наверх
ПОЛЕЗНОЕ «ДУРАКАВАЛЯНИЕ»
14 декабря 2012

Для ребенка игра — это совсем не «дуракаваляние», а настоящая жизнь. Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Для ребенка игра — самый адекватный вариант существования, для взрослого — прекрасный метод психологической разгрузки и надежный способ установить взаимопонимание с сыном или дочкой.

Сколько игр на белом свете? Десятки? Сотни! Тысячи! Бывают они домашние и уличные, детские и взрослые, сложные и простые, мальчишечьи и девчоночьи, с правилами и без них, страшные и смешные, известные всем и знакомые только некоторым, игры для учения и для развлечения.

Во что бы такое интересное поиграть? Эти книги расскажут о самых интересных играх.

 Граббет Р. Игры для детей от 2 до 6 лет / Пер. с нем. О.Асписовой. — М.: РОСМЭН, 2001. — 160 с.: ил.

«День, проведенный с детьми, будет гораздо веселее, чем скучная болтовня со взрослыми», — считает профессиональный воспитатель Регина Граббет. Во что можно поиграть с двухлетними детьми? Ведь им трудно принять правила, по которым все участники игры должны действовать определенным образом. Для малышей автор предлагает «Игры с помощью ощущений», «Ласковые игры», «Игры с пальцами». Играть можно с водой, с обычными предметами, с коробками, старыми вещами и красками, игры в масках и гриме, с переодеваниями и без них, играть можно дома и на улице. «Переиграв» все игры из книжки, дети будут довольны собой и всем на свете: «Уф, как же мы устали!»

Гальперштейн Л.Я. 100 настольных игр / Худож. М.Хавторин. — М.: РОСМЭН, 2000. — 191 с.: ил. — (Я играю, мы играем).

В серии «Я играю, мы играем» представлены книги отечественных авторов. Книга Л.Я.Гальперштейна  одна из самых известных и популярных. В ней описано множество настольных игр для детей и взрослых. Это и лото, и «Морской бой», игры в слова, домино, шашки, шахматы. Большой раздел посвящен увлекательному занятию — пасьянсам и другим интеллектуальным карточным играм. В книге обязательно найдется игра как для самого маленького, так и бывалого игрока. Игры учат жить, заставляют думать, рассчитывать, выбирать пути для достижения цели. Игры, в первую очередь настольные, тренируют память и умение комбинировать.

Розанова Е.Г. Праздники в школе и дома: Сценарии, викторины, игры / Худож. И.Новиков. — М.: РОСМЭН, 2000. — 103 с.: цв. ил. — (Я играю, мы играем).

Розанова Е.Г. Книга игр / Худож. М.Хавторин. — М.: РОСМЭН, 2000. — 166 с.: цв. ил. — (Я играю, мы играем).

Созданы эти книги автором, увлеченным детским досугом. В первой рассказывается, как интересно организовать не только домашнее веселье — День рождения, именины, Новый год, но и школьные и студенческие праздники — День смеха, Татьянин день. Есть в книге и раздел, посвященный русским народным увеселениям, — Ивана Купала, Масленица. Игры, розыгрыши, описание танцев — чего только нет в этой книжке. Во второй книге читатель найдет игры и забавы для самого разного возраста от малышей до подростков, причем не требующие специального реквизита.

 Волшебный праздник / Пер. с англ. А.Левинзон. — М.: РОСМЭН, 2000. — 96 с.: цв. ил. — (Вместе с мамой, вместе с папой).

Изучая страницы этой книжки, можно будет провести немало часов, творя из самых необычных подручных материалов чудеса, а то Рождество, которое предлагают устроить авторы книги, выйдет поистине волшебным.

Печерская А.Н. Праздники в детском саду: Сценарии, игры, викторины / Худож. А.Лукьянов. — М.: РОСМЭН, 2000. — 79 с.: цв. ил. — (Я играю, мы играем).

