Сотник Юрий Вячеславович
11.06.1914, Владикавказ — 03.12.1997, Москва
русский писатель
Однажды Юра Сотник, ученик четвёртого класса, сочинил рассказ о котёнке, который жил в их коммунальной квартире. Рассказ занял первое место на школьном конкурсе и был даже прочитан с эстрады. Узнав о таком сногсшибательном успехе, юный автор спросил у мамы:
— А можно жить так, чтобы нигде не работать, а только писать рассказы?
Мама объяснила, что такое писатель, и эта специальность, как вспоминал впоследствии Сотник, ему очень понравилась. «Дело в том, что рассказик дался мне без малейшего труда, а бить баклуши я очень любил, поэтому быстро смекнул, что профессия писателя как раз по мне».
Литературу в школе, где учился Юра, преподавал замечательный педагог Иван Иванович Зеленцов. Вместо того чтобы «вскрывать классовую сущность литературных героев», как настоятельно требовали время и школьная программа, он рассказывал детям о психологии человека, о деталях, с помощью которых можно создать характер или оживить целую картину.Вооружённый такими знаниями, Юра после окончания школы приступил к «литературной деятельности». Дело в том, что у него, «сына кустаря-одиночки» (мама зарабатывала на жизнь шитьём), не принимали документы в техникум. Молодой человек воспринял отказ как перст судьбы и прочно засел за письменный стол. Не особенно напрягаясь, Юра сочинил свой первый рассказ «Васька-клоп», где «в лучших традициях эпохи» были и злодей поп, и мерзавец кулак, и героический колхозный активист. К немалому удивлению самого автора, «шедевр» мгновенно опубликовали в газете «Безбожник».
С тех пор Юра «стал печь рассказы как блины», не останавливаясь и не задумываясь, по одной-единственной схеме. Подающий надежды автор решил, что особенно сильно действует на читателя гибель героя. Поэтому и поставил себе задачу — к концу рассказа обязательно кого-нибудь отравить или заставить повеситься. Однако столь оригинальная находка не была по достоинству оценена издателями, и «удача с «Васькой-клопом» больше не повторялась».Тогда, чтобы заработать, Юрий Сотник стал писать маленькие очерки для детских газет и журналов. А потом вдруг решил «накапливать биографию». Будучи уже взрослым (не двенадцать, а девятнадцать лет всё-таки) проехал под вагоном от Москвы до Ленинграда. Затем отправился на Кольский полуостров, где с бригадой молодых актёров кочевал от становища к становищу. А через год, начитавшись Джека Лондона, решил сделаться старателем на приисках восточной Сибири. «Вернулся из «белого безмолвия» с цингой, с обмороженной физиономией», сотрясением мозга и вшами.
После Сибири нашёл работу в фотолаборатории, потом стал секретарём многотиражной газеты. Однако рассказы писал по-прежнему быстро и на не связанные с пережитым сюжеты.
Как признавался сам Юрий Сотник, переворот произошёл буквально за вечер. Однажды один из друзей семьи прочитал вслух пьесу Бабеля «Закат». И молодой человек «уразумел, наконец, что такое характер, что такое атмосфера действия, что такое ритм и какое значение для всего этого имеет настоящий диалог».А ещё Юрий Сотник понял, что много лет лишь играл в писателя, и теперь надо приниматься за дело.
Свой следующий рассказ юный автор сочинял уже вдумчиво и очень-очень медленно. Правда, расстаться с любезной сердцу концовкой так и не смог, не отказал себе в удовольствии включить в повествование «трагический мотив в лице умирающей от туберкулёза девушки»! И хотя получившийся рассказ сильно напоминал творения Джека Лондона, его напечатали в альманахе «Звено».
А однажды кто-то посоветовал Юрию написать о том, как он в детстве мечтал построить подводную лодку. Сотник вспомнил, что имел по физике твёрдый «неуд», и в красках представил себе, чем могла закончиться эта история.
Так появился на свет «“Архимед” Вовки Грушина» и вместе с ним — известный писатель Сотник. Потому что Юрий Вячеславович вдруг понял, что сочинять смешные рассказы гораздо интереснее, чем вымучивать из себя смерть очередного героя.
«“Архимед” Вовки Грушина» был опубликован в 1939 году в журнале «Пионер». А через восемь лет у писателя вышла первая книга. Называлась она так же, как один из её рассказов, — «“Архимед” Вовки Грушина». Её героями были те самые мальчишки и девчонки, которым во все времена не сидится на месте и хочется настоящих открытий, путешествий и приключений.Теперь Юрий Сотник писал очень медленно, помногу раз переделывая свои сочинения. Зато герои у него получались совсем живые, будто не из книжки вовсе, а из соседнего двора или подъезда. Недаром читатели просили Сотника дать домашний адрес Вовки Грушина, Машки Самбо и Занозы. И, между прочим, были не так уж неправы. Потому что Юрий Сотник наделял своих героев манерами и чёрточками характера тех мальчишек и девчонок, с которыми дружил. Вот как обо всём этом рассказывал сам писатель:
«Скажем, недавно я познакомился с мальчиком, который не переставая говорил о ракетах, при этом солидно покашливал и крутил от волнения пуговицу на своей курточке. Или видел девочку, которая через каждые пять минут причёсывала свою чёлку и смотрелась в зеркальце. Я всё это запомнил.
