С КНИЖКОЙ ВПРИПРЫЖКУ

Озорники, проказники, фантазеры и выдумщики проявляют свои неординарные способности круглый год. Но особенно активны они летом. Наверное, потому, что летом свободы намного больше, чем в холодные времена года. Замечено, что главная особенность любого проказника, — это абсолютное нежелание творить свои «чудеса» в одиночку. Умение делиться опытом, вовлекать в свои забавы приятелей — вот это они умеют делать первоклассно. И осуществляют фантазеры это не только в устной, так сказать, форме. Самые лучшие, самые забавные и увлекательные книги для детей написаны бывшими озорниками и проказниками. Кстати, слово «бывший» ими отвергается, вплоть до седых волос, если удается до таковых дожить. Мировая детская литература — копилка всевозможных проделок, проказ, курьезных случаев. Делать фундаментальный обзор всей мировой детской литературы, освещающей жизненные пути всех фантазеров и проказников, мы не беремся. Напомним вам всего несколько книжек.

 

Буш В. Истории для детей в стихах и картинках; Плих и Плюх

28 июня 2002

Обложка книги В.Буша «Истории в стихах и картинках»Буш В. Истории для детей в стихах и картинках / Изд. подгот. К.Завойский. — М.: Фазис, 1994. — 269 с.: ил.

Буш В. Плих и Плюх / Пер. с нем. Д.Хармса и С.Маршака. — М.: РИК «Культура»: Рудомино, 1993. — 128 с.: ил.

Сразу семь проделок описано (и даже нарисовано) в «мальчишечьей истории» «Макс и Мориц», помещенной в книге «Истории для детей в стихах и картинках» Вильгельма Буша (1832-1908) — одного из самых знаменитых немецких детских писателей. В Германии конца XIX века некоторые родители и школьные учителя даже запрещали детям читать книги Вильгельма Буша, считая, что он дает детям «вредные советы». Обложка книги В.Буша «Плих и Плюх»А дети до сих пор читают и рассматривают сотни его удивительных историй в стихах и картинках. Буш, который прежде всего был художником, скульптором, сам того не подозревая, придумал новый литературный жанр — «комикс», где рисунок и текст должны составлять неразрывное единство. Познакомьтесь, например, с двумя проказниками — героями знаменитой истории в стихах и картинках «Макс и Мориц», или с «дерзким мальчуганом» Петером и «страшным грубияном» Паулем из забавной истории «Плих и Плюх» (вольный перевод Д.Хармса). «Шляпы сдергивать с зевак, / Залезать в соседский сад / Им приятней во сто крат, / Чем сидеть весь день в неволе...» Правда, «...За плохое поведенье / Их накажет Провиденье / И конец положит разом / Их проделкам и проказам… / А теперь читай вприглядку / Как все было по порядку».

 

О.Генри. Вождь краснокожих

28 июня 2002

Обложка книги «Вождь краснокожих» О.ГенриО.Генри. Вождь краснокожих: Рассказы: Пер. с англ. — М.: ОНИКС, 2000. — 320 с.: ил. — (Золотая б-ка).

О.Генри, если вы не забыли, — литературный псевдоним, прославивший Уильяма Сиднея Портера (1862-1910). Первый же рассказ сборника, который так и называется «Вождь краснокожих», заставит взрослых припомнить шалости их собственных чертенят, а детвора, конечно же, увидит в рыжем мальчишке своего закадычного друга. Похитив единственного сына одного из зажиточных горожан и предвкушая получить за него выкуп, очень скоро злодеи готовы были сами заплатить отцу этого девятилетнего чертенка «с выпуклыми веснушками по всему лицу», только чтобы избавиться от него.

 

Драгунский В. Избранное

29 июня 2002

Обложка книги В.Драгунского «Избранное: Повести и рассказы»Драгунский В. Избранное: Повести и рассказы. — М.: Планета детства, Астрель, АСТ, 2000. — 590 с.: ил. — (Всемирная детская б-ка).

