Рик Татьяна Геннадиевна

НЕОБХОДИМЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дата и место рождения.

9 сентября 1967 года, Москва.

2. Где Вы учились и «кем» работали (кроме как по призванию)?

Закончила филфак МГПИ им. В.И.Ленина в 1990 году. Наш институт — главный пединститут страны. Какие у нас были замечательные педагоги! Какая удивительная атмосфера старинного здания Высших женских курсов на Пироговке! А сколько известных людей, и писателей в том числе, закончили наш филфак!
10 лет спустя после окончания меня пригласили здесь выступить на конференции перед педагогами из региональных пединститутов и педучилищ. И это было большое событие для меня. Так было торжественно — в круглом зале, бывшей университетской церкви. (Именно там, кстати, у нас когда-то выступал Эдуард Успенский, и там я с ним познакомилась.)
Выступление моё прошло успешно. Педагоги подходили и благодарили. И я почувствовала, что я уже больше не студентка здесь, и что за истёкшие 10 лет я что-то полезное успела сделать. Теперь я время от времени выступаю там, провожу семинары у студентов. Иногда вижу вдруг наших постаревших педагогов, многие из них, конечно, уже забыли меня. Многие умерли. Студенты подросли — другое поколение. И всё-таки я здесь всегда студентка.
Но кажется, я увлеклась.
После школы я работала лаборантом на кафедре органической химии в МГПИ. Я сначала не добрала 1 балла и училась на вечернем отделении 2 года, и вот работала лаборантом. Потом перевелась на дневное отделение.
Каждое лето я ездила в пионерский лагерь: 3 года — пионервожатой, 2 года — руководителем кружка ИЗО. Это было чудесное время!
Будучи студенткой, работала ночной няней в интернате (об этом можно писать рассказы, напоминающие «Республику ШКИД») и учителем русского языка и литературы, так что к окончанию института у меня уже был опыт работы и стаж.
После вуза работала учителем, потом, в перестройку, редактором в отделе переводов фирмы «Стиплер», затем — художником в газете «Начальная школа» («Первое сентября»), потом вернулась в школу.
Всё это время писала детские книжки, иллюстрировала — свои и чужие, редактировала газетные публикации и большой переводной роман, писала сценарии для телевидения, рисовала обучающие компьютерные игры.
Сейчас преподаю в школе дистанционного образования русский язык и литературу.
И, конечно, пишу и рисую книжки!

3. Ваша первая публикация.

В 1993 году, когда мне было 26 лет, вышла книжка «Здравствуйте, Имя Существительное», следом за ней, в том же году — «Доброе утро, Имя Прилагательное». Тогда же в журнале «Весёлые картинки» вышла сказка «Лекарство от плохого настроения», а в газете «Семья» — тоже сказка. Точно не помню, но, кажется, «Царь-календарь и тарусская бабушка».
Обычно все начинают с газетных и журнальных публикаций и только потом удаётся издать книгу. А у меня получилось наоборот.
За это спасибо Эдуарду Успенскому. Ведь это он придумал издавать весёлые учебники, создал издательство «Самовар» и взял туда меня с моими идеями, а потом — рукописями и картинками.

4. Ваши псевдонимы (если Вы хотите их назвать).

Многие думают, что Рик — это псевдоним, аббревиатура какая-нибудь. Но это фамилия. Настоящая. Наши очень далёкие предки родом из Германии. Переселенцы петровских ещё времён. Так что фамилия немецкая, хотя и вполне подходящая для детской писательницы.

5. Какие свои произведения Вы хотели бы видеть в нашем библиографическом списке?

1. «Здравствуйте, Имя Существительное».
2. «Доброе утро, Имя Прилагательное».
3. «Здравствуй, дядюшка Глагол».
4. «Привет, Причастие».
5. «Как живешь, Наречие?»
6. «Как дела, Деепричастие?»
7. «Чудеса в 5А. Русский язык в играх».
8. «Задачник для Зюмзюмки» («Сказочный задачник»).
9. «Азбука».
10. «Игры на уроках русского языка. 5 класс».
11. «Золотые желуди. Пьески».
12. «Сказки и пьесы для семьи и детского сада».
13. «Летающий ботинок».
14. «Крыса Земфира — мутант».

