наверх
75 ЛЕТ — НЕ ВОЗРАСТ!
05 сентября 2008

 

История «Детгиза» полна перемен, передвижений и переименований.

Первое в мире государственное издательство, которому следовало специализироваться исключительно на литературе для детей, было создано постановлением ЦК ВКП(б) от 9 сентября 1933 года на базе детского сектора издательства «Молодая гвардия» и школьного сектора ОГИЗа. Нетипичная, мягко говоря, особенность состояла в том, что издательство было создано одновременно в двух городах — в Москве и в Ленинграде, и в каждом городе стала работать «отдельная» редакция.

В первый год работы издательством было выпущено 168 книг. Это немало! Особенно если учесть, какие люди кропотливо и вдумчиво, не позволяя себе ни малейшего отступления от вкуса и разума, готовили эти книги к печати. Ведь ранние годы «Детгиза» — это Самуил Маршак и его верные соратники, Владимир Лебедев и его прекрасные ученики, Виталий Бианки и продолжатели его традиции. Здесь вышли в свет произведения, без которых мы не представляем себе детства: «Сказка о глупом мышонке», «Республика ШКИД», «Золотой ключик», «Лесная газета», «Что я видел» и множество других незабываемых книг, многие из которых (как, например, «Чудесное путешествие Нильса» в блестящем пересказе А.Любарской и З.Задунайской) до сих пор выигрывают в сравнении с более новыми «издательскими продуктами».

В 1936 году издательство перестало быть составной частью ОГИЗа — перешло в ведение ЦК комсомола и получило наименование «Детиздат». Однако весной 1941 года оно вновь стало «Детгизом» и оказалось в подчинении у Наркомпроса РСФСР, то есть у Министерства просвещения. В 1963 году руководить издательством стал Государственный комитет по печати РСФСР, а издательство получило название «Детская литература».

«Детгиз» шестидесятых годов привёл в литературу новых талантливых авторов. Здесь проявили себя изумительный словесник-живописец Радий Погодин, неподражаемый Виктор Голявкин, загадочный Юрий Томин, непоколебимый Валерий Воскобойников и другие мастера.

Более двадцати тысяч книг выпустил «Детгиз» за 58 лет советского существования, и это — давайте отдадим должное мастерам своего дела! — это были хорошие книги. Не зря издательство получило орден Трудового Красного знамени («за плодотворную работу по воспитанию детей и юношества»), премию Ленинского комсомола (1972) и орден Дружбы народов (1983). Если же кто-то не доверяет «советским» регалиям, пусть вспомнит, что книги «Детгиза» получали престижные награды в Париже и Брюсселе, в Лейпциге и Братиславе…

«Брэнд» просуществовал до начала «перестройки», а в 1991 году издательство распалось надвое. В Москве осталась большая часть, сохранившая вывеску «Детская литература», в Ленинграде — меньшая, получившая громоздкое наименование «Республиканское издательство детской и юношеской литературы “Лицей”». Предполагалось, что это название будет восприниматься как «пушкинское», «царскосельское», но вышло не так. В эти годы набирала обороты перестройка образовательной сферы, в том числе среднего специального образования, и каждое второе профтехучилище — вы ещё помните, что это такое? — так и норовило переименоваться в «профессиональный лицей» или «колледж». Так и получилось, что в «лицеях» стали обучать «на токаря и пекаря», а что касается питерской части бывшей «ДЛ», то публика резонно предположила, что издательство под названием «Лицей» должно выпускать учебники и пособия для соответствующих учебных заведений. Художественную литературу в исполнении «Лицея» народ в упор не желал видеть.

Алла Юрьевна Насонова, нынешний руководитель издательства, когда-то заведовала литературной частью в ТЮЗе и пришла в «Лицей» как редактор (в журнал «Чиж и Ёж»). В 2001 году Насонову назначили «временно исполнять обязанности» директора, а в таких случаях — если человек подходящий и коллектив не возражает — «врио» нередко превращается в настоящего директора, что и произошло с Аллой Юрьевной. Тогда же в «Лицей» пришёл Валерий Траугот, самый петербургский из всех ленинградских художников, и незамедлительно потребовал «вернуть историческое название».

Возвращение, однако, состоялось не сразу. В апреле 2002 года издательство (согласно указу, подписанному Лесиным) приобрело двойное название «Детгиз-Лицей». Честно говоря, у читателей оно вызывало некоторое недоумение, особенно с непривычки: то ли имеется в виду какой-то «ученический Детгиз», то ли в Царском селе при музее возникла какая-то лишняя издательская структура…

Летом 2007 года состоялось акционирование предприятия, и лишь тогда наконец издательство стало «Детгизом». Правда, отвечающие за это чиновники пытались возражать, говоря, что буква «г» значит «государственное», а этого слова не должно быть в названии негосударственного предприятия. Алла Юрьевна и её сотрудники доказывали, что расшифровка аббревиатуры здесь уже неуместна, потому что слово «Детгиз» воспринимается как цельное и давно является «брэндом», читатель ориентируется на издательство, а не на государство. Эту точку зрения удалось доказать, и историческая справедливость восторжествовала. Тогда «Детгиз» вернул себе и свою издательскую марку — силуэтное изображение читающего мальчика.

Тем не менее, публика наша как была, так и осталась невнимательной, поэтому от «хорошо осведомлённых специалистов» (ага!..) до сих пор ещё можно услышать, что будто бы «в России осталось два государственных издательства — “ДЛ” и “Детгиз”».