Оставшись наедине с рассказами Виктора Драгунского, можно или «чуть не помереть cо смеху» (словечки из рассказа «Чики-брык»), или сидеть, задрав голову к потолку, «чтобы слезы вкатились обратно» (рассказ «Друг детства»).

Самый знаменитый проказник и выдумщик у Драгунского — Дениска. «Денискины рассказы» стали настольной книгой не для одного поколения озорников. Ведь все, что попадает в поле зрения озорника, становится поводом для шалости. «На электричке очень интересно ездить, очень!» — считает герой рассказа «Чики-Брык». «Во-первых, ручки на скамейках блестят. Во-вторых, тормозные краны — красные, висят прямо перед глазами. И сколько ни ехать, всегда хочется дернуть такой кран или хоть погладить его рукой. А самое главное — можно в окошко смотреть, там специальная приступочка есть. Если кто не достает, можно на эту приступочку встать и высунуться…» У проказника все горит под руками. И не только под руками. Вот мама из рассказа «Подзорная труба», с иголкой в руках, говорит: «У твоих штанов такой скверный характер, что они нарочно целыми днями подстерегают каждый гвоздик, цепляются за него и потом рвутся специально для того, чтобы позлить твою маму. Вот какие коварные штаны!»

 

Линдгрен А. Эмиль из Леннеберги

29 июня 2002

Обложка книги А.Линдгрен «Эмиль из Леннеберги»Линдгрен А. Эмиль из Леннеберги: Повести / Рис. В.Васильева. — Петрозаводск: Карелия, 1987. — 223 с.: ил.

Знаменитой шведской писательнице Астрид Линдгрен (1907-2002) по описанию проказников и их проделок, пожалуй, нет в мире равных. Озорники — вот главные герои всех ее книг. Это и веселая, сумасбродная Пеппи Длинныйчулок, и Карлсон, живущий на крыше, и Эмиль из Леннеберги. Некоторых взрослых людей страницы повестей Линдгрен даже пугают, как же — в них изображены такие ужасные непослушные дети, можно сказать, хулиганы!

Первая сказочная повесть Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» (1945) произвела в обществе впечатление разорвавшейся бомбы. Если раньше книги для детей писали прежде всего для того, чтобы чему-то научить или что-то объяснить, то Линдгрен впервые написала книжку просто для того, чтобы было весело. Самая любимая в России книжка Линдгрен — это «Три повести о Малыше и Карлсоне» (1955-1968). Каждая глава всех трех повестей — очередная проказа Карлсона. Так же устроен и цикл повестей об Эмиле из Леннеберги (они писались в 1963-1985 гг.). «Неужто ты никогда не слыхал об Эмиле из Леннеберги? <…> Удивительное дело! <…> Проделок за ним водилось больше, чем дней в году; однажды он так напугал леннебержцев, что они решили отправить его в Америку. Да, да, в самом деле, я не вру! Леннебержцы завязали собранные деньги в узелок, пришли к маме Эмиля и спросили: «Хватит этих денег, чтобы отправить Эмиля в Америку?» Они думали, что стоит избавиться от Эмиля, как в Леннеберге станет спокойнее, и они были правы…» — после этих слов автора сомнений в том, что читателя ждет встреча с отъявленным хулиганом, не остается.

И мы в свою очередь спрашиваем, неужели Вы не слыхали об Эмиле? Если у Вас не начнутся колики от смеха с первых же страниц повести, то уж после главы «Как Эмиль трижды храбро пытался вырвать у Лины коренной зуб, а потом выкрасил маленькую Иду в фиолетовый цвет», вряд ли Вы останетесь спокойны и невозмутимы.

 

Михалков С.В. Праздник непослушания

29 июня 2002

Обложка книги С.Михалкова «Праздник непослушания». Худож. В.СуриковМихалков С.В. Праздник непослушания: Повесть-сказка / Худож. Г.Юдин. — М.: Дет. лит., 1983. — 79 с.: ил.

