наверх
Чехов Антон Павлович
14 февраля 2010

29.01.1860, г. Таганрог — 15.07.1904, г. Баденвейлер, Германия
русский писатель, драматург

Антон Павлович Чехов. ФотографияСемидесятые-восьмидесятые годы XIX столетия были весьма обильны на всякого рода юмористические журналы. В Петербурге резвилась «Стрекоза», в Москве сверчал «Сверчок» и трезвонил «Будильник». На страницах этих изданий печатались фельетоны, пародии на всё и вся, сценки, зарисовки, водевили. Они так бы и канули в Лету, если б среди этого сора, в «Осколках», не блеснуло имя Антоши Чехонте.
Правильнее — Че-хон-те. Так прозвал отец Фёдор (Покровский), учитель Закона Божия, своего ученика Антона Чехова. В провинциальнейшем Таганроге, знаменитом былой торговой славой и загадочной кончиной государь-императора Александра I, в семье купца Павла Егоровича Чехова родился третий сын, наречённый Антонием. Все шестеро детей воспитывались в строгости, знавали и розги. Отец семейства, видя процветание местных греков, определил было Антошу в греческую школу, но год спустя, восьми лет, его перевели в Таганрогскую классическую гимназию с её естественным недобором естественных наук. А мальчику хотелось стать доктором. А какая медицина без биологии!
Он почти ничем не запомнился своим соученикам. Как и все ученики всех времён и народов, Антон что-то почитывал, что-то пописывал, отдавая предпочтение стихам. Не чурался высокий юноша и жанра эпического. В 1877-78 годах он пишет «Безотцовщину» — пьесу в четырёх актах, с двадцатью действующими лицами, объёмом в 226 страниц! Движимый мальчишеским азартом, можно сказать — наглостью, Чехов пробует послать рукопись… Марии Ермоловой для её бенефиса в Малом театре. Нетрудно догадаться, каким был ответ (да и был ли он?) дважды второгоднику.
Но пришла беда — отворяй ворота. Чеховы разорились. Мало того, что они оказались у порога нищеты, — с трудом выкарабкавшиеся из крепостных в купеческое сословие, они пали в мещанское. В 1876 году семья переезжает в Москву. Антон остаётся в Таганроге доучиваться и хозяйствовать. А хозяйства-то было — кот больше наплакал. Бог весть, чем жил он три года до окончания гимназии.
А.П.Чехов. Галерея знаменитостей. Дружеский шарж неизв. художника в журн. «Сверчок». 1890 г. Ещё в 1877 году Чехов отправляет под псевдонимом свои вирши. Редакция журнала «Будильник» отвечает: «Не будут напечатаны… стихотворения Крапивы». Когда же и где состоялся собственно его дебют — не вполне ясно. Называют 1878 год, когда в «Стрекозе» вышли стихи и сценка, подписанные «Юный старец» — известное прозвище Антона. Но достоверно, что двадцать первого марта одна тысяча восемьсот восьмидесятого года на страницах петербургского еженедельника «Стрекоза» было напечатано «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к учёному соседу д-ру Фридриху».
Чехов уже год как был студентом медицинского факультета Московского университета, на котором он успешно учился, имея за всё время лишь одну тройку — по теоретической хирургии. Удивительно быстро молодой человек приноровился к московской жизни и речи, избавившись от «таханрохскохо ховору». Приехав в старую столицу, Чехов говорил «стуло» вместо «стул», «мило» вместо «мыло», «он ховорить», «они пишуть». Но даже в самых ранних рассказах такие огрехи южнорусского диалекта встретишь редко. А рассказов было великое множество. Об этом можно судить по количеству псевдонимов (всего около пятидесяти): Дяденька, Человек без селезёнки, Антоша Чехонте…
Забегая вперёд, скажем, что Чеховым написано пятьсот рассказов с населением в восемь тысяч персонажей. Забежали.
Его подписи к карикатурам, сценки, фельетоны были сопоставимы с подписями к карикатурам, сценками, фельетонами тогдашних юмористов Н.Лейкина, А.Подурова, А.Плещеева. Но те остались в истории лишь благодаря соседству во времени с автором «Смерти чиновника», «Унтера Пришибеева», «Хамелеона».
При первой же поездке в Санкт-Петербург в декабре 1885 года Чехов знакомится с Д.В.Григоровичем и А.С.Сувориным — первыми людьми, увидевшими в нём«настоящий талант». С издателем питерского «Нового времени» Сувориным Чехова связывали долгие и сложные отношения. В газете этого «хорошего человечины»писатель печатает свои рассказы; в издательстве выпускает книги. К концу восьмидесятых годов Чеховым написано преизрядно: 1887 — сборники «В сумерках. Очерки и рассказы», «Невинные речи», пьеса «Иванов» (премьера в театре Ф.Корша); 1888 — повесть «Степь», книга «Рассказы».
