наверх
Берестов Валентин Дмитриевич
28 марта 2003

01.04.1928, г. Мещовск, Калужская обл. — 15.04.1998, Москва

русский поэт, прозаик, переводчик

 

Все исследователи обязательно сообщают, что Валя Берестов научился читать в четыре года. Но почему-то никто не рассказывает, каким необыкновенным способом это произошло. Дело в том, что первым буквам (во всяком случае — двум первым буквам) мальчика научила слепая прабабушка. Она выписывала газету «Известия» и, не имея возможности читать, просила правнука пересказывать словами карикатуры, которые в газете помещались. «На иных карикатурах, какие я ей рассказывал, — вспоминал Валентин Дмитриевич — средь бурного моря высился гордый утёс с четырьмя буквами по крутому обрыву. «Три одинаковых буквы рядом? — спросила прабабушка. — Не иначе СССР!» Это и было первое слово, прочитанное будущим поэтом.
Он родился в маленьком городе Мещовске, а на исходе жизни написал книгу, которая так и называлась — «Детство в маленьком городе». Там есть и замечательный папа — учитель истории, и совсем молодая мама, и бабушка, тайком от всех окрестившая внука, и единственная городская библиотека, где Валя Берестов, научившись читать, хохотал над книжками так громко, что его уводили на крыльцо под навес… Но мемуарный том кончается ранним детством, в нём нет рассказа про войну, которая забросила семью Берестовых в Ташкент и, в конечном счете, указала вдохновенному читателю путь в писатели. Потому что именно в Ташкенте, в эвакуации, жили тогда люди, с которыми мальчик из города Мещовска при других обстоятельствах вряд ли бы познакомился.
В местном Дворце пионеров преподавала английский язык женщина по имени Надежда Яковлевна. Она заметила способного ребёнка, давно писавшего стихи, и отвела его к своей знакомой — Анне Андреевне… Так Валентин Берестов увидел Надежду Мандельштам и Анну Ахматову. А потом он познакомился с Чуковским, и это была уже не просто встреча, это была судьба. Сначала Чуковский буквально спас серьёзно заболевшего подростка, а уже после войны, на долгие годы остался верным старшим другом и коллегой по литературному цеху.
Правда, от писательских дел Валентин Берестов отвлёкся на десять с лишним лет, чтобы закончить истфак МГУ, аспирантуру Института этнографии, поработать на археологических раскопках в Новгороде и Хорезме… Но от судьбы не уйдёшь, и поиски слов для выражения чувств пересилили всё остальное. Берестов даже спросил как-то Чуковского: «…чем же мне заниматься в литературе, на чём одном сосредоточиться?»
«Вы всегда будете переходить от науки к детстихам, от детстихов к лирике, от лирики к художественной прозе, — ответил Корней Иванович. — Такова особенность вашей психики». Многоопытный мастер оказался абсолютно прав, предсказывая начинающему автору такую непростую, зато совсем нескучную творческую судьбу. Однако жизнь оказалась значительно богаче предсказания, ибо к перечисленным жанрам добавились ещё публицистика, переводы, литературоведение, мемуары и даже настоящие, по выражению Новеллы Матвеевой, трубадурские песни, которые Валентин Дмитриевич стал исполнять для широкой публики уже в очень зрелом возрасте.
Такое размашистое разнообразие могло бы показаться удивительным и даже странным, если бы не одна черта, одно-единственное свойство, которое собирает в дружную семью все книги, все строчки, все слова и даже самые маленькие запятые, оставленные на бумаге Валентином Берестовым. Научного названия нет. А «своими словами», по-человечески, волшебное это свойство называется, наверное, так: умная простота. Причём от полноты жизни, от уверенности в том, что эта жизнь, несмотря ни на что, прекрасна, добрый писатель Берестов почти всё время улыбается. И, совершенно не стесняясь, пишет буквально так:

Будь то ветер или град,
Всё равно я очень рад…

Конечно, его изыскания в области пушкиноведения или шекспироведения — серьёзный труд. Однако, выступая по радио, Берестов вдруг берёт и «пересказывает» каждую главу «Евгения Онегина» одним четверостишием собственного сочинения. Например:

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Всего милее для Татьяны
Природа, няня и романы.
Но, как мы видим из письма,
Онегин дорог ей весьма.

