наверх
Гюго Виктор Мари
14 апреля 2002

26.02.1802, Безансон — 22.05.1885, Париж
французский писатель

Виктор Гюго. Рис. худож. Л.Фламена. 187226 февраля 1881 года, семьдесят девятый день рождения Виктора Гюго, Париж и вся Франция отметили как национальный праздник. На авеню Эйлау воздвигли триумфальную арку. Сквозь нее, мимо дома Гюго, прошествовало шестьсот тысяч парижан и провинциалов. Великий человек, стоя с внуками у окна, кланялся и благодарил своих почитателей. Через полгода авеню Эйлау переименовали в авеню Виктор-Гюго. На своей собственной улице Гюго прожил еще четыре года. 1 июня 1885 года несметная толпа проводила его гроб от площади Звезды до Пантеона. В почетном карауле у черного катафалка, не украшенного ничем, кроме двух венков из белых роз, стояли двенадцать молодых поэтов. В своем завещании Гюго написал: «Оставляю пятьдесят тысяч франков бедным. Хочу, чтобы меня отвезли на кладбище в катафалке для бедняков. Отказываюсь от погребальной службы любых церквей. Прошу все души помолиться за меня. Верю в Бога. Виктор Гюго».

Он родился в Безансоне, по французскому революционному календарю — 7 вантоза X года Республики. Его родителями были наполеоновский офицер Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго и госпожа Гюго, урожденная Софи Франсуаз Требюше де ла Ренодьер. Вскоре супруги Гюго стали жить врозь.
Виктор Мари с двумя старшими братьями находился то при отце, то при матери, переезжая из одного города в другой, из Франции в Италию и Испанию. С пяти лет Виктор был приписан к отцовскому полку и считал себя солдатом. На самом деле, в таком нежном возрасте ему довелось увидеть явления войны и смерти — на пути в Мадрид, через всю отчаянно сопротивляющуюся наполеоновскому вторжению Испанию.
В отрочестве Виктор Гюго заполнил стихами и переводами латинских поэтов десять тетрадок, которые сжег, в следующей сделал примечание: «Мне пятнадцать лет, написано плохо, я мог бы написать лучше». В то ремя он учился и воспитывался в Париже, в пансионе на улице Св.Маргариты, и мечтал о литературной славе. Одна из его пасторалей, вдохновленных произведениями Шатобриана, называлась «Индианка Канады, подвешивающая к ветвям пальмы колыбель своего ребенка». Впрочем, на конкурсе, объявленном Французской академией, юный Гюго получил почетный диплом за поэму в триста тридцать четыре строки. Тулузская Академия цветочных игр наградила его Золотой лилией за оду «Восстановление статуи Генриха IV».
Братья Гюго попробовали издавать журнал — «Литературный консерватор». За полтора года Виктор под одиннадцатью псевдонимами напечатал в нем 112 статей и 22 стихотворения. Старший из братьев, Абель, издал на свои средства первую книгу Виктора — «Оды и другие стихотворения». Двадцатилетний поэт был убежден, что для поэзии необходимы «ясный ум, чистое сердце, благородная и возвышенная душа».
Ил. из кн. В.Гюго «Стихотворения» (М.: Дет. лит., 1990)В третье десятилетие жизни Гюго стал автором стихотворных сборников «Восточные мотивы» и «Осенние листья», романа «Ган Исландец» (в манере В.Скотта и под влиянием английского готического романа), повести «Последний день приговоренного к смерти», драм «Кромвель» (предисловие к ней считается манифестом романтизма), «Марион Делорм» (запрещенной к постановке цензурой) и «Эрнани» (ее премьера превратилась в битву романтиков с классицистами).
Суть романтизма Гюго объяснил как «странное смятение души, никогда не знающей покоя, то ликующей, то стенающей». В начале 1831 года он завершил роман «Собор Парижской Богоматери». Гюго говорил, что эта книга, прежде всего, «плод воображения, причуды и фантазии», хотя материалы о Париже XV века собирал в течение трех лет. Рукопись романа он сдал издателю в крайний назначенный срок. Гюго уже имел дом и семью и надеялся зарабатывать литературным трудом, самое меньшее, пятнадцать тысяч франков в год. Скоро он начал зарабатывать значительно больше, но каждый вечер неуклонно подсчитывал все расходы, вплоть до сантима.