Серия «Детская Вселенная»:
1. «ФРУКТЫ, ОВОЩИ и гусеница Дуняша».
2. «НЕБО, ЗВЁЗДЫ и синичка Сонька».
3. «ОДЕЖДА, ОБУВЬ и моль Мальвина».
4. «ЦВЕТЫ и бабочка Авдотья».
5. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ и кот Муркис».
6. «КРАСКИ и кисточка Кася».
7. «ВРЕМЕНА ГОДА и дождинка Инка».
8. «ЗДОРОВЬЕ и микроб Грязнулькин».
9. «ПТИЦЫ и Андрей-воробей».
10. «ЛЕСНЫЕ ЖИВОТНЫЕ и ёжик Шуня».
11. «ГРИБЫ и улитка Уля».
12. «ЦИФРЫ, СЧЁТ и карандашик Коля».

6. С какими художниками-иллюстраторами Вам нравится работать?

Большую часть своих книг я проиллюстрировала сама. Так что можно их отнести к понятию «авторская книга». Многим нравятся мои иллюстрации. Но мои книги делали и другие художники: Ксения Почтенная, Наталья и Сергей Гордиенко, Диана Лапшина. С Дианой мы сделали 12 книг (серия «Детская Вселенная»), работали совместно и очень тщательно: от стиля иллюстраций в значительной мере зависела методическая ценность серии. И я очень довольна этой работой. Это было наше общее творчество. Мы подружились. Надеюсь, когда-нибудь ещё поработаем вместе.

7. Существуют ли на основе Ваших книг:
— художественные фильмы;
— мультипликационные фильмы;
— звукозаписи;
— театральные постановки;
— музыкальные произведения?

На основе моих книг существуют
аудиокниги:
1. «Ужасная парикмахерская».
2. «Подушка-десантник».
3. «Крыса Земфира — мутант».
4. «Таинственные исчезновения».

Обучающий диск «Привет, Причастие!» (под ред. Татьяны Рик. — Москва : 1С-Паблишинг, 2007).
Он включает в себя книгу, аудиокнигу и компьютерные игры, которые я нарисовала в программе ФЛЭШ.

По пьескам ставились школьные спектакли, и меня на них порой приглашали.

Ещё мне писал молодой режиссёр из Санкт-Петербурга Илья Старосельский. В кукольном театре «Чемодан» они ставиликукольный спектакль «Лягушачьи фантазии». И даже присылали мне фотографии кукол.

8. Не могли бы Вы подарить нам свою фотографию с автографом?

Конечно.


ВОПРОСЫ НА ВЫБОР

1. Кем Вы хотели стать в детстве?

В 8 лет я решила, что стану детской писательницей и буду рисовать картинки к своим книжкам. Детской — потому что взрослые книги казались мне ужасно скучными. А рисовать я с детства очень любила и была уверена, что лучше всех я сама себя проиллюстрирую. Именно тогда я стала писать свою первую книгу. Это была повесть об октябрятах-героях. В те годы были популярны повести о пионерах-героях, но сама-то я была октябрёнком! И мы с двумя подружками играли в такую игру: мы были Муся, Володя и Лёнька, и у нас был командир Петренко. И мы ходили в разведку… В общем, воевали за Родину. Всё это я пыталась описывать в своей незаконченной наивной повести, которая и сейчас ещё где-то хранится у меня.
Надо сказать, что мой сын тоже примерно в этом возрасте принялся писать книгу. Только — вот как меняется время — это была книга про девочку Наташу, которая попала в какой-то незнакомый дом и подружилась с двумя миролюбивыми скелетами.
А что касается иллюстраций, которые я рисую сама…
Известный художник Лев Алексеевич Токмаков это моё занятие не одобрил. Я сказала, что описание словесное и рисунок растут у меня из одного корня — образ один. А он ответил, что у него они растут даже на разных концах огорода. И что писателя на пушечный выстрел нельзя подпускать к иллюстрированию собственной книги. Но, честно признаюсь, ему просто не нравились мои рисунки.
А Ника Георгиевна Гольц, иллюстрациями которой я тоже восхищаюсь, сказала мне однажды, что никто лучше самого писателя не знает, как именно нужно его книгу проиллюстрировать. «Вот, например, Сент-Экзюпери не очень хороший рисовальщик, а никто лучше него не нарисовал «Маленького принца».
Такие разные мнения.
Я понимаю, что я, конечно, не слишком сильный художник, но многие читатели — судя по отзывам — любят именно мои иллюстрации и расстраиваются, когда книгу мою делает кто-то другой. Кроме того, издатели заказывали мне иллюстрации и к чужим книгам. Есть у меня и такой опыт.

2. Зачем Вы ходили в школу?

