наверх
«КОГДА?», или НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ
21 июня 2004

 

Ил. из книги «The Bears’ ABC Book» by Robin and Jocelin WildТревожное слово «когда» (со знаком вопроса) — одно из самых часто употребляемых в лексиконе начинающих родителей. Когда кормить, купать, гулять, прививать, приучать и ещё сотня напрямую связанных с жизнью маленького человека глаголов, требующих компетентного ответа на все эти насущные «когда?»

Ни в коем случае не собираюсь вторгаться в пределы таких уважаемых научных дисциплин, как преднатальная, перинатальная и постнатальная медицина, такие же педагогика и психология (то есть изучающие периоды развития ребёнка до и сразу после его рождения). Хочу лишь напомнить, что всевозможные науки о человеке не стоят на месте. И многие советы и рекомендации педагогов и педиатров, которые ещё несколько лет назад не подлежали сомнению, сегодня под натиском новейших исследований и экспериментов буквально на глазах (в основном, у изумлённых бабушек и дедушек) превращаются во вредоносные. Например, раньше считалось, что пеленать младенца надо туго, кормить — строго по часам. И ведь многие матери — кровь из носа — добивались этого. Даже негативное отношение к «сюсюканью» (так называемой «детской речи») и призывы разговаривать с младенцем «взрослым» голосом оказались неоправданными. Выяснилось, что маленькие дети особенно чувствительны к высоко интонированным звукам, а использование в общении с ними «baby talk» в первые месяцы жизни способствуют созданию благоприятных предпосылок для овладения ребёнком речью.

Обложка книги К.Чуковского «Путаница». Худож. В.КонашевичДа, много чего раньше считалось… Ещё В.А.Жуковский утверждал, что «воспитание начинается с колыбели». С позиций современной науки он тоже ошибался: воспитание нужно начинать задолго до того, как понадобится колыбель.

До недавнего времени в науке и в обществе господствовал так называемый генетический фатализм. Считалось: что в момент зачатия заложено, то в дальнейшем и проявится. Однако современная наука утверждает, что самые судьбоносные качества как раз и не определяются генами. На них влияет воспитание и особенно — условия раннего развития ребёнка в первые годы после рождения и даже в последние месяцы беременности. «Младенец, лишённый в первые три года жизни разнообразных впечатлений — зрительных, слуховых, осязательных — лишается возможности полноценно развиваться. Его мышление останется ущербным, многие виды деятельности будут для него недоступны…» (цитата из очерка: Коршунова Н. Разбудить в себе гения: Интеллект ребёнка можно развить ещё в материнской утробе // Семья и школа. — 2004. — № 3. — С. 18-20).

Обложка книги С.Козлова «Я на солнышке лежу». Худож. С.ОстровОсмелюсь ответить лишь на одно «когда?», которым, к сожалению, не все родители удосуживаются обеспокоиться, а именно: когда приучать ребёнка к книге? Ответ, возможно, разочарует некоторых педантов, которые ждут совета типа: «в пять месяцев шесть недель и три дня от рождения». Отвечаю незамысловато: как можно раньше. А если точнее — с того дня, как вы решили, что вам нужен ребёнок.

Убеждена, первое, что Вам непременно понадобится приобрести для будущего ребёнка, — это детская книга. Пусть это будет хорошо изданная книга с талантливыми иллюстрациями, что-нибудь из любимого вами в детстве. Кто-то выберет «Незнайку» Н.Н.Носова, кто-то истории о муми-троллях Туве Янссон, кто-то мудрые сказки Сергея Козлова о Ёжике и Медвежонке…

Здесь я хочу напомнить ещё об одной бурно развивающейся отрасли педагогики, о которой мало кто знает, — педагогической антропологии. Человек в процессе воспитания — вот её предмет. Педагогическая антропология призвана детализировать и прояснить таинственный процесс прорастания детства в толщу последующей жизни индивидуума. Эта отрасль педагогической науки доказывает, что всё первое особенно важно для человека.

Обложка книги «Природа ребёнка в зеркале автобиографии». Оформл. Л.МихалевскогоПрирода ребёнка в зеркале автобиографии: Учеб. пособие по педагогич. антропологии / Под ред. Б.М.Бим-Бада, О.Е.Кошелевой. — М.: Изд-во УРАО, 1998. — 432 с. — (Б-ка антропологии).

