наверх
Твен Марк
21 сентября 2003

(наст. имя — Сэмюэл Ленгхорн К л е м е н с)
30.11.1835, Флорида, шт. Миссури — 21.04.1910, Реддинг, шт. Коннектикут
американский писатель

Фотография Марка Твена, 1905 г.«Я явился на свет в 1835 году вместе с кометой Галлея… Бог, наверное, решил: вот два причудливых необъяснимых явления…» Так о себе, о комете и о Боге мог сказать только самоуверенный и насмешливый Марк Твен, писатель, который ещё при жизни стал легендой.
Легенда о Марке Твене? Она существовала. Долгие годы не только для Соединённых Штатов, но для всего мира Твен являл собой символ Успеха, воплощение заветной американской мечты. Очевидцы утверждали, что туристы со всего света приезжали в США только для того, чтобы посмотреть на два чуда — Ниагарский водопад и писателя Марка Твена.
А ведь начиналось всё достаточно скромно…
Двенадцатилетним подростком после смерти отца, судьи в маленьком провинциальном городке, Сэмюэл Ленгхорн Клеменс (так его звали тогда) без особого сожаления оставил школу и поступил учеником в типографию. Набирая объявления в местной газете, он, наверное, не мог и представить, что через несколько десятилетий газеты всего мира почтут за честь напечатать хотя бы фразу, строчку, новую шутку великого Марка Твена. Да и кто мог такое предположить?
В двадцать лет Сэм решается на весьма рискованный поступок. Он бросает спокойное сухопутное житьё-бытьё и уходит в лоцманские «щенки» — так называли на Миссисипи взятых на выучку парней. Уже через каких-то два года, «вызубрив» реку вдоль и поперёк, он с полным правом встанет у штурвала. Много позже он признается: «Поистине всё на свете суета сует, кроме лоцманского дела». Послушный штурвал, бескрайняя река и ничем не ограниченная свобода — что ещё нужно человеку? Ни-че-го!
Скачок к славе». Карикатура В.Дж.Уэлча. Художник имел в виду «Знаменитую скачущую лягушку из Калавераса», ранний рассказ Твена, имевший шумный успехСчастье, правда, никогда не бывает долгим. Вскоре гражданская война между Севером и Югом поставит точку в лоцманской карьере Клеменса. И всё-таки река останется с ним навсегда. «Марк твен!» («Мерка — два!») кричал на перекате, измеряя глубину, лотовый матрос, что значило — «До дна две сажени — проход свободен!» «Марк Твен» — эти два слова, два лучших для лоцмана слова, и стали вторым именем Сэмюэла Клеменса, когда пришло его время.
Но сначала была война, очень недолгое пребывание в армии южан, из которой он дезертировал буквально через несколько недель. Потом — Невада и Калифорния. Увы, ни серебряные рудники, ни золотые прииски не принесли ему богатства. И всё-таки он нашёл свою «золотую жилу». И оказалась она в небольшой провинциальной газете, куда Сэм поступил репортёром. Всего через несколько лет он (теперь действительно Марк Твен) стал известнейшим журналистом в Сан-Франциско.
Именно в эти годы, 60-е годы позапрошлого века, начинают появляться его рассказы, сделавшие имя их автора невероятно популярным. Ведь до Твена так не писал никто. Это было не просто смешно. Это был неистовый, грубоватый, буйный, стопроцентный американский юмор. Юмор фронтира — так называлась граница обжитых земель, которая во времена Твена едва перевалила через Миссисипи.
Кое-кто сейчас даже приписывает Твену сомнительную честь родоначальника так называемого «чёрного юмора». И, хотя, конечно, в его рассказах потрясающее количество разбитых голов, сломанных челюстей и подбитых глаз, главное в них — не это. Главное в них — фантастическая весёлость их автора, умудрявшегося «извлечь смех из каждого грана жизни».
