наверх
Пономарёва Татьяна Дмитриевна
09 июля 2003
НЕОБХОДИМЫЕ ВОПРОСЫ

Фотография Татьяны Пономарёвой1. Дата и место рождения.

Пономарёва Татьяна Дмитриевна, родилась в прошлом — XX-м — веке в Москве у Покровских ворот.

2. Где Вы учились и «кем» работали (кроме как по призванию)?

Училась в маленькой сельской школе в подмосковном посёлке Клязьма, потом в любимой 720-й московской школе, потом в медицинском училище. Закончила Литературный институт им. Горького.
Работала медицинской сестрой, воспитателем в детском саду, библиотекарем, редактором… Думаю — все эти мои работы были по призванию, обо всех вспоминаю с благодарностью.

3. Ваша первая публикация.

Давно в газете «Маяк» напечатали мой первый рассказ «Лишние яблоки».

4. Ваши псевдонимы (если Вы хотите их назвать).

У меня их нет. Во всяком случае — пока нет.

5. Какие свои произведения Вы хотели бы видеть в нашем библиографическом списке?

Не хочу никого обижать из своих «литературных детей», отдавая кому-то предпочтение.

6. С какими художниками-иллюстраторами Вам нравится работать?

У меня нет определённого творческого тандема с тем или иным художником. А работать, естественно, хотелось бы с тем, кто обладает даром проникать в написанный образ, делать его объёмнее и выразительнее. Ведь хорошая книга создаётся не соперничеством, а сотрудничеством.

7. Существуют ли на основе Ваших книг:

художественные фильмы;

мультипликационные фильмы;

звукозаписи;

театральные постановки;

музыкальные произведения?

Мультипликационные фильмы. Да, по моим сказкам выпущено два фильма: «Дверь» и «Случай на болоте».

ВОПРОСЫ НА ВЫБОР

1. Кем Вы хотели стать в детстве?

Балериной.

2. Зачем Вы ходили в школу?

Чтобы от меня отдохнули мои родители. А как в неё можно было не ходить?

3. Ваша любимая книга:

в 7 лет;

В 7 лет — все сказки, «Серая шейка» Д.Н.Мамина-Сибиряка, «Гуттаперчевый мальчик» Д.В.Григоровича, книги В.В.Бианки, Л.А.Кассиля, Б.С.Житкова, «Моё водолечение» Кнейпа.

в 15 лет;

В 15 лет — это было не чтение, а нескончаемое пиршество. Тома Джона Голсуорси, Джека Лондона, Алексея Толстого сменялись книгами Теодора Драйзера, Шервуда Андерсона, Юрия Олеши, Константина Паустовского. «Дикая собака Динго» Рувима Фраермана очень мирно соседствовала под подушкой с «Фаустом» Гёте и «Затерянным миром» Конан Дойла, а «Трудно быть богом» Стругацких с «Госпожой Бовари» Флобера. Совершенно очаровывали тёмно-зелёные томики Н.В.Гоголя. А Куприн с его «Олесей» и «Гранатовым браслетом» перечитывался по нескольку раз, впрочем, как и «Амок», и «Нетерпение сердца» Стефана Цвейга. Тут же с трудом дожидался своей очереди сборник повестей и рассказов Василия Аксёнова, взятый у друзей на полтора дня. Чуть позже явился и ошеломил своим «Вином из одуванчиков» и другими вещами Рэй Брэдбери. А затем и Э.Хемингуэй, Г.Свортаут, Ремарк, Стейнбек… Об этом можно говорить ещё очень долго.

сейчас.

Сейчас — накопилось столько любимых книг, что легче перечислить нелюбимые, такие как, например, «Учись делать сам» (пособие по ремонту курятников и изготовлению несгораемых абажуров) или сборник упражнений по утренней зарядке.
Но когда выпадает свободный час, перечитываю всё любимое ранее, а ещё любую вещь Ивана Шмелева, Владимира Набокова, Фазиля Искандера, Юрия Казакова, Андрея Платонова, Ивана Бунина, А.П.Чехова, Уильяма Фолкнера, Томаса Вулфа, Трумэна Капоте. К Пушкину возвращаюсь не только как читатель, но и как гадатель. Отвечает на вопросы точно, но всегда сурово, в отличие от Гоголя. Стараюсь следить за современной литературой. Мне интересны не все, но многие вещи Виктора Ерофеева, Пелевина, Татьяны Толстой, Доктороу, Патрика Зюскинда. Люблю книги по истории, этнографии, психологии. «Древняя Русь и Великая степь» Л.Н.Гумилева, философские эссе Георгия Гачева, «Кто умирает?» Стивена Левина или «Система вещей» Жана Бодрийяра и многие другие, парадоксально далёкие друг от друга, но, каждая по-своему, дающие толчок живой мысли произведения. Во время собственной работы над научно-популярными книгами, такими как «Мир загадочного», «История ремёсел», «Исполины науки», приходилось изучать множество специальной литературы на самые различные темы.

4. Самый решительный поступок в Вашей жизни.

Я думаю, он ещё впереди.

5. Черта характера, которая больше всего мешает Вам жить.

Моё индивидуальное время не совпадает с общепринятым, поэтому мне трудно назначать встречи и обещать точные сроки исполнения тех или иных договорённостей.

6. Какая должна быть погода, чтобы написать хорошую книжку?

Во время сильной грозы компьютер рекомендуют отключать от электросети. А если ураганом снесло крышу, то лучше прекратить на время творческую литературную работу и проверить — не заваливаются ли стены вашего строения. Все остальные метеоусловия равно благоприятны для написания романов, поэм и заполнения книжек по оплате коммунальных услуг.

7. Кто первым читает рукопись Вашей новой книги?

Тот, кто не успеет последним убежать из дома ко времени, когда моя рукопись закончена.

8. Почему Вам нравится быть писателем?

Не знаю. Наверное потому, что уже поздно становиться балериной. А ещё потому, что мне всё время дарят красивые ручки и разные блокнотики.

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ —
НЕСКОЛЬКО СТРОК БЕЗО ВСЯКИХ ВОПРОСОВ
ИЛИ
«МАЛЕНЬКОЕ ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ О ЧЁМ УГОДНО»

БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!

10.08.2001