наверх
Стругацкие Аркадий, Борис
16 декабря 2001

СТРУГАЦКИЙ АРКАДИЙ НАТАНОВИЧ
28.08.1925, г. Батуми — 12.10.1991, Москва
СТРУГАЦКИЙ БОРИС НАТАНОВИЧ
15.04.1933, Ленинград — 19.11.2012, Санкт-Петербург
русские писатели

Аркадий и Борис Стругацкие. Фотография"Как вы пишете вдвоем?" — вероятно, это самый распространенный вопрос, который когда-либо задавали Стругацким. Устав на него отвечать, они предпочитали отделываться традиционной шуткой: "Один сидит за машинкой, другой валяется на диване, и с обоюдного согласия слово за словом, фраза за фразой, абзац за абзацем ложатся на бумагу". Писателей можно понять, но ведь и вправду интересно! Каким образом два разных человека, живущие в разных городах (Аркадий Натанович жил в Москве, Борис Натанович живет в Санкт-Петербурге), умудряются писать фантастику, так сказать, "в четыре руки"? Да еще как писать! Верно подмечено: "Их авторитет безусловен даже для тех, кто терпеть не может фантастику" (Е.Михайлова).
Оказывается, все очень просто.
"Мы оба любим фантастику с детства, — не раз признавались Стругацкие. — Жюль Верн, Александр Беляев, Конан-Дойль, а несколько позже Уэллс, Алексей Толстой, Чапек, Ефремов — без всякого преувеличения они владели нашим воображением с самых ранних детских лет". Аркадий к тому же серьезно увлекался астрономией, своими руками делал телескопы (их у него было с десяток штук!), пробовал и сочинять — в двух толстых тетрадях поместилась написанная аккуратнейшим почерком и собственноручно иллюстрированная "бессмертная" повесть "Находка майора Ковалева".
Вполне возможно, что Аркадий стал бы прекрасным астрономом. Но начавшаяся война все перемешала.
Для Стругацких это были страшные годы: погиб отец, после эвакуации из блокадного Ленинграда братья лишь каким-то чудом остались в живых. Аркадий, которому довелось работать и на строительстве укреплений, и в гранатной мастерской, и на молокоприемном пункте, после призыва в армию и учебы в Актюбинском артиллерийском училище был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков, окончил его по специальности — переводчик с английского и японского, а затем служил на Дальнем Востоке. Астрономом же (вот ведь причуда судьбы!) стал Борис, окончивший механико-математический факультет ЛГУ и некоторое время работавший в Пулковской обсерватории. Что, впрочем, неудивительно, поскольку старший брат всегда был Борису образцом для подражания.
Сегодня уже забылось, что именно заставило Стругацких заняться писательским трудом ("кажется, какое-то пари"). Фантастику же они выбрали не только потому, что любили этот вид литературы. Во многом их творчество было реакцией на убожество и примитивность процветавшей у нас в 40-50-е фантастики "ближнего прицела". Стругацким-читателям в конце концов надоели пухлые, многостраничные романы об изобретении какого-нибудь "быстро-пашущего-трактора" или цветного телевизора, что почиталось тогда за безудержный полет фантазии, и они решили попробовать сами. Тем более, что Аркадий к тому времени уже заимел некоторый литературный опыт — в 1956 году он выпустил в соавторстве с Л.Петровым политическую повесть "Пепел Бикини". В любом случае, хуже, чем у известных в те годы Немцова с Казанцевым, при всем желании не получилось бы.
Ил. А.Карапетяна к повести братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света»Так Стругацкие произвели на свет своего "первенца, неуклюжего, корявого и нелюбимого" (Б.Стругацкий) — большую повесть "Страна багровых туч". Прежде чем она, изуродованная редакторами и цензурой, вышла в Детгизе, авторы успели обзавестись несколькими журнальными публикациями (в "Технике-молодежи" — "Извне" и в "Знание-сила" — "Спонтанный рефлекс"). Повесть получилась не слишком оригинальной (о полете исследовательской экспедиции на Венеру), но было в ней "нечто свежее, как запах молодой хвои; она решительно отличалась от ужасающе скучной фантастики пятидесятых годов" (А.Зеркалов).
Начало оказалось многообещающим.