Каждому маленькому человеку хотя бы раз в его маленькой жизни приходилось «думать о том, как плохо быть маленьким и что надо обязательно постараться как можно скорее вырасти и стать большим, потому что большим все можно, а маленьким ничего нельзя». В книжке С.Михалкова маленьким можно все. «Стойте на голове! Ходите на четвереньках! Никто вам ничего не скажет! И не накажет!» Почему? А потому, что писатель так напридумывал в своей сказке, что из города ушли все взрослые. Правда, написал сказку хоть и детский писатель, но все же взрослый. Поэтому «праздник непослушания» он быстро прекратил. Стал описывать те ужасы, что случились с детьми без родителей. Если бы такую книжку мог написать ребенок, он бы не допустил, чтобы в его сказке дети посылали своим родителям такие письма:

«Мамы! Папы! Нам без вас —

Все равно, что вам без нас!

Хотя, кто сказал, что взрослые и дети — разные люди? У Михалкова взрослые от радости «так развеселились, что сами почувствовали себя детьми — стали кувыркаться в траве, играть в пятнашки, а учитель Глобус так расшалился, что совсем забыл, что он учитель, и, догоняя доктора, подставил ему ножку, да так удачно, что тот перелетел через голову и сшиб с ног бабушку…»

 

Носов Н.Н. Мишкина каша

29 июня 2002

Обложка книги Н.Носова «Мишкина каша». Худож. А.БосинНосов Н.Н. Мишкина каша / Худож. А.Босин. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 222 с.: ил.

У Николая Носова даже псы озоруют. Помните его знаменитый рассказ «Бобик в гостях у Барбоса», в котором две милые собачки в отсутствие хозяина устроили себе «день независимости». Но главный озорник Носова — Незнайка. Правда, этот маленький сорванец — сказочный, придуманный. Большинство же произведений Носова о самых настоящих шалунах. Знаете, как назывался самый первый рассказ Носова, опубликованный в 1938 году? «Затейники»! А у героев книг Носова «Витя Малеев в школе и дома» и «Фантазеры» просто «на лбу написано» — проказники!

«Один раз, когда я жил с мамой на даче…» — так начинается этот знаменитый рассказ «Мишкина каша». Дача — это хорошо. На даче всегда что-нибудь смешное приключается. Особенно, если на даче вдвоем с другом остаться, без мамы. И проголодавшись, затеять варить кашу. «Чего там ее варить!» — говорит друг Мишка. «Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждем, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под нее каша лезет.

— Мишка, — говорю, что это? Почему каша лезет?

Обложка книги Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома». Худож. В.Чижиков— Куда?

— Шут ее знает куда! Из кастрюли лезет!

Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял ее, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу».

Ну, как, будем с мальчишками из рассказа Николая Носова дальше кашу варить? То ли еще будет! Каша кашей, а как бы ребятам не пришлось в колодец за чайником, а то и за самоваром нырять! Зачем в колодец? А вы читайте, читайте. И таких забавных рассказов в книжке — сейчас подсчитаю — 28, 29, 30! Если даже читать по одному в день, удовольствие можно на целый месяц растянуть. Правда, не думаю, что получиться растягивать, как бы за один присест всю книжку не проглотить! Николай Николаевич Носов, в середине прошлого, двадцатого века, придумавший знаменитого Незнайку, знал, что рассказывать озорникам и фантазерам.

 

Остер Г.Б. Вредные советы

29 июня 2002

Обложка книги Г.Остера «Вредные советы». Худож. А.МартыновОстер Г.Б. Вредные советы: Книга для непослушных детей и их родителей / Худож. А.Мартынов. — М.: РОСМЭН, 2000. — 120 с.: ил.

Без книг Григория Остера портрет озорника был бы неполным. Его многочисленные «Вредные советы» — это же настоящие инструкции для озорников и проказников. Правда, чтобы книги Г.Остера стали действительно руководством к действию, проказникам надо изъять из них юмор, иронию и… педагогику.

Если хотя бы один шалун, воспитанный на книгах Г.Остера, стал бы министром образования, то, несомненно, он объявил бы обязательными в школе «Задачники» Г.Остера. Ведь задачи в таком учебнике решать совсем не скучно:

«Сколько дырок окажется в клеенке, если во время обеда 12 раз проткнуть ее вилкой с 4 зубчиками?» или «Из каждых 2575 двоечников один становится директором школы. Из скольких двоечников получится 14 директоров школ?»

