ПОНЯТЬ РЕБЁНКА


— Ты говоришь, как взрослые! — сказал он.

Мне стало совестно. А он беспощадно прибавил:

— Всё ты путаешь… ничего не понимаешь!

Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц

 

Чтобы увидеть на детском рисунке сытого удава, а не мятую шляпу, взрослому нужно оказаться со своим маленьким принцем на одной планете. Поговорить с ним. Попытаться понять его. Вот и всё.

Сложно?

Книги — вам в помощь.

«Трудный ребёнок: если он не такой как все…», «Пять путей к сердцу подростка», «Как преодолеть проблемы переходного возраста», «Шпаргалка для родителей»… Всевозможных пособий для родительского «ликбеза» сегодня достаточно, однако вряд ли кто станет из праздного любопытства штудировать брошюры, а уж тем более солидные тома, украшенные подобными названиями. Если же ваша рука непроизвольно тянется к изданию под заголовком «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума», это означает только одно: рядом с вами живёт маленький человек, с которым вы никак не можете найти общий язык.

Возможно, в поисках путей взаимопонимания вам пригодятся «специальные» книги; на некоторые из них мы хотели бы обратить ваше внимание.

Мурашова Е.В. Понять ребёнка: Психологич. проблемы ваших детей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 415 с. — (Психология детства: Современный взгляд).

Обложка книги Е.Мурашовой «Понять ребёнка: Психологические проблемы ваших детей»

Если в двух словах, то книга Екатерины Вадимовны Мурашовой, практикующего психолога одной из петербургских детских районных поликлиник, посвящена психологическим проблемам детей разного возраста — от малышей до подростков. Книг по детской психологии существует много, и среди них попадаются довольно толковые. Но эта — особенная. Её автор не просто профессиональный психолог, работающий «на передовой» страхов, кризисов и прочих детских трудностей, но ещё и детский писатель, автор проблемных повестей «Барабашка — это я», «Полоса отчуждения», «Класс коррекции».

В предисловии сказано: «Предлагаемая вам книга построена по очень простому принципу. В каждой главе обсуждается одна из проблем, типично присущих возрастному развитию (например, детские страхи или подростковый кризис). Начало и конец главы посвящены реальному случаю из практики автора. В начале — завязка, в конце — анализ проблемы конкретного ребёнка или семьи, методы терапии, окончание истории. Середина главы посвящена научно-популярному изложению всего, что связано с данной тематикой».

Так и есть: научная теория и реальная психологическая практика в этом полезном издании успешно поддерживают и дополняют друг друга. Но больше всего книга Екатерины Мурашовой похожа на увлекательный роман о детях. Вот его главы: «Лариса — капризный ребёнок», «Гриша — “ребёнок-катастрофа”», «Игорь — маленький агрессор», «Галя и её страхи», «Зоя, которая не хочет учить буквы», «Боря, который молчит», «Ромка — “тупой” ребёнок», «Валерий — способный, но ленивый», «Никитка и его “дурная компания”», «Ксюша — стеснительная девочка», «Отличница Василиса и её невроз», «Вася Конопляников и его семья», «“Озверевшая” Марина», «Вероника и её первая любовь», «Антон, который ничего не хочет», «Клава, которая не хотела жить», «Лена и рок-н-ролл».

«Психологом работать интересно, — признаётся Екатерина Вадимовна. — Только ответственность большая. И неудач много. Я рассказала-то больше про удачи, да ещё, конечно, выбрала самые красивые. Все так делают. Я только старалась не врать. Вот, мол, поглядела я на эту семью (или на этого ребёнка), и всё мне сразу стало ясно — и что у них такое случилось, и отчего это произошло, и как им помочь… Бывает и так, конечно. Только очень редко, к сожалению.

В основном, получается по-другому. Идёшь ощупью, как в сплошном тумане, да ещё по бокам то обрыв, то яма с водой какая-нибудь. А то и не с водой, а с чем-нибудь похуже. Но люди ведь тебе доверяют, идут следом, поэтому пробираешься осторожно, стараешься изо всех сил. Если удалось куда-нибудь дойти, тогда — праздник души, именины сердца. Заблудились по дороге — давайте ещё раз попробуем, другим путём…

Дети психологически беззащитнее, чем взрослые, потому что у них панцирь тоньше, защитных оболочек меньше. Взрослый если не захочет, то в упор тебя не слышит и не видит, и хоть кол ему на голове теши… А ребёнок хоть и пытается закрыться, но целиком, как наши европейские ежи, ещё сворачиваться в клубок не умеет. Есть такие среднеазиатские ушастые ёжики. С виду ежи как ежи, только поменьше и в клубок не сворачиваются. Натянут на мордочку такой колючий капюшончик, и вроде бы как спрятались. Шипят, подпрыгивают, а брюшко-то открыто — хватай, кто смелый. Вот и дети так».

Корнеева Е.Н. Детские капризы: Что это такое и как с этим справиться. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. —172 с. — (Психология детства: Современный взгляд).