Удивительно, как сочетался у Чехова труд литератора с трудом врача. А доктором, не знавшим устали, доктором, принимавшим в год до тысячи, а порой и до трёх тысяч пациентов, доктором, называвшим «медицину законной женой, а литературу — любовницей», Чехов был всю жизнь. Исцеляя других, а это были в основном мужики да бабы, сам он страдал от чахотки, которая и свела его в конце концов в могилу.
Ил. С.Алимова к рассказу А.П.Чехова «Палата № 6»И вот, больной, уже обласканный читательской славой, награждённый академической Пушкинской премией, Чехов совершает странный, нелепый, по мнению многих, поступок. В апреле 1890 года он начинает путешествие к чёрту на кулички. На Сахалин. Лукавый здесь неслучаен: на этом острове была самая жуткая, самая жестокая в России каторга. Три месяца в пути — железной дорогой, пароходами, лошадьми — туда. Три месяца неблагодарной работы по опросу десяти тысяч (по сто с лишним человек в день!) каторжан и поселенцев — там. Три месяца возвращения морем — Гонконг, Сингапур, Коломбо, Константинополь, Одесса — оттуда. Девять месяцев своей не слишком долгой жизни отдал Чехов для создания самой большой книги — «Остров Сахалин». Под непосредственным впечатлением от поездки он написал рассказы «В ссылке», «Гусев», «Убийство».
После путешествия на восток писатель не единожды, вместе с А.Сувориным, бывал на Западе — в Европе. В записных книжках и особенно письмах больше восторженных восклицательных знаков, чем недоумённых вопросительных: «Ах, друзья мои тунгусы, если бы вы знали, как хороша Вена!» А это Венеция: «А вечер! Боже ты мой Господи! Вечером с непривычки можно умереть».
Но пришлось ещё пожить. И послужить на пользу Отечества. Для России Чеховым сделано много. Им построены три деревенские школы в Новосёлках, Мелихове, Талеже и одна — в Крыму. И какие школы! Поневоле захочешь стать педагогом, чтобы жить в учительской квартире с тремя-четырьмя комнатами в пять аршин высотой и камином. За «отличное усердие и особые труды» «потомственный дворянин Попечитель Талежского сельского училища Серпуховского уезда Антон Чехов» был пожалован «Царским орденом Святого Станислава третьей степени». Ни в личных бумагах, ни в официальных документах нет ни слова о потомственном дворянстве Чехова.
Служение Родине проявлялось не только на ниве народного просвещения или при сборе средств для голодающих, или переписи населения. Это стало уделом историков и музейных работников. Ветшают стены чеховских домов, гибнут деревья мелиховского сада. Но люди ещё помнят, что такое бумага, как пахнет типографская краска, и что из маленьких чёрных завитков складываются слова. Особенно такие, как у Чехова. Они звучат тихо, вполголоса, но слышны ясно и отчётливо — словно со сцены античного амфитеатра. Проза Антона Павловича подобна глотку свежего воздуха, который комом в горле встанет порой при чтении «Ваньки», «Мужиков» или «Архиерея». Рассказы и повести Чехова сценичны и драматичны и поэтому так легко переносимы на экран и сцену.
Театр, пьесы по объёму занимают не так много места, как повести и рассказы, но, безусловно, равны по значению. Названная комедией «Чайка» чуть было не погибла на премьере в Александринке (17 октября 1896 года), но потом расправила крылья на занавесе Московского художественного театра. «Три сестры» шли и до сих пор идут по всему свету, но Ольга, Ирина и Маша никак не доберутся до Москвы, о которой они так мечтали. Эта драма была предназначена для «последней страницы жизни», для жены Антона Павловича актрисы Ольги Книппер. Для неё же создан «Вишнёвый сад», последняя комедия, над которой можно, но грешно смеяться, потому что она — о конце…
Чехов знал, что его конец неминуем. Он спокойно ждал приближения смерти. Далеко от России, на чужбине, в маленьком немецком курортном городке доктор Чехов поставил последний свой диагноз: «Ich sterbe…» — «Я умираю…»

Ил. А.Бисти к рассказу А.П.Чехова «Дом с мезонином»

Алексей Коновалов

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.П.ЧЕХОВА

 

Ночной город. Ил. Б.Алимова к рассказу А.П.Чехова «Каштанка»ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ И ПИСЕМ: В 30 т.: Сочинения: В 18 т.; Письма: В 12 т. — М.: Наука, 1974-1983.