А потом я начинаю писать книжку о фантастических приключениях мальчика и девочки. И, чтобы хорошо представить этих ребят, я пишу, как мальчик крутит пуговицу, а девочка постоянно смотрится в зеркальце. И они оживают, становятся похожими на ваших сверстников…»
Думал ли тогда писатель Юрий Сотник, что его герои будут так же похожи на мальчишек и девчонок других поколений?

Надежда Воронова
ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ю.В.СОТНИКА
«АРХИМЕД» ВОВКИ ГРУШИНА: [Рассказы] / Худож. А.Шахгелдян. — М.: Бамбук, 1999. — 134 с.: ил. — (Б-ка школьника).
«Невиданная птица», «“Феодал” Димка», «“Архимед” Вовки Грушина», «Белая крыса», «“Человек без нервов”»… Эти знаменитые рассказы Юрия Сотника хорошо знакомы вашим родителям. И, между прочим, они их до сих пор помнят и любят.
ВОВКА ГРУШИН И ДРУГИЕ: Избранное. — М.: Дет. лит, 1984. — 319 с.: ил.
Содерж.: Рассказы; Машка Самбо и Заноза: Повесть.
«Машка Самбо и Заноза»
«У каждого мальчишки бывает в жизни период, когда он мечтает сделаться сыщиком, следователем, контрразведчиком… У Пети это увлечение оказалось особенно стойким». Он всерьёз подумывал стать «восходящим светилом на поприще криминалистики». И вот однажды…
КАК Я БЫЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ: Рассказы; МАШКА САМБО И ЗАНОЗА: Повесть / Худож. Е.Медведев — М.: ОНИКС, 2000. — 319 с.: ил. — (Золотая б-ка).
Все собранные здесь рассказы хорошо известны по другим изданиям.
НА ШКОЛЬНОМ ДВОРЕ: Повести / Рис. Г.Валька. — М.: Дет. лит., 1986. — 288 с.: ил. — (Библ. сер.).
Содерж.: На школьном дворе; Приключение не удалось.
«На школьном дворе»
Что будет, если директор школы вдруг возьмет и женится? Ничего хорошего, решили Демьян с Альбиной и начали разрабатывать план «военных» действий…
«Приключение не удалось»
«Тем, кто презирает спокойную жизнь, кто стремится к трудностям и опасностям, девать свою кипучую энергию некуда. И я понял тогда, что мне больше ничего не остаётся делать, как покинуть родную школу и бежать на далёкий Север, где есть ещё белые пятна, которые можно исследовать, и есть опасности и трудности в борьбе с суровой природой».
Так объяснил свой побег из дома шестиклассник Фёдор Капустин.
ПОВЕСТИ / Послесл. С.Сивоконя; Рис. Е.Медведева. — М.: Дет. лит., 1981. — 352 с.: ил.
ЭЛИКСИР КУПРУМА ЭСА: Избранное / Рис. Е.Медведева и А.Солдатова. — М.: Дет. лит., 1985. — 383 с.: ил.
ЯСНОВИЯЩАЯ, ИЛИ ЭТА УЖАСНАЯ «УЛИЦА»: Повесть. — М.: Сов. Россия, 1990. — 240 с.: ил.
Девчонка со странным именем Матильда умеет виртуозно, вдохновенно врать.
Зачем? Просто так само получается. Может, это болезнь какая?..

Надежда Воронова
ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Ю.В.СОТНИКА
Сотник Ю. Это было ещё в 30-х // Детская литература. — 1988. — № 12. — С. 53-55.
Сотник Ю. Ищу своих героев: [Беседу с писателем записал С.Козырев] // Пионер. — 1982. — № 3. — С. 50.
Гиленко В. О весёлом, серьёзном писателе Юрии Сотнике и его героях // Сотник Ю. Вовка Грушин и другие. — М.: Дет. лит., 1974. — С. 3-12.
Москвина М. Невиданная птица: Вспоминая Ю.Сотника // Детская литература. — 1988. — № 5-6. — С. 68-70.
Разумневич В. Смех исцеляющий // Разумневич В. С книгой по жизни. — М.: Просвещение, 1986. — С. 17-20.
Сарнов Б. О рассказах Юрия Сотника // Сотник Ю. Невиданная птица. — М.: Дет. лит., 1964. — С. 483-494.
Н.В., А.К.
ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ю.В.СОТНИКА
Два дня чудес. Эксцентрическая комедия по пьесе «Просто ужас». Сцен. А.Прядкина, А.Хмелика. Реж. Л.Мирский. Комп. Б.Троцюк. СССР, 1970. В ролях: Л.Куравлёв, Боря Майхровский, М.Козаков, О.Аросева, Э.Гарин и др.
Предположим — ты капитан. Комедия по мотивам рассказов Ю.Сотника. Реж. А.Сурикова. СССР, 1976. В ролях: О.Ткачук, Г.Юрчук, С.Ткачук, В.Егоров и др.
Чудеса среди бела дня. Сцен. Ю.Сотника. Реж. М.Каменецкий. Комп. И.Космачёв. СССР, 1978. Роли озвучивали: М.Виноградова, А.Папанов, З.Нарышкина, Б.Владимиров и др.
Н.В., А.К.