Обложка книги Е.Корнеевой «Детские капризы: Что это такое и как с этим справиться»

«Не старайтесь найти рецепты на все случаи жизни, — предупреждает автор этой книги. — Таких рецептов нет и быть не может. Всё уникально и неповторимо. Поэтому попытки применить то или иное средство, которое сработало в прошлый раз или помогло кому-то из ваших знакомых, могут привести к незапланированным или даже прямо противоположным результатам. Зато если вы научитесь технике целенаправленного анализа ситуаций, в каждом конкретном случае будете бороться не с негативными проявлениями детской строптивости или инфантильности, а постараетесь уяснить причину происходящего, то приобретёте вы значительно больше, чем просто полезный совет».

Книга Е.Н.Корнеевой — не собрание поучительных историй, не перечень полезных или бесполезных советов, а «информация к размышлению» о причинах детских капризов: неуёмной крикливости новорождённых, купании со слезами, трудностях с укладыванием спать и, наконец, возрастных кризисах развития. Конечно, в такой книге не обойтись без своеобразного «вернисажа капризов», описания житейских ситуаций, в которых дети ведут себя не лучшим образом, — от «пищевых» сражений до подростковых проблем.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо: Творческий центр, 2005. —239 с.: ил.

«Хочется поздравить вас, дорогие читатели, с тем, что вы отважились на серьёзный труд ради своих детей, да и ради себя тоже», — говорит в послесловии к своей книге Юлия Борисовна Гиппенрейтер, профессор МГУ, известный учёный и педагог, автор многочисленных статей, монографий и учебных пособий по психологии.

Действительно, тех, кто откроет это практическое пособие по освоению искусства общения с детьми, ждёт нелёгкая работа по кардинальному изменению самих себя. Прежде всего надо отметить, что это пособие для систематических занятий. Первая его часть вообще написана в форме уроков и включает в себя упражнения, вопросы и примеры. Каждый урок содержит небольшой, но очень важный и подчас трудный для усвоения материал. К урокам необходимо делать соответствующие задания (да-да, домашние задания!), а не просто читать текст. «Очень важно почувствовать и пережить первые успехи в ваших практических пробах после каждого урока и только потом двигаться дальше. Постепенно вы станете обнаруживать чудесные перемены в вашей ситуации с ребёнком, даже если вначале она казалась безнадёжной».

Как построить нормальные отношения с ребёнком? Как быть, если ребёнок делает «не то», не слушается, возражает? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик? Вот на какие сложные вопросы придётся отвечать, проходя «уроки общения», предложенные автором этой книги. Судя по тому, что в нынешнем году книга Юлии Борисовны оказалась одной из самых продаваемых в России, сохранение тёплых отношений в семье многие родители считают чрезвычайно важным делом.

Обложка книги Ю.Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»Сегодня чуть ли не в каждой песочнице мамы обсуждают метод «активного слушания по Гиппенрейтер». Используя эту авторскую методику, за короткое время вы узнаете о своих детях столько нового, сколько прежде не могли себе даже представить. Суть методики — в возврате отрицательных эмоций. Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Вот примеры из книги:

«СЫН: Он отнял мою машинку!

МАМА Ты очень огорчён и рассержен на него.

СЫН: Больше я туда не пойду!

ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.

ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!

МАМА: Тебе она очень не нравится.

Сразу замечу: скорее всего, такие ответы покажутся вам непривычными и даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать:

— Ну, ничего, поиграет и отдаст…

— Как это ты не пойдёшь в школу?!

— Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребёнка наедине с его переживанием».

Чего можно достичь, применяя активное слушание? Почему оно так важно? «Во всех случаях, когда ребёнок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), “слышите” его».

И ещё один совет от профессора Гиппенрейтер: «Избегайте общаться с ребёнком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла, или лёжа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребёнок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчёта в том».

В книге подробно разбираются примеры на основе активного слушания — когда его применять не стоит или нужно слегка подкорректировать. Овладев всей системой, родители с удивлением откроют в себе новое качество: пластичность ума по отношению к своим детям.

Не обойдён в книге и такой важный вопрос, как чтение книг. В унисон с французским писателем Даниэлем Пеннаком («Как роман») профессор Гиппенрейтер говорит о пользе чтения вслух: «Известно, есть дети, которые не любят читать. Их родители справедливо огорчаются и пытаются любыми способами приучить ребёнка к книге. Однако часто ничего не получается…

Одни знакомые родители жаловались, что их сын совсем мало читает. Оба хотели, чтобы он вырос образованным и начитанным человеком. Они были очень занятые люди, поэтому ограничивались тем, что доставали «самые интересные» книги и выкладывали их сыну на стол. Правда, они ещё напоминали, и даже требовали, чтобы тот сел читать. Однако мальчик равнодушно проходил мимо целых стоп приключенческих и фантастических романов и отправлялся на улицу играть с ребятами в футбол.

Есть более верный способ, который открыли и постоянно переоткрывают родители: читать вместе с ребёнком». А вот как и до какого возраста — «поговорите» об этом с профессором Ю.Б.Гиппенрейтер.

Книги, о которых мы рассказали, разумеется, не единственные в объёмном списке полезных изданий для родительского чтения. Мы непременно продолжим наш разговор.

Ольга Мургина