В книге собраны воспоминания о первых детских впечатлениях известных людей XIX-XX вв. Среди них И.В.Гёте, В.Г.Короленко, А.Франс, М.Шагал, Н.Берберова, Н.А.Бердяев, М.В.Добужинский, В.М.Конашевич, В.В.Набоков, Ю.К.Олеша, Б.Л.Пастернак, Н.И.Сац, С.Дали и другие. Особенно рекомендую ознакомиться с главой «Лес белых страниц, или За дверцей книжного шкафа», посвящённой детскому чтению. Авторы пособия убеждены, что «детскому чтению присущи гораздо более взаимопроникаемые границы между содержанием книг и реальностью повседневной жизни, чем чтению взрослых».

Итак, ребёнок в утробе матери уже не воспринимается современной наукой как сгусток пассивной протоплазмы. Одним из важных направлений в науке о человеке в последние годы стали исследования развивающегося мозга младенца до рождения и после. Наиболее прикладная часть исследований касается стимуляции этого развития. Появилось множество любопытных публикаций о результатах подобных экспериментов. Например, о том, что если женщина во второй половине беременности слушает классическую музыку, то в будущем у ребёнка обнаруживаются… математические способности. Кстати, слушать музыку беременным рекомендовали ещё в античные времена (см.: «Концерт для живота с оркестром» // Семья и школа. — 2004. — № 3. — С. 18-20).

Одним из самых действенных инструментов стимуляции умственных способностей малыша — и в этом нет никакого секрета — является детская книжка. Доказано, что если будущая мама читает вслух сказки, в дальнейшем младенец бурно реагирует на текст именно той сказки, которую он «слышал» ещё до своего рождения. В ответ на возможные восклицания — «неужели?!» — сошлюсь на имеющиеся публикации. Об этом пишет немецкий исследователь Мартин Дорнес в книге «Компетентный младенец» (Dornes M. Der Kompetente Sdugling. — Frankfurt am Main, 1993). Эта книга есть, в частности, в Библиотеке Конгресса (см. электронный каталог библиотеки), но, к сожалению, на русском языке она ещё не издана, хотя информацию о ней можно найти здесь: http://www.symboldrama.ru/lyb/Magazin/1/4.htm. К аналогичным выводам пришли учёные в ходе исследований, проведённых в одном из университетов Северной Каролины в США (см.: http://www.noabort.net).

Обложка книги В.Сутеева «Сказки и картинки». Худож. В.СутеевСемья может воспользоваться открытиями учёных, чтобы ещё до рождения малыша заложить хороший фундамент для его будущих успехов. См. также: Добрынина Н. В мир книг до рождения // Кн. обозрение. — 2000. — 17 апреля. — С. 4; Максимова С. Первый шаг на пути к читателю: [Приобщение ребёнка к книге с раннего возраста] // Детский сад от А до Я. — 2003. — № 4. — С. 130-138.

Чтение детских стихов и пение песенок полезно и младенцу в утробе, и новорождённому, которые, как ошибочно считалось, ещё ничего не понимают. Звук маминого голоса, слова и интонации речи, ритм стиха и песни стимулируют мозг младенца, даже если он не способен воспринять смысл.

Психологи рекомендуют читать во время беременности «гармонизирующие» книги. Текст сказок или стихов должен быть ритмичным, но без резких колебаний, не возбуждающий, спокойный. Наиболее подходит для такого чтения детский народный фольклор. В системе фольклорных жанров особое место занимает «поэзия пестования» или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песенки, потешки, пестушки, прибаутки, сказки и песенки для самых маленьких.

Народная педагогика веками вырабатывала свои правила. Они на удивление точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребёнка и составляют стройную систему. В этих правилах и советах всё рационально и тактично. Бытовое искусство, фольклор опекают ребёнка с самого рождения, сопровождают в детстве, отрочестве, юности. Наиболее полное собрание народного детского фольклора:

Мудрость народная: Жизнь человека в рус. фольклоре: В 10 вып.: Вып. 1: Младенчество; Детство / Под ред. В.П.Аникина, В.Е.Гусева, Н.И.Толстого. — М.: Худож. лит., 1991. — 589 с.: ил. — (Мудрость народная).

