наверх
Санд Жорж
25 декабря 2012

(наст. имя — Аврора Д ю п е н, по мужу — Д ю д е в а н)
01.07.1804, Париж — 08.06.1876, Ноан, деп. Эндр
французская писательница

Жорж Санд. Портрет ЖюльенаНоворождённую назвали в честь богини утренней зари — прекрасной «розоперстой» Авроры. Впрочем, в роду, к которому она имела честь принадлежать и в котором за несколько столетий причудливо перемешались короли и монахини, знаменитые воины и девочки из театра, все женщины носили имя «Аврора».
Её родная бабушка Мария-Аврора Дюпен де Франкей была шокирована браком своего сына Мориса, полковника наполеоновской армии, с дочерью «простого птицелова» Антуанеттой-Софи-Викторией Делаборд, но внучку свою — маленькую Аврору — полюбила сразу же. И когда пришло время, именно ей завещала всё своё состояние.
Так семнадцатилетняя девушка, вчерашняя воспитанница женского Августинского монастыря, стала полновластной хозяйкой прекрасного поместья и дома в Ноане. Через год Ноан принимал уже супружескую пару — Аврору и Казимира Дюдеван. Но брак оказался недолговечным, почти призрачным. В 1831 году Аврора покинула мужа и свой любимый Ноан для богемного и шумного Парижа, в котором вскоре и состоялся её писательский дебют.
Первый роман — «Роз и Бланш» (1831) — был написан в соавторстве с её тогдашним другом Жюлем Сандо. Под следующим романом — «Индиана» (1832) — стояло уже только её имя, вернее псевдоним — Жорж Санд.
Жорж Санд. Рис. А. де МюссеНе сразу читающая публика узнала, что под этим мужским именем скрывается баронесса Аврора Дюпен-Дюдеван, ставшая первой во Франции женщиной — профессиональным писателем и журналистом. Но всё тайное в конце концов становится явным. Тем более что Жорж Санд заставляла говорить о себе много и пристрастно. Она была свободна и независима. Талантлива и умна. Она носила мужской костюм и курила сигары. О её бурных любовных романах судачили все, кому не лень. Её открытые политические пристрастия раздражали и даже пугали обывателей (во время революции 1848 года Жорж Санд со страхом и ненавистью называли «коммунисткой»).
Но с той же страстью, с которой осуждали эту неординарную женщину, с той же самой страстью читали её романы. А появлялись они на удивление часто. Ведь эта, по определению современников, «романистка любви» писала легко и быстро, работая по 14 часов в день. До старости она продолжала «печь» по два-три романа в год, без особого труда перевоплощаясь то в пылкую Валентину («Валентина», 1832), то в спокойно-рассудительную Эжени («Орас», 1841), то в самоотверженную Консуэло («Консуэло», 1843; «Графиня Рудольштадт», 1844).
Жорж Санд в других любила молодость, а в себе обожала старостьМногочисленные недоброжелатели Жорж Санд не упускали случая упрекнуть её и как писателя. За уход от «правды жизни». За пристрастие к сверхъестественным страстям и сверхглубоким чувствам. За многословие и тяжеловесность. Упрекали не без основания. Она сама признавалась, что так и «не научилась искусству писать коротко». Она никогда не оттачивала слова и фразы. И, уж конечно, она была неисправимой идеалисткой.
И, кто знает, может быть, за это её страстное желание хотя бы в своих книгах улучшить мир, сделать его добрее, справедливее, милосерднее Судьба заплатила Жорж Санд самой чистой и звонкой монетой. Она подарила романистке «могучую, уважаемую, победоносную» старость в её любимом Ноане среди родных, близких и друзей.

Ирина Казюлькина

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ж.САНД

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 15 т. — М.: Худож. лит., 1996.

Это не первое и далеко не последнее собрание сочинений французской писательницы у нас в стране, где она всегда пользовалась неизменным успехом. В пятнадцати томах объединены самые лучшие и самые характерные произведения Жорж Санд, сказавшей однажды о себе и своём творчестве с дивной непосредственностью: «Я наивная гениальная женщина, которая приносит романы, как персиковое дерево приносит розовые цветы…»

ГРЕХ ГОСПОДИНА АНТУАНА: Роман, новеллы, повесть: Пер. с фр. — М.: Моск. рабочий, 1989. — 544 с.

«У меня неприхотливые вкусы, а потому я пишу вещи, простые как день». Насколько соответствуют слова Жорж Санд истине, можно убедиться хотя бы на примере произведений, вошедших в этот сборник.

КОНСУЭЛО: Роман: [В 2 т.] / Пер. с фр. А.Бекетовой. — М.: Амальтея, 1993. — (Семейная б-ка).

ГРАФИНЯ РУДОЛЬШТАДТ: Роман / Пер. с фр. Д.Лившиц; Вступ. ст. М.Трескунова. — М.: Пресса, 1992. — 544 с.: ил.