А потом появились сразу несколько новых книг братьев Стругацких: сборник "Шесть спичек", роман в рассказах "Полдень, XXII век", повести "Далекая Радуга", "Попытка к бегству", "Трудно быть богом", "Понедельник начинается в субботу". И даже невооруженному глазу простого читателя было видно, что каждая последующая повесть явно лучше предыдущей.
Стругацкие очень быстро поняли, что "фантастика есть лирика человеческих возможностей и что писать надо о самых обыкновенных людях в необыкновенных обстоятельствах <...>, что можно и должно в произведении сочетать все элементы — психологическую прозу, и острый детективный сюжет, и выдумку, и юмор, и трагедию — и все в одной вещи".
В литературу идей, как тогда называли фантастику, пришли живые, яркие герои. Сегодня уже нет, наверное, любителя фантастики, который не знал бы капитана Быкова и планетологов Юрковского и Дауге, дона Румату Эсторского и "прогрессора" Максима Каммерера, мудрого Леонида Горбовского и Сашу Привалова с великолепными магами из Научно-Исследовательского Института Чародейства и Волшебства (НИИЧАВО), не знал и не поддался бы их обаянию...
Популярность Стругацких в 60-70-е годы была просто невероятной: книг было не достать, поэтому их ксерокопировали, перепечатывали на пишущей машинке и даже трепетно переписывали от руки, не обращая внимания на разгромные статьи официальных критиков, не жаловавших "какую-то там фантастику".
И "Трудно быть богом", и "Понедельник...", а потом и "Обитаемый остров", "Пикник на обочине" читатели знали буквально наизусть, говорили цитатами из этих произведений, как "члены какого-нибудь тайного ордена".
Между тем проза Стругацких продолжала развиваться, очень скоро они перешли на сложные философские повести: "Улитка на склоне", "Гадкие лебеди", "За миллиард лет до конца света", "Град обреченный" — некоторые из этих вещей увидели свет через много лет после того, как были написаны. Не только из-за политики. Просто они были слишком хороши для "советской литературы", а "выскочек" у нас всегда не любили.
Ил. Я.Ашмариной к повести братьев Стругацких «Жук в муравейнике»Невероятная популярность рождала множество слухов и легенд. К примеру, у некоторых романтически настроенных любителей фантастики где-то в начале 70-х появилась этакая идея-фикс: их любимые авторы на самом деле вовсе не люди, а агенты могущественной внеземной цивилизации; фантасты получили немало писем, где им предлагали помощь, раз уж они "застряли в этом времени на Земле", приносили извинения за то, что современная технология не так развита, чтобы отремонтировать их корабль и так далее. Стругацкие загадочно улыбались, но всякий раз вынуждены были разочаровывать своих поклонников, у которых не в меру разыгралось воображение. Правда, и сами не раз давали повод для слухов, публикуя некоторые свои произведения и переводы под псевдонимами — С.Бережков, С.Витин, С.Победин, С.Ярославцев, С.Витицкий...
С годами популярность Стругацких не стала меньше. Книги их издаются и переиздаются огромными тиражами, успешно выдерживая конкуренцию с продукцией англо-американских фантастов.
Почему?
И опять оказывается, что все очень просто.
"Они сказали что-то очень важное. Настолько важное, что при чтении порой кажется: самое главное они оставили в зонах молчания; они просто не хотят говорить прежде, чем человек дойдет до этого сам. А уж когда дойдет, ему не потребуется дополнительных объяснений" (А.Кузнецов, О.Хрусталева).

Алексей Копейкин

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.Н.СТРУГАЦКОГО И Б.Н.СТРУГАЦКОГО

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 10-ти тт. — М.: Текст, 1991-1993.
Долго, очень долго ждали поклонники братьев Стругацких выхода в свет собрания сочинений любимых писателей... И вот, наконец, свершилось!.. Благодаря усилиям издательства "Текст" мы можем теперь читать практически все произведения Стругацких без каких-либо цензурных изменений, искажений и изъятий, то есть в том виде, в каком они изначально были задуманы авторами.
Впервые после многих лет в этом издании помещены полные тексты таких известнейших повестей, как "Обитаемый остров" и "Пикник на обочине".


СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: Т. 1-й, дополнительный. — М.: Текст, 1993. — 383 с.
Содерж.: Сценарии; "Жиды города Питера...", или Невеселые беседы при свечах: Пьеса; Сталкер: Литературная запись кинофильма.


СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: Т. 2-й, дополнительный. — М.: Текст, 1993. — 479 с.
Содерж.: Страна багровых туч; Рассказы; Статьи, интервью.
"Страна багровых туч"
"Быков посмотрел на цветную фотографию Венеры — на бархатно-черном фоне желтоватый диск, тронутый голубыми и оранжевыми тенями, — и захлопнул тяжелый том. "Ряд попыток высадиться... и предпринять непосредственное исследование... не увенчался успехом..."
Да, много загадок таит "страна багровых туч" — Венера, ближайшая к Земле планета Солнечной системы. Самая первая повесть братьев Стругацких полна невероятных приключений, героизма и наивной романтики. 


ИЗБРАННОЕ: В 2 т. — М.: Моск. рабочий, 1989.
Т. 1. — 527 с.
Содерж.: Понедельник начинается в субботу; Сказка о Тройке; Попытка к бегству; Трудно быть богом.
"Попытка к бегству"
Два друга, Антон и Вадим, собирались на планету Пандора — поохотиться на ужасных тахоргов и как следует отдохнуть. Но тут появился таинственный незнакомец, представившийся Саулом Репниным, историком, специалистом по ХХ веку, и уговорил приятелей отправиться на еще никем не исследованную планету... 


"Трудно быть богом"
Средневековые времена и нравы царят на планете, куда послан земной резидент Антон, скрывающийся под именем местного аристократа дона Руматы Эсторского. Ему очень трудно быть богом в жестоком мире королевства Арканар, но всего трудней — оставаться здесь человеком...

Т. 2. — 640 с.
Содерж.: За миллиард лет до конца света; Второе нашествие марсиан; Град обреченный; Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя.
В этом томе собраны, может быть, самые сложные произведения братьев Стругацких, полные вечных, иногда горьких, раздумий о человеке, обществе, в котором мы живем, и путях развития земной цивилизации...

ВОЛНЫ ГАСЯТ ВЕТЕР: Повести / Послесл. Г.Прашкевича. — Томск: Кн. изд-во, 1989. — 592 с.: ил.
Содерж.: Обитаемый остров; Жук в муравейнике; Волны гасят ветер.
Трилогия, объединенная главным героем — сотрудником Комиссии по Контактам (КОМКОН-2) Максимом Каммерером.

"Обитаемый остров" — о приключениях совсем еще молодого Максима на планете Саракш, пережившей ядерную войну и готовящейся к "новому всепланетному кровопусканию".

В повести "Жук в муравейнике" Максим участвует в расследовании событий, связанных с таинственной деятельностью некой могущественной сверхцивилизации Странников.

В заключительной повести Максим — уже глубокий старик, руководитель КОМКОНА-2, сменивший на этом посту знаменитого Рудольфа Сикорски.

ОТЕЛЬ "У ПОГИБШЕГО АЛЬПИНИСТА": Науч.-фантаст. повесть. — М.: Знание, 1982. — 256 с.
Сюжету этой книги позавидовала бы сама несравненная леди Агата, тем более что развивается он по всем канонам классического детектива: группа людей, собравшихся в высокогорном отеле, из-за сильных снегопадов оказывается отрезанной от внешнего мира, и вот тут-то и начинает происходить самое интересное...

ПОВЕСТИ / Послесл. Ю.Андреева. — Л.: Лениздат, 1988. — 496 с.: портр. — (Повести ленинградских писателей).
"За миллиард лет до конца света"
На первый взгляд, в этой повести не происходит ничего такого уж фантастического — всего лишь цепь загадочных событий, как всегда у Стругацких, заставляющих задуматься о предназначении и месте человека во Вселенной... 