Первый выпуск серии «Мудрость народная» посвящён детскому фольклору. В нём собраны фольклорные записи, сделанные в XIX и XX веках в разных уголках России. Тексты публикуются с этнографическими пояснениями. Составители сборника, известные учёные-фольклористы, утверждают, что уже над колыбелью, «зыбкой», как её называли в народе, звучали песни. Колыбельная песня прежде всего отражала мир мыслей и чувств матери, поглощённой заботами о ребёнке. Исследователи фольклора с сожалением отмечают, что многие малыши растут сегодня без колыбельных. В этот процесс внесла свою лепту медицина: врачи говорят о вреде укачивания. Между тем, знаток фольклора В.П.Аникин оценивал роль колыбельной очень высоко: «Колыбельная песня — своего рода прелюдия к музыкальной симфонии детства. Пением песен приучают ухо младенца различать тональность слов, интонационный строй родной речи, а подрастающий ребёнок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, овладевает и некоторыми элементами содержания этих песен».

Обложка книги «Заинька». Худож. Ю.ВаснецовРассказывая о всевозможных пестушках и потешках, составители сборника акцентируют внимание на том, что «врачи-педиатры отмечают, что движения, сопровождающие материнские приговоры: поглаживание, разведение и складывание ручек, переваливание головки с руки на руку, закидывание ручек на голову, помахивание кистями рук и т. д. — простейшие, но крайне необходимые ребёнку физические упражнения. Они доставляют ему много удовольствия…» У педагогического гения народа нашлось сильное средство развития детской фантазии, сознательно сориентированное на освоение того, что окружает ребёнка. Неизменно в ходу принцип антропоморфизма — переносить на мир животных (традиционных персонажей фольклора) людские связи и отношения. Воображение творит свой мир не в отрыве от реальности, а на её основе. Все виды детского фольклора выполняли свою «человекообразующую» роль. Для ребёнка они были началом всех начал.

Есть и другие сборники, рассказывающие о фольклоре:

«Гой еси вы, добры молодцы»: Рус. нар.-поэт. творчество. — М.: Мол. гвардия, 1979. — 399 с.: ил.

Живая вода: Сб. рус. нар. песен, сказок, пословиц, загадок / Сост., вступ. ст. и примеч. В.П.Аникина; Оформл. худож. Л.П.Зусмана. — Переизд. — М.: Дет. лит., 1987. — 462 с.: ил.

Обложка книги «Запел петушок». Худож. А.ЕлисеевХотелось бы, чтобы это «начало всех начал» попало к Вам в семью только в самых хороших изданиях, которые в дальнейшем станут любимыми книгами Ваших детей. Вот несколько замечательных сборников:

Гуси-лебеди: Сб. рус. нар. сказок, песенок, загадок и скороговорок / Обраб. М.Булатов; Худож. Ю.Васнецов, К.Кузнецов. — М.: Дет. лит, 1986. — 216 с.: цв. ил.

Еду, еду к бабе, к деду: Рус. нар. песенки и сказки / Сост. Л.Н.Елисеева; Худож. А.Елисеев. — М.: Малыш, 1992. — 95 с.: ил. — (Б-ка дет. сада).

Заинька: [Рус. нар. потешки / Худож. Ю.Васнецов]. — М.: Малыш, 1985. — 11 с.: цв. ил.

Запел петушок: Рус. нар. песенки, потешки, сказки / Сост. Л.Н.Елисеева, Худож. А.Елисеев. — Назрань: Астрель, 1996. — 79 с.: цв. ил.

Котенька-коток: Рус. нар. дет. песенки / Сост. и обраб. Г.Науменко; Рис. Г.Скотиной. — М.: Дом, 1994. — 111 с.: цв. ил.

Ладушки: Рус. нар. сказки, песенки, потешки / Худож. Ю.Васнецов. — М.: РОСМЭН, 2003. — 191 с.: ил.

Трынцы-брынцы, бубенцы: Рус. нар. потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные / Сост. Г.Науменко; Худож. Н.Попов. — М.: Дет. лит., 1984. — 112 с.: ил.