Конечно, лирические произведения поэта у одних читателей вызывают светлую грусть, у других — умиление, задумчивость и даже философский настрой, но между плавно текущих ямбов то и дело блеснёт пара строк, после которых всё равно улыбнёшься:

Как быстро юность пролетела!
И дух уже сильнее тела.

Что же говорить о «детстихах», которые предсказывал Чуковский. Разумеется, человек такого настроя, такого склада, как Валентин Берестов, стал одним из самых любимых детских поэтов второй половины минувшего века. Обаяние его весёлых «стишков» было настолько велико, что долгое время Валентин Дмитриевич считался поэтом исключительно для малышей и малюток.

Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?

На самом деле и взрослые и дети начали радоваться с 1957 года, когда на свет появилась тонюсенькая книжечка для дошкольников «Про машину» — первое детское издание Берестова. Потом стали выходить сборники стихов и сказок: «Весёлое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка»… Сказки были и поэтические, и прозаические, иногда написанные вместе с горячо любимой женой — художницей и писательницей Татьяной Александровой. В шестидесятых годах появились исторические повести «Меч в золотых ножнах» и «Два огня» — отголоски научной юности Валентина Дмитриевича. Солидный двухтомник избранных произведений вышел в год смерти писателя, и по мере движения дальнейшей жизни всё больше серьёзных взрослых людей стали говорить о творчестве Валентина Берестова всё больше серьёзных взрослых слов. Они безусловно правы. Только не надо забывать, что именно этот человек очень хорошо знал или хотя бы догадывался, как решить самую важную проблему на свете:

Что делать, чтоб младенец розовый
Не стал дубиной стоеросовой?

Ирина Линкова

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.Д.БЕРЕСТОВА


ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: В 2 т. — М.: Изд-во Сабашниковых: Вагриус, 1998.
В два солидных тома избранных сочинений Валентина Берестова вошли его «детские» и «взрослые» стихи, фантастические произведения, а еще повести, рассказы и очерки по археологии.

ВЕСЕЛОЕ ЛЕТО / Рис. В.Сутеева. — М.: РОСМЭН: Лига, 1996. — 17 с.: ил.
Маленькие стишки для самых маленьких детей.

ЖАВОРОНОК: Стихи и сказки / Рис. Л.Токмакова. — М.: Дет. лит., 1988. — 144 с.: ил.
Художник Лев Токмаков часто иллюстрировал книги Валентина Берестова. И что удивительно, ему удается «сделать» очередную книжку вовсе не похожей на все предыдущие. Не потому ли одни и те же стихи поэта каждый раз звучат чуть по-новому.

БЕРЕСТОВ В. ЗАСТЕНЧИВЫЙ ТРУБАЧ / Ил. Г. и Н.Александровых, И.Билибина. — М.: Вагант, 2001. — 487 с.: ил.
Удивительный сборник. Он составлен с любовью и нежностью близкими поэта уже после его смерти. В него включены воспоминания Валентина Берестова, стихи и переводы разных лет и даже… «настоящие трубадурские песни со своими собственными оригинальными мелодиями» (Новелла Матвеева).

КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ…: Стихи / Рис. О.Горбушина и др. — М.: Самовар, 2002. — 112 с.: ил.

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

На самом деле — как это хорошо!

КАРТИНКИ В ЛУЖАХ: Стихи / Рис. Л.Токмакова. — М.: РОСМЭН, 1996. — 112 с.: ил.
Кто сказал, что по лужам можно только бегать? Ничего подобного. Их можно разглядывать, как самые настоящие картины.

ЛЮБИМЫЕ СТИХИ / Худож. Т.Галанова, Е.Запесочная, Н.Кудрявцева и др. — М.: АСТ-Пресс, 1997. — 287 с.: ил.
Ну, что тут скажешь, любимые стихи — они и есть любимые стихи!

ПЕРВЫЙ ЛИСТОПАД: Стихи / Послесл. Л.Звонаревой; Рис. Т.Александровой. — М.: Дет. лит., 1990. — 94 с.: ил.
Какая солнечная книжка… В ней так много света — и от стихов Валентина Берестова, и от рисунков Татьяны Александровой.

ПО ДОРОЖКЕ В ПЕРВЫЙ КЛАСС: Стихи / Худож. С.Остров. — М.: Малыш, 1990. — 24 с.: ил.
Стихи можно написать… Но, оказывается, что стихи можно еще и нарисовать.

СТИХИ О ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ / Худож. А.Денисов. — М.: Сов. Россия, 1981. — 112 с.: ил.