"Пикник на обочине"
"Не так уж важно, кто были эти пришельцы. Не важно, откуда они прибыли, почему так недолго пробыли и куда девались потом. Важно то, что теперь человечество твердо знает: оно не одиноко во Вселенной".
В Зоны Посещения, оставленные пришельцами на Земле и полные таинственных, часто смертельно опасных, артефактов, проникают на свой страх и риск так называемые сталкеры и "тащат оттуда все, что им удается найти". Один из них — Рэдрик Шухарт...

"Далекая Радуга"
Радуга — далекая планета-полигон, где земные ученые ставят сложные научные эксперименты, один из которых приводит к катастрофе. Необходимо срочно всех эвакуировать. Однако, люди располагают только одним небольшим звездолетом...

ПОВЕСТЬ О ДРУЖБЕ И НЕДРУЖБЕ: Сказка // Мир приключений: Сб. фантаст. и приключ. повестей и рассказов / Худ. В.Лыков. — М.: Дет.лит., 1980. С. 399-438.
Андрею Т. необходимо спасти своего пропавшего друга, который в последний момент успел по радио отправить сообщение: "Андрюха... Андрюха... На помощь, старик, пропадаю... Андрюха... Ты меня слышишь?.." Есть, правда, одно загадочное условие: "ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СПАСТИ НЕОБХОДИМО УСПЕТЬ ДО ПОЛУНОЧИ ХОД НА КУХНЕ У ХОЛОДИЛЬНИКА ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СПАСТИ НЕОБХОДИМО УСПЕТЬ ДО ПОЛУНОЧИ ХОД НА КУХНЕ У ХОЛОДИЛЬНИКА ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СПАСТИ..."

ПОЛДЕНЬ, ХХII ВЕК; МАЛЫШ: Повести / Рис. и оформл. Л.Рубинштейна. — Л.: Дет.лит., 1975. — 448 с.: ил.
"Полдень, ХХII век"
Повесть состоит из связанных между собою новелл о светлом и прекрасном будущем человечества... 


"Малыш"
"Теперь я видел его совершенно отчетливо. Это был человек, во всяком случае — гуманоид, маленький, тощий, совершенно голый. Кожа у него была темная, почти черная, и блестела, словно покрытая маслом. Лица его я не разглядел или не запомнил, но мне сразу бросилось в глаза, как и в ночном моем кошмаре, что человечек этот был весь какой-то скособоченный и словно бы размытый. И еще — глаза: большие, темные, совершенно неподвижные, слепые, как у статуи".
Кто он — Малыш, единственный обитатель далекой планеты?..

ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ; СКАЗКА О ТРОЙКЕ: Фантаст. повести / Сост. А.Измайлов; Послесл. А.Кузнецова, О.Хрусталевой; Рис. Е.Мигунова. — М.: Изд-во "Книжный сад": СПб.: "ИНТЕРОКО", 1993. — 446 с.: ил. — (Серия St. Petersburg).
"Понедельник начинается в субботу"
"Кот с досадой выплюнул цветок и, весь сморщившись, потер лоб.
— Отчаянное положение, — проговорил он. — Ведь кое-что помню! "Ха-ха-ха! Будет чем полакомиться: конь — на обед, молодец — на ужин..." Откуда бы это? А Иван, сами понимаете — дурак, отвечает: "Эх ты, поганое чудище, не уловивши бела лебедя, да кушаешь!" Потом, естественно — каленая стрела, все три головы долой, Иван вынимает три сердца и привозит, кретин, домой матери... Каков подарочек! — Кот сардонически засмеялся, потом вздохнул. — Есть еще такая болезнь — склероз, — сообщил он".
В славном Китежграде много всяких диковин! Ну, например, там находится единственный в своем роде Научно-Исследовательский Институт Чародейства и Волшебства (НИИЧАВО), все сотрудники которого — настоящие маги и волшебники. А еще там есть Изнакурнож, то есть изба на куриных ногах, и хозяйка ее — мрачная старуха по имени Наина Киевна Горыныч, у которой живет кот ученый — да-да, тот самый! — да вот незадача: совсем его, бедного, склероз замучил! Впрочем, разве ж все песни и сказки упомнишь?..