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ И ПИСЕМ: В 30 т.: Сочинения: В 18 т.; Письма: В 12 т. — 2-е изд., стереотип. — М.: Наука, 2007- .

Ил. Кукрыниксов к рассказу А.П.Чехова «Дама с собачкой»СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 12 т. / Сост. и общ. ред. М.Ерёмина; Худож. П.Пинкисевич. — М.: Правда, 1985. — (Б-ка «Огонька»: Отечеств. классика).

СОЧИНЕНИЯ: В 4 т. / Сост. З.Паперный; Ил. С.Алимова. — М.: Правда, 1984.

ИЗБРАННОЕ: Рассказы, повести, пьесы; Воспоминания писателей о Чехове. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 639 с.: ил. — (Рус. классика).

ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ / Вступ. ст. В.Коробова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 734 с.: ил. — (Б-ка школьника).

РАССКАЗЫ И ПЬЕСЫ / Предисл. и коммент. В.Порудоминского; Худож. В.Галатенко. — М.: Астрель: АСТ, 2003. — 525 с.: ил. — (Всемирная дет. б-ка).

РАССКАЗЫ; ПЬЕСЫ. — М.: АСТ: Олимп, 2002. — 638 с.: ил. — (Школа классики: Книга для ученика и учителя).

* * *


Ил. Д.Кардовского к рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»Ещё при жизни писателя его творчество было поделено на условные этапы. «Ну вот, не было ни одного периода, а теперь сразу три», — иронизировал Чехов.


- Антоша Чехонте -

АНТРЕПРЕНЁР ПОД ДИВАНОМ: [Рассказы, театральные сценки, фельетоны]. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 282 с.: ил. — (Азбука-классика).

ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ: Рассказы и водевили. — М.: Дет. лит., 2002. — 235 с.: ил. — (Шк. б-ка).

НУ, ПУБЛИКА!: Избранное / Худож. А.Воробьёв. — М.: Дом, 1994. — 381 с.: ил.

ХАМЕЛЕОН: Рассказы / Худож. А.Дудин. — М.: Белый город, 2002. — 47 с.: ил. — (Классика — детям).


Ил. Кукрыниксов к рассказу А.П.Чехова «Человек в футляре»- Антон Павлович Чехов -

В 1940-е годы, в далёкой Америке, Владимир Набоков писал, приводя слова Чехова: «Ни один писатель не создал столь трогательных, но без грана сентиментальности, персонажей, которых можно определить одной цитатой из рассказа “На подводе”: “И непонятно, — думала она, — зачем красоту, эту приветливость, грустные милые глаза Бог даёт слабым, несчастным, бесполезным людям, зачем они так нравятся”».

ДОМ С МЕЗОНИНОМ: Рассказы и повести. — М.: Профиздат, 2005. — 414 с.: ил. — (Лит. шедевры).

ДРАМА НА ОХОТЕ: Рассказы / Ил. Г.Саукова. — М.: Правда, 1990. — 461 с.: ил.

ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ / Вступ. ст. И.А.Бунина. — М.: Эксмо, 2009. — 654 с.: ил. — (Б-ка всемирной лит.).

ПОВЕСТИ, РАССКАЗЫ / Вступ. ст. О.Дорофеева. — М.: Мир книги: Литература, 2008. — 399 с.: ил. — (Бриллиантовая коллекция).

* * *

Фирс. Ил. Г.А.В.Траугот к пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»ОСТРОВ САХАЛИН: Из путевых заметок / Вступ. ст. А.Коваленко. — М.: Кукушка, 2004. — 367 с.: ил.