УДИВЛЕНИЕ: Стихи. — Калининград: Янтарный сказ, 2002. — 176 с.: ил.
Недаром говорят, что все хорошее — от удивления.

ШКОЛЬНАЯ ЛИРИКА: Стихи / Худож. А.Ременник. — М.: Дет. лит., 1981. — 110 с.: ил.
Многие знатоки детской психологии до сих пор утверждают, что подростки не понимают и не любят стихов. Как же они, знатоки эти, ошибаются!

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА / Худож. В.Канивец. — СПб.: Мир ребенка, 1997. — 94 с.: ил.
Старая сказка, рассказанная по-новому.

ЮНОСТЬ ДАВИДА; ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ ИОНА: Библейские предания / Пересказал В.Берестов // Вавилонская башня и другие древние легенды. — М.: РОСМЭН, 2001. — С. 109-128; с. 185-193.
В середине 1960-х годов К.И.Чуковский задумал удивительное по тем временам издание. Под его редакцией должен был выйти сборник пересказов библейских мифов. Адресован он был дошкольникам и первоклассникам. А над пересказами трудились самые талантливые детские писатели, среди которых был и Валентин Берестов. К сожалению, тогда сборник не увидел свет по «идеологическим» соображениям. И только в начале 90-х эта книга наконец-то была издана.
Кстати, пересказы двух библейских легенд, выполненных для этого сборника Валентином Берестовым, можно найти и в других изданиях. Например: Александрова Т., Берестов В. Застенчивый трубач. — М.: Дрофа, 2001.


* * *

АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. ЗАСТЕНЧИВЫЙ ТРУБАЧ: Стихи, повесть, фантастика, библейские предания / Сост. Р.Н.Ефремова; Худож. Л.А.Токмаков. — М.: Дрофа, 2001. — 476 с.: ил.

АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. КАРУСЕЛЬ: Стихи и сказки / Сост. Р.Н.Ефремова; Худож. Г.В.Александрова. — М.: Дрофа, 2001. — 443 с.: ил.

АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. КУЗЬКА: Сказки / Сост. Р.Н.Ефремова; Худож. Г.В.Александрова. — М.: Дрофа, 2001. — 348 с.: ил.

АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. КАТЯ В ИГРУШЕЧНОМ ГОРОДЕ: Повесть-сказка / Худож. Л.Токмаков. — М.: Дет. лит., 1990. — 127 с.: ил.
Что вы любили больше всего на свете, когда вам было пять? Сказки и игрушки! В этой книге есть и то, и другое.


- БЕРЕСТОВ — ПЕРЕВОДЧИК -

ВАНГЕЛИ С.С. ГУГУЦЕ — КАПИТАН КОРАБЛЯ / Пер. с молд. В.Берестова. — М.: Дет. лит., 1980. — 175 с.: ил.

ВИЕРУ Г.П. ВЕСЕЛАЯ АЗБУКА: Сказки / Пересказал с молд. В.Берестов. — М.: Дет. лит., 1979. — 69 с.: ил.

ГРУБИН Ф. ЦЫПЛЕНОК И ПОЛЕ: Стихи / Пересказ с чеш. В.Берестова. — М.: Дет. лит., 1977. — 12 с.: ил — (Для маленьких).

ДАНИЛОВ С.П. КРУГЛЫЙ ДОМ / Вольный пересказ с якут. — М.: Малыш, 1970. — 16 с.: ил.

КАРЕМ М. ПЕСЕНКА ВОЛЫНКИ: Стихи / Пер. с фр. В.Берестова, М.Яснова. — Л.: Дет. лит., 1986. — 36 с.: ил.

ПЕРРО Ш. КОТ В САПОГАХ: Сказка / Пер. с фр. В.Берестова. — М.: Дет. лит., 1970. — 32 с.: ил.

ЮСУПОВ Н.А. КТО КОГО ЛЮБИТ: Стихи / Пер. с лакск. В.Берестова. — М.: Дет. лит., 1984. — 126 с.: ил.


- БЕРЕСТОВ — СОСТАВИТЕЛЬ -

ДАЛЬ В.И. ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА: В 2 т. / [Сост. В.Берестов, Н.Александрова; Худож. оформление Е.Поликашина]. — СПб.: Изд. Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
Об этом уникальном издании, подготовленном Валентином Дмитриевичем Берестовым, на страницах нашего сайта рассказала Елена Михайловна Кузьменкова, создатель Берестовского центра в Российской государственной детской библиотеке.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО: Сб. / Сост. В.Берестов — М.: Дет. лит., 1978. — 317 с.: ил.
В какой-то степени этот сборник — одно из лучших произведений Валентина Берестова. Его поклон своему Учителю — Корнею Ивановичу Чуковскому. А статья Валентина Дмитриевича «Пища богов» — украшение сборника.