Между двумя французскими революциями — июльской 1830 года и февральской 1848 года — Гюго написал несколько новых поэтических циклов, драму в стихах «Король забавляется», три драмы в прозе, книгу очерков о Германии («Рейн») и приступил к созданию романа «Нищета», позже переименованного в «Отверженные».
7 января 1841 года Виктор Гюго был избран в Академию «бессмертных», а королевским ордонансом от 13 апреля 1845 года возведен в пэры Франции.
В 1848 году, после февральских событий, это звание оказалось отменено. Гюго стал мэром VIII парижского округа. В Законодательном собрании он выступил с речью против президента республики принца Луи Бонапарта. Когда Луи Бонапарт совершил государственный переворот с целью присвоить императорскую власть, Гюго, под угрозой ареста, с чужим паспортом уехал из Парижа в Брюссель, а затем удалился в многолетнее изгнание.
«Если на свете существуют очаровательные места изгнания, то Джерси надо отнести к их числу... Я поселился здесь в белой хижине на берегу моря. Из своего окна я вижу Францию», — на Джерси, острове Нормандского архипелага, на вилле Марин-Террас, образно именуемой в этом письме хижиной, Гюго прожил три года. Будучи выслан с Джерси вместе с другими французскими эмигрантами, он поселился на соседнем острове Гернси, где на сумму гонорара за поэтический сборник «Созерцания» купил, перестроил и обставил по своему вкусу дом, Отвиль-Хауз.
Гюго придерживался строгого распорядка дня: вставал на заре, обливался ледяной водой, пил черный кофе, при солнечном свете работал над рукописями в стеклянном бельведере, в полдень завтракал, потом гулял по острову, работал до сумерек, обедал с семьей и гостями, в десять вечера неукоснительно ложился спать. Каждый понедельник приглашал на обед сорок детей местных бедняков.
В Отвиль-Хаузе Гюго закончил роман «Отверженные», написал множество стихотворений и поэм для задуманной грандиозной эпопеи «Легенда веков» и два новых романа — «Труженики моря» (о рыбаках Гернси) и «Человек, который смеется» («драма и история одновременно»).
Ил. из кн. В.Гюго «Стихотворения» (М.: Дет. лит., 1990)5 сентября 1870 года, как только во Франции была провозглашена Республика, Гюго выехал в Париж. На Северном вокзале его встретила толпа с пением «Марсельезы» и криками «Да здравствует Франция! Да здравствует Гюго!» Он был избран депутатом Национального собрания и выступал за Республику и Цивилизацию, но против Коммуны и революционного террора.
Свой последний роман — «Девяносто третий год» — он писал по-прежнему в «хрустальной комнате», возвратившись для этого на Гернси, а после издания романа снял в Париже квартиру для себя, снохи и внуков. К этому времени он пережил жену, сыновей и старшую дочь. Его младшая дочь находилась в клинике для душевнобольных. Гюго был очень нежен с внуками — Жоржем и Жанной — и посвятил им сборник стихов «Искусство быть дедом».
По свидетельству близких, лежа на смертном одре, он произнес:
«Идет борьба меж светом дня и мраком ночи», — а перед самым концом: «Я вижу черный свет».

Светлана Малая

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.ГЮГО


Ил. П.Пинкисевича к роману «Отверженные»СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 15 т. — М.: Гослитиздат, 1953-1956.
Кроме широкоизвестных романов, в собрание сочинений вошли восемь драм и публицистические произведения; стихотворениям отведены два с половиной тома.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 6 т. / [Под. ред. Н.Любимова; Ил. П.Пинкисевича]. — М.: Правда, 1988. — (Б-ка «Огонек»). 
Это собрание сочинений составляют романы «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется», «Девяносто третий год» и избранные стихотворения.

ДЕВЯНОСТО ТРЕТИЙ ГОД: Роман / [Пер. с фр. Н.Жарковой; Ил. И.Кускова]. — М.: Правда, 1988. — 396 с.: ил. — (Б-ка зарубеж. классики).
Роман из истории Великой Французской революции, точнее — из истории гражданской войны в Бретани, когда девизом вандейских мятежников было: «Пощады не давать», — а девизом республиканцев: «Не миловать».