- Драматургия -

ВИШНЁВЫЙ САД: Пьеса. — М.: Стрекоза-Пресс, 2005. — 111 с.: ил. — (Классика для школы).
Чехов видел пьесу исключительно как комедию. Станиславский упорно ставил её как драму. Не так ли было и будет в России, что одни плачут по вещам и явлениям, вызывающим смех у других?..

ПЬЕСЫ / Вступ. ст. В.Богданова; Худож. А.Милованов, В.Панов. — М.: Дет. лит., 2006. — 314 с.: ил. — (Шк. б-ка).

ПЬЕСЫ. — М.: Эксмо, 2003. — 576 с.: ил. — (Б-ка мировой драматургии).

Ил. Г.Спирина к рассказу А.П.Чехова «Каштанка»ЧАЙКА; ВИШНЁВЫЙ САД: Пьесы / Худож. Н.Корнилова. — М.: Сов. Россия, 1981. — 112 с.: ил. — (Шк. б-ка).


- Чехов — детям -

БЕЛОЛОБЫЙ: Рассказ / Рис. Н.Чарушина. — М.: Малыш, 1977. — 14 с.: ил.

ДЕТВОРА: Рассказы / Худож. Е.Васенина-Прохорова. — СПб.: Юнимет, 1998. — 319 с.: ил. — (Мечты: Драгоценности рос. и мировой словесности).

КАШТАНКА / Рис. Г.А.В.Траугот. — М.: Малыш, 1985. — 80 с.: ил.

КАШТАНКА / Худож. Г.Спирин. — М.: Зебра; Калининград: Янтарный сказ, 1995. — 40 с.: ил. — (Лучшие иллюстраторы мира).

ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК: Рассказы о детях / Сост. и вступ. ст. И.Сухих. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 316 с.: ил. — (Азбука-классика).

Ил. Г.А.В.Траугот к рассказу А.П.Чехова «Каштанка»

Алексей Коновалов, Ирина Казюлькина

 

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.П.ЧЕХОВА

 

