим, изданием великой пиратской истории. Но соседство с прекрасной работой «Лабиринта» разрушает эту непрочную надежду.

Разворот из книги Р.Л.Стивенсона «Остров сокровищ» (М. : Clever, 2014)

Кирилл Захаров