Ил. Г.Мазурина к повести «Приключения Тома Сойера»Казалось, ничто не могло омрачить эту неистощимую весёлость. Тем более что у Марка Твена всё складывалось на редкость удачно. За шумным успехом его первых рассказов последовал такой же успех его путевых очерков «Простаки за границей» (1869) и «Налегке» (1872), которые он привёз из кругосветного путешествия и из поездок по родине. Потом появился роман «Позолоченный век» (1873, в соавторстве с Ч.Д.Уорнером), давший название целой эпохе в истории Соединённых Штатов. А ещё через три года увидела свет книга, просто вошедшая в анналы мировой литературы — «Приключения Тома Сойера» (1876). Книга, которую сам Твен окрестил «гимном в прозе».
Так удачливый фельетонист с Дикого Запада на глазах изумлённой публики уверенно становился кумиром читателей. Они его почти боготворили. За беспечный смех и блеск сарказма. За абсолютную свободу от всех предрассудков и любых догм. И ещё за то, что он умел быть новым и разным. Казалось, ему ничего не стоит шагнуть от «лучезарного» «Тома Сойера» к «сумеречному» «Гекльберри Финну» (1885). Или написать стремительную, озорную историческую сказку «Принц и нищий» (1882), а всего через год — роман-воспоминание «Жизнь на Миссисипи» (1883), самый свой лиричный и скорбный роман.
Но при всём разнообразии Твен везде оставался самим собой, по выражению Т.Драйзера «простым непосредственным гением», близким и понятным миллионам читателей.
Невероятный литературный успех принёс успех материальный. А после того как Марк Твен основал собственную издательскую фирму, которая тоже давала немалые доходы, он даже признался однажды: «Я испуган размерами своего успеха. Всё, к чему я прикасаюсь, превращается в золото». Так что легенда о баловне американской Фортуны имела под собой кое-какие основания.
«Одинокий борец за справедливость». Американский художник Ред Льюис изображает писателя как состарившегося Гека ФиннаВ конце XIX века в одном из школьных сочинений на тему «Кем бы ты хотел быть?» какой-то американский мальчишка написал: «Я хотел бы быть Марком Твеном… во-первых, потому, что он такой весельчак, я думаю — он настоящий клоун… Во-вторых, потому что он так богат… у него миллионы… В-третьих, у него чудесная жена и чудесные дети». И всё это было чистейшей правдой. Но, увы, как и на Миссисипи, счастье оказалось недолговечным, почти иллюзорным.
Прежде всего рухнули миллионы, которые Твен, не скупясь, вкладывал во всевозможные чудеса техники. Его почти мальчишеская вера в каждое новое изобретение сыграла с ним злую шутку. В 1894 году издательство Твена признало себя неплатёжеспособным, а сам писатель почти до конца жизни попал в настоящую кабалу, выплачивая бесчисленные долги. Он выплатил всё — до последнего цента!
Но беда, как говорится, не приходит одна. Смерть жены и двух дочерей подтачивает и без того надорванные силы. Настроения мрачного пессимизма, разочарования во всём преследуют его. Вместо «самого весёлого писателя Америки» появляется гневный беспощадный сатирик, ядовитый сарказм которого не щадит никого, ни старушку Европу с её подгнившими тронами, ни молодую американскую демократию (чего стоит название памфлета «Соединённые Линчующие Штаты»), ни человечество вообще. Маска клоуна, весельчака спадает, и под ней оказывается лицо разочарованного, много страдавшего, печального человека.
И всё-таки он ещё по привычке шутит: «Я явился на свет в 1835 году вместе с кометой Галлея. Она снова появится в будущем году, и я думаю, что мы вместе исчезнем. Если я не исчезну вместе с кометой Галлея, это будет величайшим разочарованием в моей жизни. Бог, наверное, решил: вот два причудливых необъяснимых явления, они вместе возникли, пусть вместе и исчезнут». Эта шутка Марка Твена, оказалась пророческой. Действительно, в мае 1910 года космическая странница заглянула за своим земным собратом, и они ушли вместе… Ушли, чтобы по законам небесной механики возвращаться к нам снова и снова.

