наверх
Сотник Юрий Вячеславович
16 июля 2004

11.06.1914, Владикавказ — 03.12.1997, Москва
русский писатель

Юрий Сотник. ФотографияОднажды Юра Сотник, ученик четвёртого класса, сочинил рассказ о котёнке, который жил в их коммунальной квартире. Рассказ занял первое место на школьном конкурсе и был даже прочитан с эстрады. Узнав о таком сногсшибательном успехе, юный автор спросил у мамы:
— А можно жить так, чтобы нигде не работать, а только писать рассказы?
Мама объяснила, что такое писатель, и эта специальность, как вспоминал впоследствии Сотник, ему очень понравилась. «Дело в том, что рассказик дался мне без малейшего труда, а бить баклуши я очень любил, поэтому быстро смекнул, что профессия писателя как раз по мне».
Литературу в школе, где учился Юра, преподавал замечательный педагог Иван Иванович Зеленцов. Вместо того чтобы «вскрывать классовую сущность литературных героев», как настоятельно требовали время и школьная программа, он рассказывал детям о психологии человека, о деталях, с помощью которых можно создать характер или оживить целую картину.
Рис. Г.Валька к рассказу Ю.Сотника «Гадюка»Вооружённый такими знаниями, Юра после окончания школы приступил к «литературной деятельности». Дело в том, что у него, «сына кустаря-одиночки» (мама зарабатывала на жизнь шитьём), не принимали документы в техникум. Молодой человек воспринял отказ как перст судьбы и прочно засел за письменный стол. Не особенно напрягаясь, Юра сочинил свой первый рассказ «Васька-клоп», где «в лучших традициях эпохи» были и злодей поп, и мерзавец кулак, и героический колхозный активист. К немалому удивлению самого автора, «шедевр» мгновенно опубликовали в газете «Безбожник».
С тех пор Юра «стал печь рассказы как блины», не останавливаясь и не задумываясь, по одной-единственной схеме. Подающий надежды автор решил, что особенно сильно действует на читателя гибель героя. Поэтому и поставил себе задачу — к концу рассказа обязательно кого-нибудь отравить или заставить повеситься. Однако столь оригинальная находка не была по достоинству оценена издателями, и «удача с «Васькой-клопом» больше не повторялась».
Рис. Г.Валька к повести Ю.Сотника «На школьном дворе»Тогда, чтобы заработать, Юрий Сотник стал писать маленькие очерки для детских газет и журналов. А потом вдруг решил «накапливать биографию». Будучи уже взрослым (не двенадцать, а девятнадцать лет всё-таки) проехал под вагоном от Москвы до Ленинграда. Затем отправился на Кольский полуостров, где с бригадой молодых актёров кочевал от становища к становищу. А через год, начитавшись Джека Лондона, решил сделаться старателем на приисках восточной Сибири. «Вернулся из «белого безмолвия» с цингой, с обмороженной физиономией», сотрясением мозга и вшами.
После Сибири нашёл работу в фотолаборатории, потом стал секретарём многотиражной газеты. Однако рассказы писал по-прежнему быстро и на не связанные с пережитым сюжеты.
Как признавался сам Юрий Сотник, переворот произошёл буквально за вечер. Однажды один из друзей семьи прочитал вслух пьесу Бабеля «Закат». И молодой человек «уразумел, наконец, что такое характер, что такое атмосфера действия, что такое ритм и какое значение для всего этого имеет настоящий диалог».
Рис. Г.Валька к повести Ю.Сотника «На школьном дворе»А ещё Юрий Сотник понял, что много лет лишь играл в писателя, и теперь надо приниматься за дело.
Свой следующий рассказ юный автор сочинял уже вдумчиво и очень-очень медленно. Правда, расстаться с любезной сердцу концовкой так и не смог, не отказал себе в удовольствии включить в повествование «трагический мотив в лице умирающей от туберкулёза девушки»! И хотя получившийся рассказ сильно напоминал творения Джека Лондона, его напечатали в альманахе «Звено».
А однажды кто-то посоветовал Юрию написать о том, как он в детстве мечтал построить подводную лодку. Сотник вспомнил, что имел по физике твёрдый «неуд», и в красках представил себе, чем могла закончиться эта история.
Так появился на свет «“Архимед” Вовки Грушина» и вместе с ним — известный писатель Сотник. Потому что Юрий Вячеславович вдруг понял, что сочинять смешные рассказы гораздо интереснее, чем вымучивать из себя смерть очередного героя.
«“Архимед” Вовки Грушина» был опубликован в 1939 году в журнале «Пионер». А через восемь лет у писателя вышла первая книга. Называлась она так же, как один из её рассказов, — «“Архимед” Вовки Грушина». Её героями были те самые мальчишки и девчонки, которым во все времена не сидится на месте и хочется настоящих открытий, путешествий и приключений.
Рис. Г.Валька к повести Ю.Сотника «На школьном дворе»Теперь Юрий Сотник писал очень медленно, помногу раз переделывая свои сочинения. Зато герои у него получались совсем живые, будто не из книжки вовсе, а из соседнего двора или подъезда. Недаром читатели просили Сотника дать домашний адрес Вовки Грушина, Машки Самбо и Занозы. И, между прочим, были не так уж неправы. Потому что Юрий Сотник наделял своих героев манерами и чёрточками характера тех мальчишек и девчонок, с которыми дружил. Вот как обо всём этом рассказывал сам писатель:
«Скажем, недавно я познакомился с мальчиком, который не переставая говорил о ракетах, при этом солидно покашливал и крутил от волнения пуговицу на своей курточке. Или видел девочку, которая через каждые пять минут причёсывала свою чёлку и смотрелась в зеркальце. Я всё это запомнил.
А потом я начинаю писать книжку о фантастических приключениях мальчика и девочки. И, чтобы хорошо представить этих ребят, я пишу, как мальчик крутит пуговицу, а девочка постоянно смотрится в зеркальце. И они оживают, становятся похожими на ваших сверстников…»
Думал ли тогда писатель Юрий Сотник, что его герои будут так же похожи на мальчишек и девчонок других поколений?