Антон Павлович Чехов. Фотография, 1889 г.Авдеев Ю. В чеховском Мелихове. — М.: Моск. рабочий, 1984. — 222 с.: ил.
Балабанович Е. Антон Павлович Чехов // Русские писатели в Москве. — М.: Моск. рабочий, 1987. — С. 617-643.
Балабанович Е. Из жизни А.П.Чехова: Дом в Кудрине. — М.: Моск. рабочий, 1986. — 254 с.: ил.
Бердников Г. Избранные работы: В 2 т. — М.: Худож. лит., 1986.
Т. 1: А.П.Чехов: Жизнь и творчество.
Т. 2: Драматургия Чехова; Чехов и великие традиции русской литературы XIX века: Статьи.
Бердников Г. Чехов. — М.: Мол. гвардия, 1978. — 512 с.: ил. — (Жизнь замечат. людей).
Бердников Г. Чехов-драматург: Традиции и новаторство в драматургии А.П.Чехова. — М.: Искусство, 1981. — 356 с.
Гейдеко В. А.Чехов и Ив.Бунин. — М.: Сов. писатель, 1987. — 365 с.: ил.
Горький М. А.П.Чехов // Горький М. Очерки и воспоминания. — М.: Сов. Россия, 1983. — С. 23-40.
Громов М. Тропа к Чехову: Докум.-худож. книга о жизни и творчестве А.П.Чехова. — М.: Дет. лит., 2004. — 457 с.: ил. — (Шк. б-ка).
Громов М. Чехов. — М.: Мол. гвардия, 1993. — 394 с.: ил. — (Жизнь замечат. людей).
Дорошевич В. Воспоминания о А.П.Чехове // Дорошевич В. На смех. — М.: Лаком, 2001. — С. 298-300.
Енишерлов В. Чеховский Таганрог // Енишерлов В. Времён прослеживая связь. — М.: Современник, 1985. — С. 167-176.
Зайцев Б. Чехов. — М.: Дружба народов, 2000. — 207 с.: ил. — (Рус. классика в школе).
Залыгин С. Мой поэт. — М.: Сов. Россия, 1971. — 127 с.
Измайлов А. Чехов: Биография. — М.: Захаров, 2003. — 469 с.: ил. — (Биографии и мемуары).
Киреев Р. Чехов: Посещение Бога // Киреев Р. Великие смерти. — М.: Глобулус: ЭНАС, 2004. — С. 105-150.
Короленко В. Антон Павлович Чехов // Короленко В. Рассказы и повести; Воспоминания; Критические статьи; Публицистика. — М.: АСТ: Астрель, 1999. — С. 313-326.
Кузичева А. Ваш А.Чехов. — М.: Согласие, 2000. — 386 с.: ил.
Кузичева А. А.П.Чехов в русской театральной критике: Комментированная антология. — СПб.: Летний сад, 2007. — 532 с.: ил.
Кузичева А. Чеховы: Биография семьи. — М.: АРТ, 2004. — 471 с.: ил.
Кулешов В. Жизнь и творчество А.П.Чехова: Очерк. — М.: Дет. лит., 1982. — 175 с.: ил. — (Шк. б-ка).
Лакшин В. Чехов // Лакшин В. Пять великих имён. — М.: Современник, 1988. — С. 368-451.
Малюгин Л., Гитович И. Чехов: Повесть-хроника. — М.: Сов. писатель, 1983. — 576 с.
Михайловский Н. Кое-что о г. Чехове // Михайловский Н. Литературная критика. — М.: Худож. лит., 1989. — С. 516-540.
Набоков В. Антон Чехов (1860-1904) // Набоков В. Лекции по русской литературе. — М.: Изд-во Независимая Газета, 1998. — С. 319-370.
Паперный З. Стрелка искусства: Сб. статей о А.П.Чехове. — М.: Современник, 1986. — 252 с.: ил.
Паперный З. «Чайка» А.П.Чехова. — М.: Худож. лит., 1980. — 160 с.: ил. — (Массовая ист.-лит. б-ка).
Полоцкая Э. Пути чеховских героев: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.: ил.
Рейфилд Д. Жизнь Антона Чехова / Пер. с англ. О.Макаровой. — М.: Б.С.Г.-Пресс, 2007. — 781 с.: ил.
Стародуб К. Чехов Антон Павлович // Стародуб К. Литературная Москва. — М.: Просвещение, 1997. — С. 223-228.
Течение мелиховской жизни: А.П.Чехов в Мелихове: 1892-1899 / Сост. и авт. текста Ю.Бычков; Худож. М.Аникст. — М.: Планета, 1989. — 271 с.: ил.
Труайя А. Антон Чехов / Пер. с фр. А.Васильковой. — М.: Эксмо, 2007. — 604 с.: ил. — (Рус. портреты в литературе).
Турков А. Антон Павлович Чехов // Энциклопедия для детей: Т. 9: Русская литература. — М.: Аванта+, 1998. — С. 647-659.
Турков А. Чехов и его время. — М.: Гелеос, 2003. — 461 с.
Четыре жизни Чехова. — М.: Гелиос АРВ, 2004. — 316 с.: ил.
А.П.Чехов в воспоминаниях современников / Вступ. ст. А.Туркова; Сост., подгот. текста и коммент. Н.Гитович. — М.: Худож. лит., 1986. — 735 с. — (Серия лит. мемуаров).
А.П.Чехов: Документы; Фотографии. — М.: Сов. Россия, 1984. — 196 с.: ил.
Чехов А. Рассказы; Пьесы. — М.: АСТ: Олимп, 2002. — 638 с.: ил. — (Школа классики: Книга для ученика и учителя).
Из содерж.: В.Розанов. Наш «Антоша Чехонте»; И.Бунин. Чехов; А.Куприн. Памяти Чехова: Из воспоминаний; и др.
Чехов М. Вокруг Чехова: Встречи и впечатления / Вступ. ст. О.Ефремова. — М.: Худож. лит., 1981. — 335 с.: ил. — (Серия лит. мемуаров).
Чудаков А. Антон Павлович Чехов: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1987. — 174 с.
Чудаков А. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. — М.: Сов. писатель, 1986. — 379 с.: ил.
Чуковский К. О Чехове: Человек и мастер. — М.: Рус. путь, 2007. — 205 с.: ил. — (Рус. путь).
Шмелёв И. Как я встречался с Чеховым. За карасями: [Рассказ] // Шмелёв И. Мой Марс.— М.: Сов. Россия, 1990. — С. 162-168.
Шубин Б. Доктор А.П.Чехов. — М.: Знание, 1982. — 176 с.: ил.
Эренбург И. Перечитывая Чехова. — М.: Худож. лит., 1960. — 111 с.: ил.