ОТВЕРЖЕННЫЕ: [Роман]: В 2 т.: Пер. с фр. / Вступ. ст. Л.Андреева. — М.: Худож. лит., 1988. — (Б-ка классики: Зарубеж. лит.).
Роман в полторы тысячи страниц — история жизни Жана Вальжана, бывшего сначала подрезальщиком деревьев, затем каторжником, мэром города Монрейль-Приморский, снова каторжником и, наконец, великодушным приемным отцом сироты Козетты. Фамилия Вальжан, пишет Гюго, происходит от слов «voila Jean» — «вот Жан». Вот Жан, вот Козетта, вот Мариус, вот Гаврош — вот они все и еще многие люди, драматичные истории которых, переплетаясь, создают широкое и суровое полотно романа. В первом предисловии к нему Гюго объяснял: «Эта книга от начала до конца в целом и в подробностях представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету, от алчности к совестливости, от гниения к жизни, от скотского состояния к чувству долга, от ада к небу, от ничтожества к Богу».

Ил. П.Пинкисевича к роману «Собор Парижской Богоматери»СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ: [Роман] / Пер. с фр. [Н.Коган; Ил. Бриона; Грав. Де Йона, Перришо]. — М.: СП «Лексика», 1992. — 429 с.: ил. — (Книга поколений: Б-ка избр. худож. произведений мировой лит.: В 55 т.).
Трудно вообразить двух человек, менее похожих друг на друга, чем архидьякон Собора Парижской Богоматери Клод Фролло и звонарь того же собора горбун Квазимодо. Первый полюбил в Соборе его скрытый смысл, второй сам толком не понимал, за что, но любил Собор благоговейно. И другое чувство поразило обоих: любовь к цыганской танцовщице Эсмеральде. Но над каждым тяготел рок.

ANAГKH

Это слово, глубоко врезанное в камень и будто бы однажды виденное автором романа на стене в одной из башен собора Нотр-Дам, «породило настоящую книгу».

СТИХОТВОРЕНИЯ: Пер. с фр. / Сост., авт. предисл. и коммент. С.Зенкин. — М.: Дет. лит., 1990. — 223 с.: ил.

...Коварна бездна, тверд утес, волна лукава,
Но ты от бурных вод берешь рожденье, Слава!


В.Гюго. Реки и поэты (пер. Вс.Рождественского)

Русскому читателю Виктор Гюго известен прежде всего как великий романист, французскому читателю — как великий поэт, автор стихотворных циклов «Восточные мотивы», «Осенние листья», «Внутренние голоса», «Созерцания», «Легенда веков», «Грозный год», «Песни улиц и лесов», «Искусство быть дедом». Поэзия Гюго чеканна и возвышенна.

ТРУЖЕНИКИ МОРЯ: Роман / [Пер. с фр. А.Худадовой; Ил. Н.Кривова]. — М.: Правда, 1982. — 464 с.: ил.
Роман «Труженики моря», сначала названный по имени главного героя «Моряк Жильят», Гюго посвятил острову Гернси, его маленькому и гордому приморскому народу: «Море — это великая опасность, великий труд, великая необходимость. Вы отдаете ему все, а от него получаете мучительную тревогу — исчезновение берегов: ведь всякий раз, когда отплываешь, перед тобой встает печальный вопрос: «Увижу ли я вновь тех, кого люблю?»

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СМЕЕТСЯ: Роман / [Пер. с фр. Б.Лившица; Худож. В.Фролов]. — Л.: Лениздат, 1992. — 589 с.: ил.
«Компрачикосы» — почти забытое уже в XVIII веке испанское слово, означающее «скупщики детей». Компрачикосы покупали детей, делали из них уродов и продавали тем, кто нуждался в подобной забаве. Так они поступили и с главным героем этого романа, после чего вся его жизнь обернулась мрачной насмешкой судьбы.

Романы В.Гюго, или главы из его романов, неоднократно издавались в переложениях для детей:

Ил. П.Пинкисевича к роману «Девяносто третий год»Гюго В. Гаврош: [Отрывок из романа «Отверженные»] / [Пер. с фр. и обраб. для детей Н.Касаткиной]; Рис. Д.Дубинского. — [Переизд.] — М.: Дет. лит., 1983. — 46 с.