Нет, повторяем: теперь «Детгиз» держится не в руках государства, а в руках конкретных людей, азартных и творческих, искренне болеющих душой за хорошую книгу.
Если в 1933 году — в самый первый год работы — издательством было выпущено 168 названий книг общим тиражом более семи с половиной миллионов экземпляров, то в наши дни масштабы издательской деятельности «Детгиза» значительно скромнее: не более двух десятков книг в год, и тиражи у них уже далеко не стотысячные. Зато в 1988 году возрождён журнал «Чиж и Ёж» — у него не меньше пяти тысяч подписчиков.

Понятно, что «золотой фонд» издательства по-прежнему составляют исконно «детгизовские» авторы: ученики Маршака, обэриуты, питерские мастера-анималисты. Наследие «Детгиза» представлено в сборниках «Это город Ленинград» (собранные Владимиром Глоцером произведения ленинградских «классиков» 20-50-х годов прошлого века в сопровождении «тогдашних» иллюстраций, любовно подобранных Александром Веселовым); «Зелёные страницы» (составленная Святославом Сахарновым хрестоматия, включившая в себя произведения писателей, вышедших из «школы Бианки»), «Кружок умных ребят» (собрание занимательных задач, загадок, головоломок, которые в своё время Николай Олейников, известный также под именем Макара Свирепого, публиковал в журнале «Ёж»).

Значимым событием стал выход книги «Интереснее пешком» (стихотворения Майи Борисовой в оформлении братьев Траугот). Безукоризненно сделанное, во всех отношениях высокохудожественное издание завоевало титул «Книги года» (2006) в номинации «Вместе с книгой мы растём».

Одна из особенностей «Детгиза» состоит в том, что он стремится привлекать внимание читателя к «недооцененным» в своё время или недостаточно популярным авторам-ленинградцам. Безусловно серьёзным вкладом в особую «ленинградскую» культуру можно назвать такие издания, как«Чудаки и другие» Олега Григорьева (составителем сборника выступил Михаил Яснов, иллюстратором — Светозар Остров) и «Дерево всех людей» Радия Погодина — томик избранных сочинений, подготовленный к печати в тесном сотрудничестве с ЛОДБ и выпущенный к 80-летию со дня рождения писателя-художника.

Замечательный подарок читателю — «Болтали две сороки» (русские народные сказки, песенки и потешки с неотделимыми от них в сознании тысяч читателей рисунками Юрия Васнецова) и вышедшая чуть раньше книга Эраста Кузнецова «Медведь летит, хвостом вертит: Рассказы о художнике Юрии Васнецове».

Интересной может стать недавно придуманная серия «Детгиз в квадрате фантастики». В рамках этого проекта вышла фантастическая повесть Александра Етоева «Правило левой ноги», производящая впечатление некоторой ретроспективности, если не сказать — устарелости; однако сама мысль о выпуске фантастической прозы современных авторов видится вполне перспективной.

Издательская работа с современными авторами — всегда более непредсказуемое и более рискованное дело, чем обращения к классике. Сказанное относится и к «Детгизу». Не все книги, выпущенные здесь в последние годы, можно признать безусловно удачными. Так, по общему мнению, до высокого «детгизовского» уровня «не дотянул» сборник Милы Блиновой «На ушко: Байки Поликарпыча» (попытка имитации «народной» речи, вместо которой получилось дурное просторечие, разбавленное «деревенскими» штампами). Довольно-таки жалкое впечатление производят «Небольшие истории про маленького Шурунчика» Г.Ковалёвой и «Тим и Дан» И.Краевой.

Однако ярких достижений в «Детгизе» всё же больше, чем неудач. Особенно следует отметить сборник стихотворений Михаила Яснова «Детское время», оформленный Юлией Богатовой, и прозу Сергея Махотина «Вирус ворчания» с картинками Ксении Почтенной. Оба эти автора в 2007 году получили награды на конкурсе «Алые паруса», а «Детское время» стало победителем конкурса «Книга года» (2007) в «детской» номинации.

Две последние новинки можно считать книгами-памятниками. Это «Язык родной, дружи со мной» А.Шибаева с остроумными картинками недавно ушедшего от нас Вадима Гусева и «История государства Российского в отрывках из школьных сочинений», собранная и нарисованная юмористом Леонидом Каминским, которого все грамотные мальчишки и девчонки знали как Учителя Смеха.

«Детгиз» — существо общественное. Оно дружит с детскими библиотеками Петербурга и Ленинградской области, охотно участвует в выездных мероприятиях, делится книгами (в том числе на благотворительной основе), активно пропагандирует чтение как норму жизни. Издательство придумало (или, наверное, возродило) такую замечательную форму «культурно-массовой» работы, как «Театр писателей». Любимые читателями Яснов, Махотин, Андрей Кутерницкий, Алексей Шевченко и другие «примкнувшие к ним» талантливые авторы выступают перед детьми, а часто и перед родителями, учителями, библиотекарями и другими взрослыми, которые тоже хотят посмотреть и послушать настоящих — во всех отношениях — писателей.

Как уже было сказано, престижными премиями не раз награждались и книги, и авторы «Детгиза»; свою награду заслужил и руководитель издательства. Петербургские библиотекари в мае 2008 года вручили А.Ю.Насоновой премию имени Екатерины Дашковой (в номинации «Издатель»), которая присуждается «в знак общественного признания заслуг граждан и организаций перед библиотеками города».

Возрождённый и обновлённый «Детгиз» отмечает 75-летний юбилей. Идёт время; уходят, к сожалению, писатели и художники старшего поколения; но приходят и новые авторы, и новые идеи. Читатели всех поколений желают «Детгизу» новых творческих взлётов, издательских свершений, рыночных успехов, а также сил и крепкого здоровья всем тем, кто делает для нас хорошие книжки.

Мария Порядина