"Сказка о Тройке"
В продолжении "Понедельника..." стало гораздо меньше бесшабашной веселости. Повесть "Сказка о Тройке" — резкая, беспощадная сатира.

ПЯТЬ ЛОЖЕК ЭЛИКСИРА: Избр. сценарии. — М.: Наука, 1990. — 255 с.
Содерж.: Дело об убийстве (Отель "У погибшего альпиниста"); Сталкер (Пикник на обочине); День затмения; Пять ложек Эликсира; Туча.
Когда Стругацкие пытались переделать свои повести в киносценарии, зачастую на свет появлялись новые, абсолютно оригинальные произведения: в некоторых из них с большим трудом можно угадать первоисточник.

"Пять ложек Эликсира"
"В Крапивкином Яре за шестью каменными столбами под белой звездой укрыта пещера, и в той пещере Эликсира Источник, точащий капли бессмертия в каменный стакан... Лишь пять ложек Эликсира набирается за три года, и пятерых они делают бессмертными..."

СТАЖЕРЫ: Фантаст. повести / Предисл. Д.Биленкина; Рис. М.Лисогорского. — Переизд. — М.: Дет.лит., 1991. — 543 с.: ил. — (Б-ка приключений и науч. фантастики).
Содерж.: Путь на Амальтею; Стажеры; Малыш; Парень из преисподней.
"Путь на Амальтею" и "Стажеры"
Если вы уже прочли "Страну багровых туч" и жаждете продолжения, то не обойдите вниманием и эти две повести, в которых участвуют те же герои и появляются новые. Место действия — Солнечная система.

"Парень из преисподней"
Гаг — обыкновенный подросток с планеты Гиганда, на которой идет бесконечная и бессмысленная война. По воле случая он оказывается на Земле, где давным-давно все позабыли о войнах и взаимной ненависти...

ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ; УЛИТКА НА СКЛОНЕ: Роман и повесть. — М.: ДЭМ, 1990. — 351 с.
"Улитка на склоне"
Причудливая, странная, почти сюрреалистическая повесть, вызывающая ассоциации с Кафкой, — возможно, лучшее произведение братьев Стругацких.

ХРОМАЯ СУДЬБА; ХИЩНЫЕ ВЕЩИ ВЕКА: Фантаст. повести / Послесл. О.Шестопалова. — М.: Книга, 1990. — 384 с.
"Хромая судьба"
Феликс Александрович Сорокин — писатель, автор официозных сочинений на "военно-патриотическую тему". Но есть у него заветная Синяя Папка, в которой хранится неопубликованное, но, вероятно, самое главное его произведение.
"Что ж, может быть, я никогда не закончу эту мою вещь, но я буду над нею думать, пока не впаду в маразм, а возможно, и после этого.
Клянешься ли ты и далее думать и придумывать про свой город до тех пор, пока не впадешь в полный маразм, а может быть, и далее?
А куда мне деваться? Конечно, клянусь, сказал я и раскрыл рукопись".

"Хищные вещи века"
Что же это за Страна Дураков, куда попадает главный герой повести — Иван Жилин? "Загнивающий капиталистический Запад"? Присмотритесь-ка повнимательнее...

ШЕСТЬ СПИЧЕК: Науч.-фантаст. рассказы / Рис. Б.Алимова. — М.: Детгиз, 1960. — 207 с.: ил.
Содерж.: Извне: Повесть в трех рассказах; Рассказы.
"Извне"
"Он неподвижно стоял перед входом в палатку, матово-черный, ростом с большую собаку, похожий на громадного паука. У него было круглое, плоское, как часы "молния", тело и суставчатые ноги". Так выглядят странные, бестолковые "Пришельцы", взявшие на свой корабль в качестве образца земной фауны главного героя этой повести.