Гюго В. Девяносто третий год: Роман / [Пер. с фр. М.Шишмаревой]. — [Сокр. изд.]. — СПб.: Лениздат, 1992. — 226 с.: ил.

Гюго В. Козетта: Отрывок из романа «Отверженные» / Пер. с фр. [и обраб. для детей Н.Шер]; Рис. В. и Л.Петровых. — Переизд. — М.: Дет. лит., 1984. — 32 с.: ил. — (Шк. б-ка).

Гюго В. Отверженные / [Сокращение и ред. пер. Э.Выгодской]. — [Л.]: Лениздат, 1949. — 768 с.: ил.

Гюго В. Отверженные: Роман / Пересказ с фр. под ред. А.Виноградова; Худож. Л.Токмаков. — М.: БИМПА, 1995. — 487 с.: ил.

Гюго В. Труженики моря: Роман В.Гюго, приспособленный для детей М.Стебницким. — СПб. — М.: М.О.Вольф, [1872]. — 441 с.

Толстой Л.Н. Епископ Мириель: По В.Гюго: [Пер. отрывка из романа «Отверженные»]. — [М.]: Посредник, [1911]. — 16 с.

Светлана Малая

 

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ В.ГЮГО

 Гюго, Адель. Виктор Гюго и его время, по его запискам, воспоминаниям и рассказам близких свидетелей его жизни. — М.: К.Одарченко и Н.К......ий, 1887. — 638 с. 
(Эта книга написана женой В.Гюго в 1863 г.) 

Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго / Пер. с фр. Н.Немчиновой, М.Трескунова. — М.: Россия: ТПО «Кириллица», 1993. — 526 с. 
Муравьева Н.И. Гюго. — М.: Мол. гвардия, 1961. — 383 с.: ил. — (Жизнь замечат. людей). 
Роллан Р. «Старый Орфей» — Виктор Гюго // Роллан Р. Собр. соч.: В 14 т. — М.: Худож. лит., 1958. — Т.14. С.580-597. 
Сафронова Н.Н. Виктор Гюго: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1989. — 175 с.: ил. — (Биогр. писателя). 
Сержент Ж. Рисунки Виктора Гюго / Сокр. пер. с фр. В.Финикова. — М.: Искусство, 1970. — 71 с.: ил. 
Толмачев М. Свидетель века Виктор Гюго (1802-1885) // Гюго В. Собр. соч.: В 6 т. — М.: Правда, 1988. — Т. 1. — С. 3-52. 

С.М.

 

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.ГЮГО


- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Горбун собора Богоматери. Реж. В.Дитерле. США, 1939. В роли Квазимодо — Ч.Лоутон.

Жизнь Жана Вальжана. Реж. Л.Майлстоун. США, 1952.

Отверженные. Реж. Р.Болеславский. США, 1935. В роли Жана Вальжана — Ч.Лоутон.

Отверженные. Реж. Ж.П.Ле Шануа. Франция-Италия-ГДР, 1958. В роли Жана Вальжана — Жан Габен; в остальных ролях: С.Монфор, Ф.Леду, Бурвиль и др.

Отверженные. Реж. Р.Оссейн. Теле- и киновариант. Франция. 1982. В роли Жана Вальжана — Лино Вентура.

Отверженные. Реж. Б.Огэст. Комп. Б.Поледурис. США, 1998. В ролях: Л.Нисон, Дж.Раш, У.Турман и др.

Рюи Блаз (в отечественном прокате — "Опасное сходство"). Сцен. Ж.Кокто. Франция, 1948. В гл. ролях: Ж.Маре, Д.Дарье.

Собор Парижской Богоматери. Реж. Ж.Деланнуа. Франция. 1956.

Человек, который смеется. Реж. П.Лени. США. 1928. В гл. роли — К.Фейдт.


- ТЕАТРАЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ -


Мария Тюдор. Реж. Ж.Вилар. Народный Национальный театр (TNP). IX Авиньонский фестиваль, 1955. В гл. роли — М.Казарес.

Рюи Блаз. Реж. Ж.Вилар. TNP. Авиньон, 1953/1954. В гл. роли — Ж.Филип.

С.М.