 

Сотник Ю. Как я был самостоятельным

29 июня 2002

Обложка книги Ю.Сотника «Как я был самостоятельным». Худож. Е.МедведевСотник Ю. Как я был самостоятельным: Рассказы; Машка Самбо и Заноза: Повесть. — М.: Оникс, 2000. — 320 с.: ил. — (Золотая б-ка).

Самые самостоятельные люди на свете — озорники. Юрий Сотник о таких, в основном, и писал. Рассказ, который так и называется — «Как я был самостоятельным», начинается так: «День, когда я впервые почувствовал себя самостоятельным, врезался мне в память на всю жизнь. Я до сих пор вспоминаю о нем с содроганием». Однажды родители вынуждены были оставить Лешку дома одного. Стоило взрослым уехать, как Лешка тут же проявил дремавшую до поры, до времени самостоятельность — впустил в дом артистов. А рассказ «Человек без нервов» Юрия Сотника познакомит нас с мальчуганом Лоди, который хотел прослыть храбрецом, человеком исключительным, прошедшим огонь и воду. «Особенно Лодя старался поразить своей отвагой двенадцатилетнюю Машу...» Для этого он решил дотронуться до морды быка Берендей, которого « вся деревня боится», только дотронуться и мирно удалиться. Что Лодя и сделал — ткнул огромного быка кулаком в нос и, не оглядываясь, направился к Маше. Не оглядывайся, Лодя!

 

Твен М. Приключения Тома Сойера

29 июня 2002

Обложка книги М.Твена «Приключения Тома Сойера». Худож. М.ПетровТвен М. Приключения Тома Сойера; Приключения Гекльберри Финна. — М.: Энергоатомиздат, 1984. — (Б-ка приключений: В 20 т.: Т. 12).

Из названия первой главы этой замечательной книги — «Том играет, сражается, прячется» — становится ясно, что Том, о котором идет речь, — «сущий бесенок», и без него и его друга Гека портрета мирового проказника просто-напросто не будет. Марк Твен настаивал на том, что «Приключения Тома Сойера» — книга для взрослых, что это — не просто веселая книга о мальчике, а о серьезных, взрослых проблемах. Ведь книга вышла в свет в 1876 году. А это было сложное время для Америки. Но сегодня для юных читателей «взрослые» проблемы ушли на десятый план. Главное, что до сих пор привлекает детей в этой книге — «мальчишечья вольница», розыски клада, жизнь на необитаемом острове, расследование преступления, плутания в пещерах, перевоплощения в «пиратов» и «индейцев», в которых играют 12-летние сорванцы из провинциального американского городка. Каждый современный мальчишка не отказался бы иметь таких друзей, как Том Сойер, который может разыграть кого-либо, одурачить, придумать что-нибудь необычное, как Гек, для которого главное — быть свободным, всегда и во всем.

 

Успенский Э.Н. Лучшие истории для детей

29 июня 2002

Обложка книги Э.Успенского «Лучшие истории для детей»Успенский Э.Н. Лучшие истории для детей. — М.: ОЛМА-Пресс, 2002. — 640 с.: ил. — (Золотые страницы).

Проказники любят книги Э.Успенского — это факт. Но среди героев Э.Успенского — ни одного отпетого проказника. Все приличные люди, ну, или почти люди. Чебурашка — милый, Крокодил Гена — даже застенчивый. Дядя Федор — положительный во всех отношениях мальчик, Шарик, у которого, если помните, «лохматость повысилась», вызывает только умиление, а кот Матроскин — просто идеал! На звание «проказник» у Успенского «тянут» только старуха Шапокляк да еще обезьяна Анфиса (на то она и обезьяна). Главный проказник в книгах Э.Успенского — сам автор. Поэтому его книжки и любят все озорники и выдумщики. Чуют в нем собрата.

Ольга Мургина