Обложка книги «Еду, еду к бабе, к деду». Худож. А.Елисеев Обложка книги «Котенька-коток». Худож. Г.Скотина Обложка книги «Ладушки». Худож. Ю.Васнецов  

Все эти книжки словно приглашают в мир детства, где живут песенки и потешки, и «составляют их самые ласковые, нежные, поэтичные слова, которые есть в языке русского народа. Но ребёнок может быть обделённым, может не услышать эти песенки и стишки; только от мамы зависит — сумеет ли она ввести его в этот чудесный мир поэзии и музыки, сможет терпеливо и ненавязчиво донести до него интонации доброты и нежности», — говорится в предисловии к одной из книжек.

К сожалению, в большинстве своём это старые издания. Из всего перечисленного только «Ладушки», перепечатанные «РОСМЭНОМ», можно найти сегодня в магазинах. Все остальные настоятельно требуют переиздания. В том числе, книга, о которой хочется сказать особо.

Обложка книги «Мамина песня». Худож. Г.ДмитриеваВ 1989 году издательство «Детская литература» выпустило небольшой (всего 127 страниц) сборник многонациональной колыбельной поэзии (тогда ещё народов СССР) под ласковым названием «Мамина песня» (составитель В.Александров). Кроме русских народных колыбельных и лучших образцов литературной колыбельной классики, в него вошли колыбельные украинские, белорусские, грузинские, азербайджанские, армянские, латышские, литовские, эстонские, киргизские, туркменские, узбекские, казахские, образцы даргинской, лезгинской, ногайской, татской, кабардинской, балкарской, осетинской, татарской, коми-пермяцкой, аварской народной и литературной колыбельной поэзии. «Колыбельная поэзия принадлежит всем, как весна, как лето, как звёзды…», — напутствовал читателя составитель сборника. У колыбельных разных стран много общего (прежде всего это одинаково заботливое, нежное отношение матери к ребёнку), но в каждой можно отыскать глубокое национальное своеобразие. «Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий, привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу» (А.С.Пушкин).

Обложка книги «Колыбельные песенки». Худож. А.ЛожкинНа рубеже XIX-XX вв. в России издавались детские книги, которые оформляли самые известные русские художники. На этих книгах воспитывались наши прабабушки и прадедушки. В 2001 году издательство «Астрель» открыло серию «Семейная коллекция» перепечаткой давнишних «Колыбельных песенок» (М.: Изд-во И.Кнебеля, Б.г. — 12 с.: ил.) с иллюстрациями художника А.Ложкина. Желание переиздать некоторые достойные старинные книги заслуживает всяческого одобрения, хотя в данном случае не всё получилось безукоризненно: полиграфисты несколько перемудрили с цветом, особенно чёрным, и в результате картинки вышли грубовато. Да и задуманная серия, кажется, почила в бозе…

«Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Как на тоненький ледок выпал беленький снежок…», «Ай, люли, ай, люли…» — эти образцы народного детского фольклора знакомы многим. Но не все помнят, что, например, пестушки — это короткие стихотворные приговоры, сопровождающие первые движения малыша, а потешки — песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальчиками, ручками, ножками. А ещё есть считалки, жеребьёвки, заклички, прибаутки, молчанки, уловки и проч. Подробно о каждой разновидности фольклора и возможном их практическом применении можно узнать отсюда:

Обложка книги В.С.Бахтина «От былины до считалки». Худож. С.ОстровАрзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для вузов и ср. педагогич. учеб. заведений. — М.: Academia: Высш. шк., 2000. — 471 с. — (Высшее образование).

Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре / Худож. С.Остров. — Л.: Дет. лит., 1988. — 191 с.: ил.

Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 315 с.

Пусть вместе с погремушками у вашего малыша появятся и специальные книжки, сделанные из непромокаемых материалов, не травмирующих кожу младенцев. Книжные магазины предлагают сегодня множество таких книжек, рассчитанных на самых крошечных не столько читателей или даже слушателей, сколько пробователей на зубок. Это и книжки-игрушки, книжки-вырубки и т.д.

Напомню, что все детские книги должны иметь гигиенические сертификаты. Какой имеет право быть книга для детей расскажет публикация:

Гигиенические требования к книгам для дошкольников: Интервью с руководителем Головного испытательного центра издательской продукции Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России Л.М.Текшевой // Детский сад от А до Я. — 2003. — № 5. — С. 34-40.

Малыш подрастает, ему нужны уже другие книги. Какие есть варианты? Об этом — чуть позже…

Обложка книги «Радуга». Худож. Ю.Васнецов

Ольга Мургина