Рис. Г.Валька к пьесе Ю.Сотника «Один страшный день»

Надежда Воронова

 

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ю.В.СОТНИКА

«АРХИМЕД» ВОВКИ ГРУШИНА: [Рассказы] / Худож. А.Шахгелдян. — М.: Бамбук, 1999. — 134 с.: ил. — (Б-ка школьника).

Рис. И.Семёнова к рассказу Ю.Сотника «“Человек без нервов”»«Невиданная птица», «“Феодал” Димка», «“Архимед” Вовки Грушина», «Белая крыса», «“Человек без нервов”»… Эти знаменитые рассказы Юрия Сотника хорошо знакомы вашим родителям. И, между прочим, они их до сих пор помнят и любят.

ВОВКА ГРУШИН И ДРУГИЕ: Избранное. — М.: Дет. лит, 1984. — 319 с.: ил.
Содерж.: Рассказы; Машка Самбо и Заноза: Повесть.

«Машка Самбо и Заноза»
«У каждого мальчишки бывает в жизни период, когда он мечтает сделаться сыщиком, следователем, контрразведчиком… У Пети это увлечение оказалось особенно стойким». Он всерьёз подумывал стать «восходящим светилом на поприще криминалистики». И вот однажды…

КАК Я БЫЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ: Рассказы; МАШКА САМБО И ЗАНОЗА: Повесть / Худож. Е.Медведев — М.: ОНИКС, 2000. — 319 с.: ил. — (Золотая б-ка).

Все собранные здесь рассказы хорошо известны по другим изданиям.

Рис. И.Семёнова к рассказу Ю.Сотника «Песок»НА ШКОЛЬНОМ ДВОРЕ: Повести / Рис. Г.Валька. — М.: Дет. лит., 1986. — 288 с.: ил. — (Библ. сер.).
Содерж.: На школьном дворе; Приключение не удалось.

«На школьном дворе»
Что будет, если директор школы вдруг возьмет и женится? Ничего хорошего, решили Демьян с Альбиной и начали разрабатывать план «военных» действий…

«Приключение не удалось»
«Тем, кто презирает спокойную жизнь, кто стремится к трудностям и опасностям, девать свою кипучую энергию некуда. И я понял тогда, что мне больше ничего не остаётся делать, как покинуть родную школу и бежать на далёкий Север, где есть ещё белые пятна, которые можно исследовать, и есть опасности и трудности в борьбе с суровой природой».
Так объяснил свой побег из дома шестиклассник Фёдор Капустин.

ПОВЕСТИ / Послесл. С.Сивоконя; Рис. Е.Медведева. — М.: Дет. лит., 1981. — 352 с.: ил.

ЭЛИКСИР КУПРУМА ЭСА: Избранное / Рис. Е.Медведева и А.Солдатова. — М.: Дет. лит., 1985. — 383 с.: ил.

ЯСНОВИЯЩАЯ, ИЛИ ЭТА УЖАСНАЯ «УЛИЦА»: Повесть. — М.: Сов. Россия, 1990. — 240 с.: ил.

Девчонка со странным именем Матильда умеет виртуозно, вдохновенно врать.
Зачем? Просто так само получается. Может, это болезнь какая?..

Рис. И.Семёнова к рассказу Ю.Сотника «“Архимед” Вовки Грушина»

 

Надежда Воронова

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Ю.В.СОТНИКА

 

Сотник Ю. Это было ещё в 30-х // Детская литература. — 1988. — № 12. — С. 53-55.
Сотник Ю. Ищу своих героев: [Беседу с писателем записал С.Козырев] // Пионер. — 1982. — № 3. — С. 50.

Рис. Е.Медведева к рассказу Ю.Сотника «Дрессировщики»Гиленко В. О весёлом, серьёзном писателе Юрии Сотнике и его героях // Сотник Ю. Вовка Грушин и другие. — М.: Дет. лит., 1974. — С. 3-12.
Москвина М. Невиданная птица: Вспоминая Ю.Сотника // Детская литература. — 1988. — № 5-6. — С. 68-70.
Разумневич В. Смех исцеляющий // Разумневич В. С книгой по жизни. — М.: Просвещение, 1986. — С. 17-20.
Сарнов Б. О рассказах Юрия Сотника // Сотник Ю. Невиданная птица. — М.: Дет. лит., 1964. — С. 483-494.

Н.В., А.К.

 

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ю.В.СОТНИКА

 

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Два дня чудес. Эксцентрическая комедия по пьесе «Просто ужас». Сцен. А.Прядкина, А.Хмелика. Реж. Л.Мирский. Комп. Б.Троцюк. СССР, 1970. В ролях: Л.Куравлёв, Боря Майхровский, М.Козаков, О.Аросева, Э.Гарин и др.
Предположим — ты капитан. Комедия по мотивам рассказов Ю.Сотника. Реж. А.Сурикова. СССР, 1976. В ролях: О.Ткачук, Г.Юрчук, С.Ткачук, В.Егоров и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ -

Чудеса среди бела дня. Сцен. Ю.Сотника. Реж. М.Каменецкий. Комп. И.Космачёв. СССР, 1978. Роли озвучивали: М.Виноградова, А.Папанов, З.Нарышкина, Б.Владимиров и др.

Н.В., А.К.