Ал.К., И.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.П.ЧЕХОВА

 

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

А чой-то ты во фраке? Муз. фильм-спектакль. По «шутке в одном действии» «Предложение». Реж. И.Райхельгауз. Комп. С.Никитин. Россия, 1993. В ролях: Л.Полищук, А.Петренко, А.Филозов.
Анна на шее. Реж. И.Анненский. Комп. Л.Шварц. СССР, 1954. В ролях: А.Ларионова, В.Владиславский, М.Жаров, А.Вертинский и др.
Анюта. Фильм-балет. По мотивам рассказа «Анна на шее». Реж. А.Белинский, В.Васильев. Комп. В.Гаврилин. СССР, 1982. В гл. роли — Е.Максимова.
Ведьма. К/м телефильм. Реж. А.Абрамов. Комп. Б.Клюзнер. СССР, 1958. В ролях: Э.Гарин, А.Ларионова, Н.Рыбников и др.
Вишнёвый сад. Телефильм. Реж. Л.Хейфец. СССР, 1976. В ролях: Р.Нифонтова, Е.Коренева, И.Смоктуновский и др.
Вишнёвый сад. Реж. А.Чернакова. Россия, 1993. В ролях: Т.Лаврова, А.Феклистов и др.
Володя большой, Володя маленький. Телефильм. Реж. В.Криштофович. Комп. В.Храпачёв. СССР, 1985. В ролях: О.Мелихова, Р.Янковский, О.Меньшиков и др.
Господи, прости нас, грешных. По мотивам повести «В овраге». Реж. А.Войтецкий. Украина, 1992. В ролях: Б.Ступка, М.Терехова, О.Гобзева и др.
Дама с собачкой. Реж. И.Хейфиц. Комп. Н.Симонян. СССР, 1959. В ролях: И.Саввина, А.Баталов и др.
Кадр из художественного фильма «Драма». В ролях: Ф.Раневская, Б.ТенинДрама. К/м. Реж. Г.Ливанов. СССР, 1960. В ролях: Ф.Раневская, Б.Тенин.
Душечка. Реж. С.Колосов. Комп. Ю.Левитин. СССР, 1966. В ролях: Л.Касаткина, В.Никулин, Р.Быков, Р.Ткачук и др.
Дядя Ваня. Реж. С.Бёрдж. Великобритания, 1963. В ролях: М.Редгрейв, Л.Оливье, Дж.Плоурайт и др.
Дядя Ваня. Реж. А.Михалков-Кончаловский. Комп. А.Шнитке. СССР, 1970. В ролях: И.Смоктуновский, С.Бондарчук, И.Купченко, И.Мирошниченко, В.Зельдин и др.
Дядя Ваня. Фильм-спектакль БДТ. Реж. Г.Товстоногов. СССР, 1987. В ролях: О.Басилашвили, К.Лавров, Е.Лебедев, Н.Трофимов и др.
Иванов. Фильм-спектакль МХАТ. Реж. С.Десницкий, В.Хромов.
История одной любви. Телефильм. Реж. А.Войтецкий. Комп. В.Дашкевич. СССР, 1981. В ролях: Л.Кадочникова, О.Борисов и др.
Карусель. По мотивам рассказов «Роман с контрабасом», «Поленька». Реж. М.Швейцер. Комп. И.Шварц. СССР-США, 1970. В ролях: В.Басов, Н.Воробьёва, Е.Леонов, И.Лапиков, В.Сергачёв и др.
Каштанка. Телефильм. Реж. Р.Балаян. СССР, 1975. В ролях: В.Борисов, Л.Дуров, О.Табаков и др.
Кое-что из губернской жизни. Телефильм. По мотивам ранних рассказов и водевилей «Предложение», «Юбилей». Реж. Б.Галантер. Комп. Ш.Каллош. СССР, 1983. В ролях: Л.Ахеджакова, Ю.Богатырёв, А.Миронов, Т.Догилева, Л.Дуров, А.Калягин, О.Табаков, Т.Шмыга и др.
Кадр из художественного фильма «Медведь». В ролях: М.Жаров, О.АндровскаяМедведь. Реж. И.Анненский. Комп. В.Желобинский. СССР, 1938. В гл. ролях: О.Андровская, М.Жаров.
Милостивые государи. Телефильм. По мотивам рассказов «Месть», «Хористка», «Княгиня». Реж. Н.Александрович. Комп. В.Рубин. Россия, 1992. В ролях: И.Муравьёва, Ю.Яковлев и др.
Мой ласковый и нежный зверь. По мотивам рассказа «Драма на охоте». Реж. Э.Лотяну. Комп. Е.Дога. СССР-ФРГ, 1978. В ролях: Г.Беляева, Л.Марков, О.Янковский, К.Лавров и др.
Моя жизнь. Реж. Г.Никулин, В.Соколов. Комп. С.Слонимский. СССР, 1972. В ролях: А.Фрейндлих, С.Любшин, М.Терехова, В.Дворжецкий, Л.Галлис и др.
Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад. Телефильм. По мотивам рассказов «Пари», «Жилец» и др. Реж. В.Мотыль. Комп. И.Шварц. СССР, 1984. В ролях: Б.Плотников, А.Петренко, И.Муравьёва, М.Козаков и др.
Неоконченная пьеса для механического пианино. По мотивам пьесы «Платонов» («Пьеса без названия»). Реж. Н.Михалков. Комп. Э.Артемьев. СССР, 1976. В ролях: А.Калягин, Е.Глушенко, Е.Соловей, Ю.Богатырёв, О.Табаков, А.Шуранова, П.Кадочников и др.