Ил. М.Петрова к повести М.Твена «Приключения Гекльберри Финна»

Ирина Казюлькина

 

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ М.ТВЕНА

 Ил. Г.Фитингофа к повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера»СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 12 т. — М.: Гослитиздат, 1959-61.
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 8 т. — М.: Правда, 1980.
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: в 8 т. — М.: Голос: Глагол, 1994-1995.

Перед вами три собрания сочинений американского писателя.
Но, увы, ни одно из них не может похвастаться полнотой. И дело здесь не в злом умысле нерадивых издателей, а в завещании самого Марка Твена, который распорядился опубликовать некоторые из своих произведений только через 20, 50 и даже 100 лет после смерти.

ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: В 5 т. — М.: Водолей, 1991-1992.

ЛИЧНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ О ЖАННЕ Д'АРК СЬЕРА ЛУИ ДЕ КОНТА, ЕЁ ПАЖА И СЕКРЕТАРЯ. — СПб.: Северо-Запад, 1993. — 415 с.

Подвиг и предательство. Два слова — вся жизнь Жанны д'Арк. Она спасла Францию и получила в награду костёр инквизиции. Жанна д'Арк — один из самых высоких и трагичных образов мировой истории и одна из главных её загадок. Разгадать её пытались многие. Марк Твен — один их них. И он, реалист и скептик, склоняясь перед величием этой простой крестьянской девушки, объявляет её подвиг настоящим Чудом!

 ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ: Избранное / Вступ. ст. Г.Злобина. — М.: Дет. лит., 1984. — 320 с.: ил.

«Ещё не было случая, чтобы кто-нибудь не поверил моей самой беспардонной лжи, как не было, чтобы кто-нибудь не счёл ложью чистейшую правду, вышедшую из моих уст», — утверждал Марк Твен. И у него были на это все основания.

Ил. М.Петрова к повести Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОМА СОЙЕРА; ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГЕКЛЬБЕРРИ ФИННА; ПРИНЦ И НИЩИЙ: Повести / Пер. с англ. К.Чуковского, Н.Дарузес. — М.: Дет. лит., 1995. — 654 с.: ил. — (Б-ка мировой лит. для детей).

«Приключения Тома Сойера»
Если вы никогда не мечтали бросить всё и уйти в пираты… Или поселиться на необитаемом острове… Или, на худой конец, найти клад… Тогда ни в коем случае не читайте эту книгу — она просто не для вас!

«Приключения Гекльберри Финна»
Эту повесть можно было бы назвать продолжением «Приключений Тома Сойера». Но хотя герои здесь те же, приключения — разные. Если приключения Тома — это мечта любого мальчишки, то приключения Гека — то, что подбрасывает сама жизнь. Особенно, если ты бездомный бродяга и плывёшь на плоту вниз по Миссисипи в компании беглого негра…
Хемингуэй утверждал, что из этой книги Марка Твена «вышла вся американская литература». Так что в ней достаточно места, чтобы туда мог войти любой читатель и вернуться уже вполне взрослым и мудрым человеком.

ПРИНЦ И НИЩИЙ: Повесть / Пер. с англ. К. и Н.Чуковских; Худож. Ф.Лемкуль. — М.: Моск. рабочий, 1990. — 263 с.: ил.

Сказки бывают разные. Бывают даже исторические. Как, например, эта — о двух мальчишках, настолько похожих друг на друга, что их вполне можно принять за близнецов. Хотя один из них — наследник английского престола принц Уэльский, а другой — нищий попрошайка со Двора Отбросов. Ну а то, что они, конечно же, встретились, поменялись одеждой и даже ролями — так это уж как в сказках водится!..

 Ил. Ф.Лемкуля к повести М.Твена «Принц и нищий»РАССКАЗЫ: Пер. с англ. / Худож. В.Иванов. — М.: Рус. кн., 1993. — 509 с.: ил. — (Всемирная б-ка юмора).

Очень смешные рассказы Марка Твена подойдут только людям с очень крепкими нервами. А то ведь его «забавные истории», например, о членовредительстве посредством необъезженного велосипеда, или о хладнокровном убийстве, до которого могут довести обыкновенные карманные часы, или о буйном помешательстве, вызванном незатейливыми стихами, могут подкосить любого слабака и неженку.

ЯНКИ ПРИ ДВОРЕ КОРОЛЯ АРТУРА: Роман / Пер. с англ. К.Чуковского; Рис. М.Беломлинского. — Л.: Дет. лит., 1988. — 333 с.: ил.

О, король Артур! О, рыцари Круглого Стола! О, прекрасное средневековье!.. Да бросьте вы! Заморочили вам голову легендами и преданиями. Таким ли уж прекрасным покажется оно при ближайшем рассмотрении? Вот, например, как увидел его кузнец из Коннектикута, попавший вдруг из Америки XIX века в Англию легендарного короля Артура.