Рис. Г.Спирина к сказке Ж.Санд «История истинного простофили по имени Грибуль»Что это за книга? Трудно определить одним словом. Конечно, это роман о любви. В той мере, в какой любовь определяет мысли и чувства его героев. Несомненно, это исторический роман, на страницах которого живут и действуют многие реальные люди XVIII века (Фридрих Прусский, Гайдн). Но «Консуэло» — это ещё и роман об искусстве. Недаром прообразом смуглой цыганочки с редким по красоте голосом Жорж Санд избрала великую певицу своего времени Полину Виардо. И, наконец, это просто потрясающий приключенческий роман, где тайны, интриги, загадочные происшествия составляют основу весьма динамичного сюжета.

МАСТЕРА МОЗАИКИ: Повесть / Пер. с фр. А.Худадовой; Рис. Б.Дехтерёва. — М.: Дет. лит., 1961. — 127 с.: ил.

«Венеция предстаёт взору путешественника, как волшебное видение», — писала Жорж Санд, впервые увидев этот город. Волшебная Венеция предстанет и на страницах одной из лучших «венецианских повестей» Санд — «Мастера мозаики». Но не итальянский город XIX века, каким увидела и полюбила его французская романистка, а Венеция далёкого XVI столетия, гордая «царица Адриатики», родина смелых купцов-мореходов и великих художников. Именно их — прославленных мастеров эпохи Возрождения и сделала Жорж Санд героями своей повести, в основу которой положено реальное событие того времени — суд над мастерами мозаики братьями Дзуккато.

МОПРА: Роман, повести, рассказы / Вступ. ст. М.Трескунова. — М.: Правда, 1986. — 573 с.: ил.

В этом романе есть феодальные замки, прекрасные дамы, кровожадные разбойники, словом, всё, чтобы снискать заслуженную славу романа плаща и шпаги.

- Сказки -

Рис. Г.Спирина к сказке Ж.Санд «История истинного простофили по имени Грибуль»ИСТОРИЯ ИСТИННОГО ПРОСТОФИЛИ ПО ИМЕНИ ГРИБУЛЬ / Пересказ с фр. И.Кузнецовой; Рисовал Г.Спирин. — М.: Дет. лит., 1985. — 95 с.: ил.

КОРОЛЕВА КВАКУША: Из «Бабушкиных сказок» / Пер. с фр. А.Толиверовой; Рис. М.Сапожникова. — М., 1995. — (Дет. б-ка «Семьи и школы»).

СОБАКА И СВЯЩЕННЫЙ ЦВЕТОК: Сказки / Пер. с фр. Л.Хавкиной; Сост. и предисл. И.Никифоровой; Ил. Е.Флёровой. — М.: Мол. гвардия, 1991. — 137 с.: ил.

Кто откажется от бабушкиной сказки? Никто. Вот и Аврора с Габриэлой всегда терпеливо ждали того момента, когда их бабушка Аврора (это для всех других она известная писательница Жорж Санд, а для своих маленьких внучек — добрая, милая, старая бабушка), так вот, когда бабушка Аврора наконец-то оставит все свои дела и начнёт рассказывать какую-нибудь историю. Например, о самоотверженном Грибуле, который пожертвовал жизнью ради свободы и счастья своего народа, или о доброй девушке Маргарите и злой колдуньe Квакуше, или о тайнах ветра, цветов и камней… Да всё равно о чём, только бы она рассказывала подольше!..

Ирина Казюлькина

 

 

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Ж.САНД

Жорж Санд // Детская энциклопедия: В 12 т. — М.: Педагогика, 1976. — Т. 11. — С. 352-353.
Жорж Санд // Горбунов А.М. Панорама веков: Попул. библиогр. энциклопедия. — М.: Кн. палата, 1991. — С. 393-398.
Моруа А. Жорж Санд / Пер. с фр. Е.Булгаковой. — М.: Культура и традиции, 1996. — 528 с.: ил. — (Прекрасная дама).
Никифорова И. Забытая сказочница из Ноана // Санд Ж. Собака и Священный цветок. — М.: Мол. гвардия, 1991. — С. 5-8.
Реизов Б. Жорж Санд // Санд Ж. Собр. соч.: В 9 т. — Л.: Худож. лит., 1971. — Т. 1. — С. 5-42.
Сивоконь С. [Жорж Санд] // Санд Ж. Королева Квакуша. — М., 1995. — С. 97.
Трескунов М. Жорж Санд: Крит.-биогр. очерк. — Л.: Худож. лит., 1976. — 246 с.
Трескунов М. Жорж Санд // Санд Ж. Графиня Рудольштадт. — М.: Пресса, 1992. — С. 3-28.
Тургенев И.С. Несколько слов о Жорж Санд // Тургенев И.С. Сочинения: В 12 т. — М.: Наука, 1983. — Т. 11. — С. 187-190.

И.К.

 

 

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ж.САНД

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Прекрасные господа из Буа-Доре. Многосерийный телефильм. Реж. Б.Бордери. Франция, 1974. В ролях: Ж.Маршал, И.Фолье.

История моей жизни. Телефильм по мотивам автобиогр. романа Ж.Санд. Реж. Д.Альбертацци. Италия.

И.К.