наверх
«ЭГМОНТ» В РОССИИ
07 октября 2006

«Эгмонт Россия Лтд.» существует на российском книжном рынке с 1992 года. Предприятие является дочерним по отношению к датскому издательскому концерну «Egmont International Holding». Продукция российского «Эгмонта»: книги и журналы для детей, а также полиграфические изделия — раскраски, наклейки, постеры и пр.

Многие современные издательства, выходящие на «детский» рынок, как правило, ориентируются на возрастную аудиторию «вообще». Их заявления о «разнообразных изданиях на любой вкус» остаются декларациями и не подкрепляются практикой.

Российский «Эгмонт» отличается от коллег тем, что отчётливо различает пресловутый «любой вкус» каждой группы потребителей и выпускает соответствующие издания для разных категорий покупателей или подписчиков, иначе говоря — структурирует свою продукцию.

Такая практика представляется нам вполне оправданной и весьма перспективной. Поэтому сегодня мы пишем об «Эгмонте», напоминаем о его достижениях и рассказываем о творческих планах.

Начнём с того, что «Эгмонт Россия» выпускает 17 журналов для детей и (при ежемесячном суммарном тираже более миллиона экземпляров) «держит» почти 70 % рынка детской периодики.

Журналы «Эгмонта» делятся на два потока — «свои» и лицензионные.

К «своим» относится прежде всего литературно-познавательный журнал «Простоквашино». Он выпускается в сотрудничестве с Эдуардом Успенским, который курирует литературную часть. Здесь публикуются стихи и проза современных писателей, оформлением занимаются талантливые художники. Журнал «Тошка и компания» предназначен для любителей животных; вполне очевиден читательский адрес журналов «Юный эрудит», «Чудеса и тайны планеты Земля», «National Geographic: Юный путешественник».

Журналы, в основе которых литературно-познавательная составляющая, рассчитаны в целом на «читающих» детей, в отличие от журналов «с картинками»: «Микки Маус», «Дисней для малышей», «Винни и его друзья», «Принцесса», «Ведьма», «Играем с Барби», «Том и Джерри» и др. Подобные издания «Эгмонт» выпускает как официальный лицензиат компаний «Walt Disney», «Mattel», «Warner Bros.».
Лицензионные издания рассчитаны не столько на детей-читателей, сколько на детей-телезрителей и детей — потребителей продуктов «массовой культуры». Основная составляющая этих журналов — комиксы, игры, конкурсы.
Хорошо это или плохо?
Можно сколько угодно сетовать, что сегодняшняя массовая культура не пропагандирует детское чтение, не поощряет читающего ребёнка, ориентируется на западные образцы и вместо отечественных резиновых малышей-голышей представляет девочкам белокурую красотку Барби.
Но издательское дело не может игнорировать веяния и требования времени. Если сегодня маленькие потребительницы выбирают Барби и её подруг, — значит, именно этих потребительниц надо превращать в читательниц, а для этого нужно соответствующее печатное издание.
Конечно, журнал «Играем с Барби» рассчитан не на чемпионов по ЧГК, а на маленьких девочек, поэтому игры и развлечения, предлагаемые журналом, довольно просты. Но вообще-то, мне кажется, нет ничего плохого в том, что девочки, играющие с куклой, приобретут какие-никакие полезные бытовые навыки — научатся, например, «по-взрослому» накрывать стол, выбирать одежду, соответствующую обстановке и ситуации. Это немаловажно, если учесть, что в школах (да и в семьях, увы) детей не так уж часто учат пользоваться столовыми приборами и отличать вечернюю причёску от повседневной.
Очень неплох и «Микки Маус». Его комиксы не глупы, а остроумны и вполне увлекательны, причём отличаются высоким качеством перевода: в русском варианте сохраняется даже игра слов. Кроме того, в «Микки Маусе» немало симпатичных шуток, весёлых и необидных розыгрышей, направленных на то, чтобы поощрить ребёнка к разговору, к речевой деятельности, «продвинуть» его к общению со сверстниками, к адаптации в коллективе. Такую помощь в сегодняшних условиях можно только приветствовать.
Завершая тему периодики, скажем, что четыре года подряд — с 2001-го по 2005-й — журналы «Эгмонта» становились победителями конкурса «Лидер» среди периодических изданий («Микки Маус», «Принцесса» и «Играем с Барби» побеждали в номинации «Лидер в тиражной политике среди изданий для детей»). В 2004 и 2005 годах журнал «National Geographic: Юный путешественник» становился победителем конкурса «Обложка года».
Что же до книг, то «Эгмонт» представляет на рынок литературу различных направлений: художественную, развивающую, образовательную, учебную, а также энциклопедические издания для детей и подростков.
Книжная продукция тоже структурируется издательством: разные книги предназначаются для «массового» читателя и для тех, у кого запросы посерьёзнее.
На нашем сайте мы уже не раз отмечали и рецензировали эгмонтовские книги. Перечислим наилучшие достижения этого издательства в не слишком коммерческих, скажем так, направлениях.
Не кто иной как «Эгмонт» выпустил в 2002 году замечательный сборник «Классики: Лучшие рассказы для детей», а вслед за ним —аналогичный стихотворный сборник. Составлены они были по традиционным образцам — как пара хрестоматий для детского и семейного чтения, но отличались от привычных образцов нестандартностью и нескучностью, а также тем, что большинство представленных авторов — наши современники, причём не слишком избалованные популярностью.
Другое несомненное достижение «Эгмонта» — серия «Город мастеров». В ней всё высокопрофессионально — и удачное название, ёмкое и образное, и превосходное серийное оформление, и блестящее наполнение.
Напомним, что открывшая серию книга — сборник юмористической прозы Артура Гиваргизова «Со шкафом на велосипеде» — принесла автору звание лауреата Первого всероссийского конкурса «Алые паруса». Следовательно, «Эгмонт» фактически открыл нашего любимого автора широкому читателю (можно считать, что это первая книга Гиваргизова; до неё выходил лишь стихотворный сборник «Мой бедный Шарик», выпущенный московским Домом детской книги в виде почти «самиздатовской» брошюры, небольшим тиражом).
В серии «Город мастеров» вышли также повесть Андрея Усачёва «Малуся и Рогопед», рассказы Олега Кургузова в сборнике«Наш кот — инопланетянин», проза Валерия Роньшина (сборник «Детский садик № 13») и Станислава Востокова (повесть «Ветер делают деревья…»).