Книга поможет взрослым организовать детские утренники — новогодние, к 8 марта, Святкам, Масленице, Троице и др.

Гик Е.Я. Игры: Энциклопедия / Е.Я.Гик, И.А.Рассказова; Худож. И.Тер-Аракелян, С.Дурнев. — М.: Росмэн, 2001. — 127 с.: цв. ил.

«Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай.

Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут.
Не найдет тебя медведь, —
Выходи, тебе гореть!»

От того, как начнешь игру, зависит, интересно ли будет в нее играть. Начните с одной из веселых считалок, что помещены на страницах книги, которая названа просто и лаконично «Игры». В ней можно найти игры со словами, шахматные и шашечные комбинации, всевозможные настольные игры, игры с предметами, бильярд, игры народов мира, спортивные игры, игры на воздухе, карточные игры, компьютерные игры. Есть ли еще какие-нибудь игры на свете, не освещенные в этой книге? Где и когда возникли популярные сейчас игры, как вних играли несколько веков назад, как играют сегодня, что нужно предпринять, чтобы стать непобедимым игроком — ответы на эти вопросы читатель найдет на страницах этой книжки с забавными иллюстрациями.

Шангина И.И. Русские дети и их игры. — СПб: Искусство, 2000. — 296 с.: ил.

Книга ученого-этнографа рассказывает о том, как в прошлом веке воспитывали детей в традиционно русских семьях «по заветам дедов», уделяя особое внимание игре — первооснове народной педагогики.

Интересно играть! Кем мы только не бываем во время игры: и веселыми зверятами, и инопланетянами. В кого бы еще превратиться? Подсказки ищите в книжках.

Гибсон Р. Карнавал: Маски, костюмы / Пер. с англ. Л.Я.Гальперштейна. — М.: РОСМЭН, 1997. — 64 с.: цв. ил. — (Наши руки не для скуки).

Книжка поможет изготовить оригинальные маски и костюмы, которыми маленькие фантазеры будут гордиться — ведь они сделаны своими руками!

Древние египтяне / Авт-сост. Э.Хаслам; Пер. с англ. И.Тополь. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2000. — 64 с.: цв. ил. — (Сделай сам!)

Римская империя / Авт.-сост. П.Крисп; Пер. с англ. О.Корчагиной. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2000. — 64 с.: цв. ил. — (Сделай сам!)

Летательные аппараты / Авт.-сост. Д.Челлонер; Пер. с англ. И.Кудишина. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2000. — 48 с.: цв. ил. — (Сделай сам!)

Космос / Авт.-сост. Д.Гловер; Пер. с англ. А.Нисилевич. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 1999. — 48 с.: цв. ил. — (Сделай сам!

Яркие книжки серии подсказывают, как перевоплотиться в самурая, индейца, первобытного человека, как изготовить космический корабль и другие машины и механизмы.

 Гальвани А. Учебник по гримерному искусству для детей / А.Гальвани, В.Пина; Пер. с фр. А.Михайловой. — М.:АСТ: Астрель, 2002. — 32 с.: ил.

За несколько минут превратиться в клоуна, вампира, колдунью, злобное чудовище или нежную бабочку — это ли не мечта не только всех детей, но и взрослых. Этот «учебник» с веселыми иллюстрациями в деле превращения — вещь самая необходимая.

Особенно интересно заниматься с игрушками, сделанными своими руками. Как их сделать — подсказки в книжках.

Домашний кукольный театр: Куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы / К.Хайнс, Д.Харви, Р.Дангворт, Р.Гибсон; Пер. с англ. Т.Ю.Покидаевой. — М.: РОСМЭН, 1999. — 64 с.: цв. ил. — (Наши руки не для скуки).

Чего здесь только нет! И всевозможные раскладные игрушки, открытки-сюрпризы, игрушки на пружинках, зверюшки с открывающейся пастью, взлетающие ракеты, храм ацтеков и т.д. И все можно создать буквально из ничего в считанные минуты своими руками.