Надежда Ильчук, Ирина Казюлькина

 

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ В.Д.БЕРЕСТОВА


Берестов В. [О себе] // Ку-ка-ре-ку. — М.: СП «Слово»; [Сыктывкар]: Коми кн. изд-во, [1990]. — С. 109.

Берестов В. Светлые силы: Из книги воспоминаний // Берестов В. Избр. произв.: В 2 т.: Т. 1. — М.: Вагриус, 1998. — С. 509-601.

Ампилов А. «Вот так и идти бы сквозь сумрак и свет…» // Ампилов А. Домашние тапочки: Стихи. — СПб.: Вита Нова, 2002. — С. 156-157.

Бегак Б. Доброе утро // Бегак Б. Сложная простота. — М.: Сов. писатель, 1980. — С. 179-193.

[Воспоминания Ф.Г.Раневской о встрече с В.Берестовым в 1946 году] // Щеглов А. Раневская: Фрагменты жизни. — М.: Захаров, 1998. — С. 94.

Звонарева Л. «Художник, что живет в любом из нас…» // Берестов В. Первый листопад. — М.: Дет. лит., 1990. — С. 86-89.

Колотов Б. Воспоминания о Валентине Берестове. — М.: Макс-Пресс, 2002. — 40 с.: ил.

Кузнецова Н.И. Мещерякова М.И. Берестов Валентин Дмитриевич // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиогр. словарь. — М.: Флинта: Наука, 1998. — С. 54-56.

Михалков С. Стихи Валентина Берестова // Михалков С. Чувство локтя. — М.: Сов. писатель, 1971. — С. 254-257.

Падерина Е.Г. Берестов Валентин Дмитриевич // Русские писатели 20 века: Биогр. словарь. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000. — С. 90-91.

Турков А. На солнечной опушке // Берестов В. Улыбка. — М.: Дет. лит., 1986. — С. 5-8.

Чернов А.Ю. Прогулка по Невскому с Валентином Берестовым; Руны брату: Стихи // Чернов А.Ю. Нежилой фонд. — М.; СПб.: Изограф, 2000. — С. 97, с. 105.

Н.И., И.К.

 

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.Д.БЕРЕСТОВА


Как нашли друга. Мультфильм. Реж. Л.Домнин. СССР, 1981.

Н.И.

 

Александрова Т., Берестов В. Катя в игрушечном городе: Подснежник


Из книги
Татьяны Александровой и Валентина Берестова
«Катя в игрушечном городе»

ПОДСНЕЖНИК


Мишка очень обрадовался, когда Катя согласилась пойти к нему в гости. Он взял ее в лапы и понес.
— Быть медвежонком, Катюша, не так-то просто, — втолковывал он девочке по дороге. — Для этого нужно любить мед.
— Я его люблю! — ответила Катя.
— Молодец! — похвалил Мишка. — А малину?
— И малину, — сказала Катя. — Она сладкая.
— Умница! — одобрил Мишка.
Дальше выяснилось, что медвежонку надо уметь ходить на задних лапах, кувыркаться, баловаться, лазать по деревьям, плескаться в ручье и, конечно, спать.
Катя все это умела.
— Ты даже не подозреваешь, дочка, — гудел довольный Мишка, — до чего славный медвежонок из тебя получается! Только когда плещешься и вообще когда приятно, всегда делай «фрр», когда спишь — «хрр», а когда сердишься, делай как можно громче «гррр!».
(Повторяем медвежьи звуки, сопровождая их движениями)
— Кстати, ты знаешь, что такое подберезовик? — спросил Мишка. Мордочка у него была хитрая.
— Это такой гриб — ответила Катя.
— Фрр! Вот и не угадала! — обрадовался Мишка.— Это медведь, который спит под березой. А что такое подосиновик?
— Медведь, который спит под осиной? — предположила Катя.
— Фрр! Вот чудачка! — развеселился Мишка. — Это такой гриб с красной шляпкой. А что такое подснежник?
— Весенний цветок — ответила Катя.
— Ничего себе цветок! — удивился Мишка.— Подснежник — это медведь, который всю зиму спал под снегом, а весной вылез на солнышко. Не смейся, пожалуйста, это тебе не шутка — проспать всю зиму. А вот и берлога.
Это была круглая корзинка, а в ней мягкая перина, теплое одеяло, пуховая подушка и книжка с картинками.
Мишка уложил Катю в берлогу и спросил:
— Кстати, какая лапа у тебя самая вкусная? Не знаешь? Надо знать! У меня, например, левая. Поэтому ползимы я сосу правую лапу, а левую, самую вкусную, берегу на закуску. Ну, теперь спи, тренируйся. Сон для нас, медведей, очень важное дело.
И Мишка начал покачивать корзинку, напевая песенку:

Спит медведь в своей берлоге
Под большой сосной.
Спать он осенью ложится,
А встает весной.
Катя изо всех сил старалась уснуть, но ничего у нее не получалось. Тогда она хлопнула в ладоши и закричала:
— Раз-два-три! Зима кончилась!

Тук-тук-тук! стучат капели,
Гонят Мишку из постели.

И поскорее выбралась наружу, довольная, что из нее получился такой веселый подснежник.

Но Мишка только вздохнул и решил сам показать девочке, как надо учиться спать, залез в берлогу, взбил подушку, подоткнул одеяло, взял книжку, сделал «хррр!», и книжка накрыла его с головой.
— Как у него здорово получается! — позавидовала Катя.
Она тихо постояла рядом с берлогой, потом побегала вокруг корзинки, потом заглянула в щелку: Мишка во сне вынимал из пасти правую лапу, чтобы приняться за левую.
«Значит, ползимы прошло, — решила девочка. — Новый год уже позади!» И тут она придумала песенку:

Мишка, Мишка, лежебока,
Спал он крепко и глубоко,
Зиму целую проспал,
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы Мишеньке храпеть.
Эх ты, Мишенька-медведь!

— Тсс, — делала Катя, прикладывая палец ко рту. — Не мешайте ему, пожалуйста! Он тренируется. Он — Подснежник!

 

Берестов В.Д. Стихи


Стихи, пронизанные солнцем

Стихотворная миниатюра для малышей — одна из наиболее сложных и капризных поэтических форм. Каждое слово здесь на виду и на слуху.
В «крошечных» стихах Валентина Берестова тусклых, скучных, фальшивых слов никогда не бывает. Их мелодия удивительно чиста и бравурна. Потому, наверно, и кажется, что стихи эти насквозь пронизаны солнцем и смехом.

Петушки

Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.


Родничок

Ключик, ключик, родничок,
Чистая волна!
Чей-то круглый кулачок
Звонко бьёт со дна.


Весенняя сказка


Дружно
Ударились
Рыбы
Об лёд —
И на реке
Начался
Ледоход.


Тучка


Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
В небе радуга смеётся.


Гололедица


Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?!


Картинки в лужах

В лужах картинки!
На первой — дом,
Как настоящий,
Только вверх дном.

Вторая картинка.
Небо на ней,
Как настоящее,
Даже синей.

Третья картинка.
Ветка на ней,
Как настоящая,
Но зеленей.

А на четвёртой
Картинке
Я промочил
Ботинки.


Читалочка

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!

Берестов В.Д. Весёлое лето / Худож. Л.Токмаков. — М.: Махаон, 2008. — 112 с.: ил. 
Берестов В.Д. Здравствуй, сказка! / Худож. Г.Макавеева. — М.: Изд. дом «Мурзилка»: Изд. дом «Прибой», 1998. — 32 с.: ил. — (Для самых маленьких).
Берестов В.Д. Картинки в лужах: Стихи / Худож. Л.Токмаков. — М.: РОСМЭН, 1996. — 111 с.: ил.
Берестов В.Д. Книга для чтения в детском саду: Стихи / Худож. Э.Булатов, О.Васильев. — М.: Планета детства, 2001. — 127 с.: ил.
Берестов В.Д. Кошкин щенок: Стихи / Худож. В.Родионов. — М.: Дрофа-Плюс, 2004. — 63 с.: ил.
Берестов В.Д. Лежебока / Худож. О.Горбушин. — М.: Самовар, 2007. — 45 с.: ил. — (Стихи для малышей).
Берестов В.Д. Цирковая азбука / Худож. Т.Никитина. — М.: Дрофа-Плюс, 2006. — 61 с.: ил. — (Лучшие азбуки).

Ирина Казюлькина