Несут меня кони. По мотивам сюжетов повести «Дуэль» и других произведений А.Чехова. Реж. В.Мотыль. Комп. И.Шварц. Россия, 1996. В ролях: А.Вагнер, А.Соколов, Г.Печников, В.Качан и др.
О любви. Реж. С.Соловьёв. Комп. Э.Лолашвили. Россия, 2004. В ролях: А.Абдулов, Т.Друбич, Е.Крюкова и др.
Очи чёрные. По мотивам повести «Дама с собачкой» и рассказов. Реж. Н.Михалков. Комп. Ф.Лей. СССР-Италия, 1987. В ролях: М.Мастроянни, Е.Сафонова, В.Ларионов, И.Смоктуновский и др.
Палата № 6. Реж. А.Горновский, К.Шахназаров. Россия, 2009. В ролях: В.Ильин, А.Панкратов-Чёрный, Е.Стычкин, А.Жарков и др.
Плохой хороший человек. Реж. И.Хейфиц. Комп. Н.Симонян. СССР, 1973. В ролях: О.Даль, В.Высоцкий, Л.Максакова, А.Папанов и др.
Попрыгунья. Реж. С.Самсонов. Комп. Н.Крюков. СССР, 1955. В ролях: Л.Целиковская, С.Бондарчук, В.Дружников и др.
Поцелуй. Телефильм. Реж. Р.Балаян. Комп. В.Храпачёв. СССР, 1983. В ролях: О.Янковский, А.Абдулов, О.Меньшиков и др.
Рагин. По мотивам рассказа «Палата № 6». Реж. К.Серебренников. Комп. А.Айги. Россия-Австрия, 2004. В ролях: А.Гуськов, А.Галибин, З.Буряк и др.
Рассказ неизвестного человека. Реж. В.Жалакявичюс. Комп. Г.Фиртич. СССР, 1980. В ролях: Г.Тараторкин, Е.Симонова, А.Кайдановский, Л.Зайцева и др.
Кадр из художественного фильма «Свадьба». В ролях: Э.Гарин, В.Марецкая, С.МартинсонСвадьба. Реж. И.Анненский. Комп. В.Желобинский. СССР, 1944. В ролях: Э.Гарин, Ф.Раневская, А.Грибов, З.Фёдорова, О.Абдулов, М.Яншин, В.Марецкая, С.Мартинсон и др.
Смешные люди! По мотивам рассказов «В бане», «Невидимые миру слёзы», «Разговор человека с собакой» и др. Реж. М.Швейцер, С.Милькина. Комп. И.Шварц. СССР, 1977. В ролях: О.Басилашвили, В.Басов, А.Филозов, Е.Леонов, Л.Куравлёв, А.Леонтьев, В.Невинный и др.
Степь. Реж. С.Бондарчук. Комп. В.Овчинников. СССР, 1977. В ролях: Г.Бурков, Н.Трофимов, И.Лапиков, И.Смоктуновский и др.
Три сестры. Реж. С.Самсонов. Комп. В.Дехтерёв. СССР, 1964. В ролях: Л.Соколова, М.Володина, А.Ларионова, Л.Губанов и др.
Три сестры. Реж. Л.Оливье. Комп. У.Уолтон. Великобритания, 1970. В ролях: Дж.Плоурайт, Л.Оливье и др.
Три сестры. Реж. С.Соловьёв. Комп. С.Курёхин. Россия-Германия, 1994.
Хирургия. Реж. Я.Фрид. Комп. Н.Тимофеев. СССР, 1939. В ролях: И.Ильинский, И.Москвин, Е.Корчагина-Александровская, В.Меркурьев и др.
Чайка. Реж. С.Люмет. США-Великобритания, 1968. В ролях: Дж.Мейсон, В.Редгрейв, С.Синьоре и др.
Чайка. Реж. Ю.Карасик. Комп. А.Шнитке. СССР. 1970. В ролях: А.Демидова, Н.Плотников, В.Четвериков, Л.Савельева, В.Теличкина и др.
Чайка. Реж. М.Терехова. Россия, 2005. В ролях: М.Терехова, Ю.Соломин, А.Терехова-Хашимова, А.Соколов и др.
Человек в футляре. Реж. И.Анненский. СССР, 1939. В ролях: Н.Хмелёв, О.Андровская, М.Жаров, О.Абдулов, Ф.Раневская и др.
Чёрный монах. Реж. И.Дыховичный. Комп. Т.Бакурадзе. СССР-ФРГ, 1988. В ролях: С.Любшин, Т.Друбич, П.Фоменко и др.
Чехов и К˚. Телесериал. Киноальманах по рассказам А.Чехова. Реж. Д.Брусникин, З.Ройзман, А.Феклистов. Комп. Е.Ширяев. Россия, 1998. В ролях: О.Ефремов, А.Калягин, С.Юрский, А.Баталов, С.Любшин, В.Невинный, И.Саввина и др.
Чеховские мотивы. По мотивам рассказа «Тяжёлые люди» и неоконченной пьесы «Татьяна Репина». Реж. К.Муратова. Комп. В.Сильвестров. Россия-Украина, 2002. В ролях: С.Бехтерев, Н.Бузько, Ю.Шлыков, А.Баширов и др.
Чины и люди. Киноальманах по рассказам «Анна на шее», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Реж. Я.Протазанов. СССР, 1929. В ролях: М.Тарханов, М.Стрелкова, В.Станицын, И.Москвин и др.
Шведская спичка. Реж. К.Юдин. Комп. В.Ширинский. СССР, 1954. В ролях: А.Грибов, А.Попов, М.Яншин, Н.Гриценко, Т.Носова, М.Названов и др.
Эти разные, разные, разные лица. Телефильм. По рассказам А.Чехова. Реж. И.Ильинский, Ю.Сааков. Комп. Ю.Буцко. СССР, 1971. В ролях: И.Ильинский.
Юбилей. Реж. В.Петров. СССР, 1944. В ролях: О.Андровская, В.Станицын, В.Топорков, А.Зуева.


- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Ванька Жуков. Реж. Л.Зарубин. СССР, 1981. Роли озвучивает К.Румянова.
Кадр из мультипликационного фильма «Каштанка»Каштанка. Реж. М.Цехановский. Комп. Ю.Левитин. СССР, 1952. Роли озвучивают: А.Грибов, Б.Чирков и др. Текст читает В.Грибков.
Каштанка. Реж. Н.Орлова. Комп. И.Назарук. Россия, 2004.
На даче. Реж. Г.Ломидзе. Комп. Н.Богословский. СССР, 1954.
Не в духе. Реж. Д.Наумов. Россия, 1996.
Очумелов. По мотивам ранних произведений А.Чехова. Реж. А.Дёмин. Россия, 2009. Роли озвучивает И.Ильинский.
Пересолил. Сцен. Е.Мигунова. Реж. В.Дегтярёв. Комп. Э.Колмановский. СССР, 1959. Роли озвучивают: А.Баранов, В.Соловьёв, И.Ильинский.
Роман с контрабасом. Реж. Й.Трнка. ЧССР, 1949.
Сквозняк. Реж. Н.Шорина. Россия, 1993.
Смерть чиновника. Реж. А.Викен. Использована музыка Р.Планкетта и И.Стравинского. СССР, 1988.
Человек в футляре. Реж. Л.Зарубин. СССР, 1983.

Ал.К., И.К.