«Записки выдающегося двоечника» — это уже второе обращение «Эгмонта» к неподражаемо смешной и по-хорошему глубокой прозе Гиваргизова. В 2005 году «Записки…» в оригинальном оформлении «под школьную тетрадку» получили журналистскую премию «Медиа-фаворит».
«Записками выдающегося двоечника» открылась серия «Школа прикола», в которой будут представлены соответствующие авторы — от Эдуарда Успенского и Григория Остера до Саши Чёрного и Даниила Хармса. А пока здесь вышла «книга идиом» Андрея Усачёва под названием «Великий могучий русский язык» и ещё один сборник — уже стихотворный! — Артура Гиваргизова («Про драконов и милиционеров»).
Переводная проза, выпускаемая сегодня «Эгмонтом» (и многими его коллегами), уклоняется в фэнтезийную сторону. Однако на фоне традиционных сочинений выделяются «Как приручить дракона»,«Как стать пиратом» и «Как разговаривать по-драконьи» Крессиды Коуэлл — весёлые сказочные повести о приключениях Иккинга Кровожадного Карасика, остроумно пародирующие поднадоевшие штампы детского фэнтези.
Отметим серию непритязательных, в меру забавных и в меру приключенческих историй из жизни Джеронимо Стилтона, редактора газеты «Голос грызуна» из Мышковии. Этот достойный представитель мышиного племени изучает таинственную рукопись Нострагрызуса, участвует в Мышанкфуртской книжной ярмарке, борется с вредной конкуренткой — Салли Крысмышен из «Крысиных ведомостей». Заслуживает похвалы очень адекватный и на редкость «читабельный» перевод текста; кроме того, в книге остроумные иллюстрации, оригинальные приёмы вёрстки, игры со шрифтами и даже с выходными данными.
Заметим, что, даже делая откровенно «массовую» книгу, «Эгмонт» нередко старается повысить её уровень. Например, выпуская книги по мотивам мультфильмов, «Эгмонт» заказывает текст тому же Гиваргизову, что автоматически улучшает качество издания («Алёша Попович», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»).
Из внесерийных удач «Эгмонта» хочется лишний раз упомянуть повесть Роберта Маркмора «Новобранец». Это история взросления ребёнка-сироты, всерьёз предупреждающая читателя о том, что в обществе не всегда есть место привычной морали (подробнее см.: «Шпионские игры для начинающих» и «Херувим» — это звучит страшно»). В конце 2006 года планируется продолжение этой потрясающе реалистичной истории.
«Эгмонт» выпускает книги с иллюстрациями замечательных российских и зарубежных художников. Запомнились «Лучшие сказки братьев Гримм» и «Лучшие сказки Андерсена», оформленные Анастасией Архиповой, «Винни-Пух» Э.Шепарда, «Алиса в стране чудес» с иллюстрациями Александра Кошкина; скоро выйдет «Конёк-Горбунок» в оформлении Бориса Алимова.
Книжные издания «Эгмонта» тоже неоднократно становились лауреатами отраслевых и профессиональных конкурсов. Три года подряд эгмонтовские книги побеждали в «детской» номинации «Книги года»: «Классики» (2003), «Убежище» Кира Булычёва (2004), «333 кота» Виктора Чижикова и Андрея Усачёва (2005). И даже у самого завзятого недоброжелателя — а мы к ним не относимся! — язык не повернётся сказать, что какая-то из побед была незаслуженной.
«Эгмонт» достойно ведёт себя на книжном рынке и с уважением относится к своим читателям, пусть даже и очень юным. Поэтому не станем выискивать недочёты в его издательской политике, а пожелаем ему и впредь оставаться разносторонним, остроумным и успешным.

Мария Порядина