Своими руками / Пер. с англ. М.Карпунина. — М.: РОСМЭН, 2000. — 128 с.: цв. ил. — (Вместе с мамой, вместе с папой).

«Подарки из теста», «Волшебные ножницы», «Забавные поделки», «Веселая кухня» — вот что ждет читателя на страницах этой книги для детей. Одна глава «Подарки из теста» чего стоит! Действительно, лепка из теста прививает детям различные полезные навыки: разрабатывается мелкая моторика пальцев, улучшается координация движений; дети могут безудержно фантазировать и изобретать, погружая ручки в мягкое живое тесто. Приведены и очень важные советы родителям «Как подготовиться к работе».

Своими руками можно не только делать игрушки, но и творить настоящие чудеса. Такие, как оригами или фокусы.

Афонькин С.Ю. Веселые уроки оригами в школе и дома: Учебник / С.Ю.Афонькин, Е.Ю.Афонькина. — СПб: Литера, 2001. — 205 с.: ил.

Афонькин С.Ю. Оригами и аппликация /С.Ю.Афонькин, Л.В.Лежнева, В.П.Пудова. — СПб: Кристалл, 2001. — 303 с.: ил. — (Б-ка развивающих игр)

Оригами: Конструирование из бумаги / Авт. текста Э.О.Брайн, К.Нидхем; Пер. с англ. Т.Ю.Покидаевой. — М.: РОСМЭН, 2001. — цв. ил. — (Наши руки не для скуки).

В этих книгах можно найти интересную подборку различных игр, фокусов, поделок из бумаги. Оригами- древнее японское искусство складывания фигурок из бумаги- во всем мире вызывает сегодня неподдельный интерес со стороны и взрослых, и детей. Превращение обычного листа бумаги в забавную игрушку уже само по себе похоже на фокус. Занятия оригами рекомендованы специалистами как развивающии тонкую ручную моторику у детей. Зверюшки, птицы, самолеты, кораблики, которые предлагаются к изготовлению в этих пособиях, по силам и трехлетнему сорванцу, и взрослому любителю кропотливой работы.

Карташкин А.С. Калейдоскоп фокусов. — М.: Мир искателя, 2001. — 350 с.: ил. — (Занимательная энциклопедия).

Карташкин А.С. Карточные фокусы. — М.: Бамбук, 2000. — 319 с.: ил. — (Занимательная энциклопедия).

Книги вице-президента Московского клуба фокусников раскрывают тайны карточных трюков, разоблачают всевозможные мистификации с историей игральных карт: «Стартуя с кончиков пальцев» и «Восходя к мелодии волшебства», читатель оказывается в «Лаборатории трюковой алхимии» (так названы главы книги). Для тех, кто стремится к совершенству в карточных фокусах, автор составил список дополнительной литературы, в котором, помимо отечественных и зарубежных книг по данному вопросу, представлены публикации в периодической печати и даже видеоматериалы.

Престо Ф. Удивительные фокусы для детей / Пер. с англ. И.Перегудовой. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2002. — 72 с.: ил.

«Однажды, выполняя какую-то скучную работу, я подумала, что в моей жизни не хватает волшебства. Поэтому я купила книги о фокусах, потренировалась и стала показывать фокусы сама,»- так рассказывает о начале своей карьеры знаменитая иллюзионистка Фей Престо. В своей книге она делится опытом, как научиться интересным трюкам, как нужно всети себя при показе фокусов, как организовать настоящее представление. Чтение мыслей на расстоянии, угадывание карт, «дьявольские наручники», связанные платки — эти и другие «сложнейшие» фокусы вы сможете демонстрировать после знакомства с этой книгой. Было бы желание...

А в заключение несколько слов, принадлежащих французской писательнице времен Наполеона Анне Сталь: «Игроку тяжелее всего перенести не то, что он проиграл, а то, что надо перестать играть». Сегодняшнее обилие книг с описанием игр может обеспечить заядлых игроков материалом на долгие-долгие годы.

Ольга Мургина