* * *

С.ВИТИЦКИЙ. ПОИСК ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ, ИЛИ ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ ТЕОРЕМА ЭТИКИ: Роман. — М.: Текст, 1995. — 334 с.
"Поиск предназначения..." — роман, который Борис Натанович писал уже в одиночку. Когда-то братья Стругацкие договорились между собой, что не будет отдельно "писателя Аркадия Стругацкого" и "писателя Бориса Стругацкого", поэтому все свои сольные художественные произведения публиковали под псевдонимами. Не стала исключением и эта сложная, страшная и противоречивая книга.

С.ЯРОСЛАВЦЕВ. ДЬЯВОЛ СРЕДИ ЛЮДЕЙ: Повести / Предисл. Б.Стругацкого. — М.: Текст, 1995. — 333 с.
С.Ярославцев — псевдоним Аркадия Натановича Стругацкого.
В этом сборнике объединены совершенно разные произведения: "забойная" космическая сказка с погонями, перестрелками и инопланетными монстрами "Экспедиция в преисподнюю", в которой легко различить пародийные интонации, повесть "Дьявол среди людей" — поражающая своим реализмом и достоверностью история о человеке, способном усилием воли убивать людей, желающих ему зла, и новелла "Подробности жизни Никиты Воронцова", главный герой которой оказался в этакой "петле времени" — каждый раз в момент смерти его сознание возвращается в те времена, когда он был еще совсем мальчишкой.

 

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.Н.СТРУГАЦКОГО И Б.Н.СТРУГАЦКОГО

Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Куда ж нам плыть?: Сб. публицистики / Сост. В.Казаков. — Волгоград, 1991. — 127 с.
Стругацкий Б. "Главное — преодолеть высокомерие западного издателя": [Интервью] // Интеркомъ. 1992. № 1. С. 57-66.
Стругацкий Б., Измайлов А. "Комментариев не имею!": [Интервью] // Двести. 1995. № Е. С. 34-43.
Стругацкий Б., Шидловская С. Без напарника: [Интервью] // Фантакрим MEGA. 1993. № 1. С. 2-4.
Андреев Ю. Чтобы не наступил конец света! // Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Повести. — Л.: Лениздат, 1988. С. 481-495. Арбитман Р. До и после "Сказки..." (братья Стругацкие) // Арбитман Р. Живем только дважды: Заметки о фантастике. — Волгоград, 1991. С. 13-38.
Гаков Вл., Ревич В. СТРУГАЦКИЙ Аркадий Натанович (1925-1991) и СТРУГАЦКИЙ Борис Натанович (р. 1933) // Энциклопедия фантастики. — Минск: ИКО "Галаксиас", 1995. С. 537-543.
Зеркалов А. Игра по собственным правилам // Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Собрание сочинений: В 10 т. — М.: Текст, 1991-1993. Т. 1. С. 5-18.
Зеркалов А. Новое платье идеологии // Завтра: Фантаст. альманах: Вып. первый. — М.: Текст, 1991. С. 164-169.
Измерение Ф. 1990. № 3.
(Этот номер журнала "Измерение Ф", подготовленный к 65-летию со дня рождения А.Н.Стругацкого, целиком посвящен творчеству братьев Стругацких и включает в себя статьи Р.Арбитмана, Кира Булычева, В.Казакова, А.Мирера и других, интервью, фотографии, повесть "Беспокойство" — первоначальный вариант "Улитки на склоне", а также множество биобиблиографических материалов).
Краткая шуточная энциклопедия жизни и творчества Аркадия Натановича Стругацкого в историях, диалогах, анекдотах и документах // Фантакрим MEGA. 1993. № 1. С. 12-16.
Кузнецов А., Хрусталева О. Сказка о Двойке // Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Понедельник начинается в субботу; Сказка о Тройке. — М.: Изд-во "Книжный сад": СПб.: "ИНТЕРОКО", 1993. С. 429-443.
Памяти Аркадия Натановича Стругацкого // Интеркомъ. 1992. № 1. С. 3-12.
Переслегин С. Скованные одной цепью // Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя. — М.: Прометей, 1989. С. 199-211.
Ревич В. "Фантастика — это не жанр, это способ думать" // Ревич В. Перекресток утопий: Судьбы фантастики на фоне судеб страны. — М.: Ин-т востоковедения РАН, 1998. С. 244-286.
Рублев К. Блеск голубоватого пенсне, или Как писали критики о фантастике Стругацких // Двести. 1995. № Е. С. 6-31.
Сербиненко В. Три века в мире утопии: Читая братьев Стругацких // Новый мир. 1989. № 5. С.242-255.
Шестопалов О. Тридцать лет спустя // Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Хромая судьба; Хищные вещи века. — М.: Книга, 1990. С. 371-383.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.Н.СТРУГАЦКОГО И Б.Н.СТРУГАЦКОГО

 - ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Гадкие лебеди. Сцен. В.Рыбакова, К.Лопушанского. Реж. К.Лопушанский. Комп. А.Сигле. Россия, 2006. В ролях: Гр.Гладий, Л.Мозговой, А.Кортнев, Р.Саркисян, Л.Пицхелаури и др.

Дни затмения. В 2 сер. По мотивам повести «За миллиард лет до конца света». Сцен. Ю.Арабова, при участии бр.Стругацких, П.Кадочникова. Реж. А.Сокуров. Комп. Ю.Ханин. СССР, 1988. В ролях: А.Ананишнов, Э.Умаров, И.Соколова, В.Заманский и др.

Искушение Б. По киноповести «Пять ложек Эликсира». Сцен. А. Стругацкого, Б.Стругацкого. Реж. А.Сиренко. Комп. Э.Денисов. СССР, 1990. В главных ролях: Л.Ульфсак, О.Борисов, В.Зельдин, Н.Гундарева, С.Садальский и др.

Обитаемый остров. В 2 ч. Сцен. Э.Володарского, М.Дяченко, С.Дяченко. Реж. Ф.Бондарчук. Комп. Ю.Потеенко. Россия, 2008-2009. В ролях: В.Степанов, Ю.Снигирь, П.Фёдоров, А.Серебряков, С.Гармаш, Ф.Бондарчук, М.Суханов и др.

Отель «У погибшего альпиниста». Сцен. А.Стругацкого, Б. Стругацкого. Реж. Г.Кроманов. Комп. С.Грюнберг. СССР, 1979. В ролях: У.Пуцитис, Ю.Ярвет, К.Себрис, И.Кряузайте, Н.Ожелите, Л. Петерсон и др.

Перед концом света. По мотивам повести «За миллиард лет до конца света». Сцен. П.Марулиса. Реж. П.Марулис. Комп. К.Зевгаделис. Греция, 1996. В ролях: А.Лебессопулос, Х.Калаврузос и др.

Сталкер. В 2 сер. По мотивам повести «Пикник на обочине». Сцен. А.Стругацкого, Б.Стругацкого. Реж. А.Тарковский. Опер. А.Княжинский. Комп. Э.Артемьев. СССР, 1979. В гл. ролях: А.Кайдановский, Н.Гринько, А.Солоницын, А.Фрейндлих.

Трудно быть богом. В 2 сер. Сцен. Ж.-К.Карьера, Д.Орлова, П.Фляйшмана. Реж. П.Фляйшман. Опер. П.Лебешев. Комп. Ю.Фриц. ФРГ-Франция-СССР-Швейцария, 1990. В ролях: Э.Зентара, А.Филиппенко, А.Готье, К.Кауфман, А.Болтнев, В.Херцог, М.Глузский, Р.Адомайтис и др.

Чародеи. Музыкальный телефильм. В 2 сер. По мотивам повести «Понедельник начинается в субботу». Сцен. А.Стругацкого, Б.Стругацкого. Реж. К.Бромберг. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1982. В ролях: А.Абдулов, А.Яковлева, В.Гафт, Е.Васильева, В.Золотухин, С.Фарада, Э.Виторган, М.Светин и др.

Алексей Копейкин