 

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ М.ТВЕНА

Берт Д. Марк Твен (Сэмюэл Ленгхорн Клеменс) // Берт Д. Сто лучших литераторов: Пер. с англ. — М.: Крон-Пресс, 1999. — С. 264-267.
Боброва М. Марк Твен: Очерк творчества. — М.: Гослитиздат, 1962. — 503 с.
Гаков В. Лоцман по реке детства // Твен М. Приключения Тома Сойера; Приключения Гекльберри Финна; Тома Сойер за границей; Том Сойер — сыщик. — М.: ОЛМА-Пресс, 2002. — С. 5-10.
Зверев А.М. Мир Марка Твена: Очерк жизни и творчества. — М.: Дет. лит., 1985. — 175 с.
Магазанник Л. Марк Твен // Энциклопедия для детей: Т. 15: Всемирная литература: Ч. 2: XIX и XX вв. — М.: Аванта+, 2001. — С. 243-248.
Марк Твен // Детская энциклопедия: В 12 т.: Т. 11. — М.: Педагогика, 1976. — С. 387-388.
Марк Твен в воспоминаниях современников / Сост. А.Николюкина. — М.: Терра: Худож. лит., 1995. — 415 с.: ил.
Мендельсон М. Марк Твен. — 3-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1964. — 430 с.: ил. — (Жизнь замечат. людей).
Ромм А. Марк Твен. — М.: Наука, 1977. — 192 с. — (Из истории мировой лит.).
Старцев А. Марк Твен и Америка. — 2-е изд., доп. — М.: Сов. писатель, 1985. — 303 с.: ил.

Памятники литературным героям:

 Памятник Тому Сойеру и Гекльберри Финну в Ганнибале // Горбунов А.М. Панорама веков: Попул. библиогр. энциклопедия. — М.: Кн. палата, 1991. — С. 537.
Раков Ю. В гостях у Тома Сойера и Гекльберри Финна // Раков Ю. По следам литературных героев. — М.: Просвещение, 1974. — С. 5-7.

И.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.ТВЕНА

 

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Банковый билет в миллион фунтов стерлингов. Реж. Р.Ним. Великобритания, 1954. В гл. роли — Грегори Пек.
Молодой янки из Коннектикута при дворе короля Артура. Реж. Р.Л.Томас. Канада-Чехия-Франция, 1995. В ролях: М.Йорк, Т.Расселл и др.
Новые приключения янки при дворе короля Артура. В 2-х сер. Реж. В.Гресь. Комп. О.Каравайчук. СССР, 1988. В ролях: С.Колтаков, А.Филозов, Е.Финогеева, А.Кайдановский, А.Вертинская, Е.Евстигнеев и др.
Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна. Телефильм. В 3-х сер. Реж. Ст.Говорухин. Комп. В.Зубков. СССР, 1981. В ролях: Федя Стуков, Владик Сухачёв, Маша Миронова, Р.Быков, Е.Васильева, В.Павлов и др.
Принц и нищий. Реж. Х.Локшина. СССР, 1943.
Принц и нищий. США, 1937.
Принц и нищий. Реж. Р.Флейшер. США-Великобритания, 1977.
Принц и нищий. Многосер. телефильм. Реж. Б.Лэтс. Великобритания, 1975.
Принц и нищий. Телефильм. Реж. В.Гаузнер. Комп. О.Каравайчук. СССР, 1972. В ролях: В.Смирнов, И.Краско, М.Булгакова, М.Неёлова, Р.Быков, О.Борисов, А.Солоницын и др.
Том Сойер. Мюзикл. Реж. Д.Тейлор. США, 1973. В гл. ролях: Д.Уайтейкер, Д.Фостер.
Совсем пропащий. По мотивам романа М.Твена «Приключения Гекльберри Финна». Сцен. В.Токаревой, Г.Данелия. Реж. Г.Данелия. Комп. А.Петров. СССР, 1973. В ролях: Р.Мадянов, Е.Леонов, В.Кикабидзе, В.Басов, И.Скобцева, Н.Сайко и др.
Приключения Гекльберри Финна: Многосерийный телефильм. Реж. В.Хант. США, 1986.
Филипп Траум (киновариант — «Хроника сатаны младшего»). Телефильм. В 2-х сер. По мотивам повести М.Твена «Таинственный незнакомец». Реж. И.Масленников. Комп. В.Кисин. СССР, 1989.
Янки из Коннектикута при дворе короля Артура. Музыкальный фильм. Реж. Т.Гарнетт. США, 1949.
Янки из Коннектикута при дворе короля Артура. Телефильм. Реж. М.Дэмски. США, 1989.


- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Приключения Марка Твена. Реж. У.Винтон. США.
Удивительные приключения Тома Сойера. Япония, Испания.
Янки из Коннектикута при дворе короля Артура. Реж. З.Дженджик. США, 1970.

И.К.