Я любила школу. И очень без неё скучала. Я была девочка активная, всё время организовывала какие-то мероприятия, спектакли. Была членом совета дружины. Когда я болела, то мне казалось, что без меня там всё рухнет.
Особенно я любила 1 сентября. Солнце, цветы, жёлтые листья, радость встречи после лета, ожидание чего-то прекрасного, нового!
Мне даже летом снились плохие сны, что я не попала почему-то на этот чудесный праздник.
Училась я вполне прилично. Были уроки любимые, были нелюбимые. Как у всех. Но отвращения к школе не возникло. Наверное, поэтому я и пошла в пединститут. Я мечтала проводить необыкновенно интересные уроки, уроки нового типа — захватывающие, такие, чтобы детям нравилось учиться.
И я это делала потом как учитель. И как писатель — придумывала весёлые учебники, чтобы многим-многим детям стало приятно изучать русский язык.

3. О ком из старших Вам хочется рассказать: родителях, учителях, соседях?..

У меня была замечательная учительница по русскому языку и литературе — Ольга Ивановна Удалова. У неё были потрясающие уроки. Она всегда придумывала творческие задания, подбирала примеры из ярких стихотворений, пересказывала нам на уроках внеклассного чтения книги для подростков. Я в этом отношении её «дочка».
А ещё я дочка своей мамы, Рик Елены Михайловны. Она, конечно, очень много в меня вложила: года в 4 научила читать (придумывала какие-то маленькие призы, играла в горячо-холодно), сама мне много читала, водила в театры, в музеи. Мама вообще была замечательным человеком, я всё больше понимаю это со временем, теперь, когда мамы нет, а у меня есть сын.
Папа мой — Рик Геннадий Вильгельмович. Когда я была маленькая, он рассказывал мне разные истории и тоже читал книжки.
Под влиянием родителей я и выросла выдумщицей.

4. Ваша любимая книга:

в 7 лет;

В 7 лет я уже довольно много прочитала сама. И с каждой книжкой, которую я сейчас вспоминаю, связана какая-то история или просто яркое впечатление от прочтения.
Мне очень нравилась, например, книжка «Тисту — мальчик с зелёными пальцами» Мориса Дрюона. К чему мальчик Тисту прикоснётся своими волшебными зелёными пальцами — на всём вырастали цветы. Вот это чудесно! Хотела бы и я иметь такой дар! Я так люблю цветы! Книжку я брала в библиотеке рядом с домом. Много лет спустя встретила её в другой детской библиотеке — в пионерском лагере, где я тогда работала вожатой. Перечитала, снова порадовалась. И пересказывала детям на ночь.
Ещё любила, например, «Голубую бусинку» Марии Крюгер — тоже переводную книжку, изданную, по-моему, в Польше и поэтому с кучей опечаток и ошибок. Но сама история, где у девочки Каролинки исполняются все желания, — потому что у неё есть волшебная удивительная бусинка голубого цвета!.. Какие фантазии просыпались в воображении! Мне кажется, это всё-таки девчачья книжка, моего сына она, к сожалению, не увлекла так, как меня когда-то.
Была книга «Сказки братьев Гримм», её мне подарила бабушкина подруга. Книжка была уже не новая, с заслуженным коричневым переплётом, с чёрно-белыми картинками, которые мне очень нравились. Я прочитала её не один раз, кажется. Особенно мне нравилась сказка «Гензель и Гретель». К сожалению, книжку украли у меня из шкафчика в детском саду.

в 15 лет;

В этом возрасте я много читала Жюля Верна. Пожалуй, назову «Таинственный остров». Много приходилось читать в школе по программе. К большинству произведений я старалась сделать иллюстрации. Я тогда училась в художественной школе.

сейчас.

Из современной прозы я люблю рассказы Татьяны Толстой, прозу Юрия Полякова, Людмилы Улицкой. Недавно с упоением прочитала «На солнечной стороне улицы» Дины Рубиной. Мне нравятся произведения, в которых захватывающий сюжет сочетается с сочным, ярким языком.

5. Самый решительный поступок в Вашей жизни.

С точки зрения дальнейшей творческой жизни — в юности я подошла к Эдуарду Николаевичу Успенскому со своими сказками и попросила их посмотреть. Несмотря на то, что я ужасно трусила и стеснялась, а он был несколько не в духе. С этого поступка и начались мои книжки.
С точки зрения судьбы — я родила своего сына, несмотря на моё плохое здоровье. И теперь я всегда знаю, что одиночество — это не про меня.

6. Черта характера, которая больше всего мешает Вам жить.

Вспыльчивость.

7. Кого из писателей — живых и ушедших — Вы хотели бы собрать для дружеской беседы под зелёной лампой?

Даже не знаю. Пожалуй, лучшая беседа с писателем — это его книжка.
Я знаю в жизни немало замечательных писателей, с ними очень приятно общаться, но это, как правило, общение личное: просто человека с человеком, а если хочется поговорить о возвышенных материях, то книга, пожалуй, ответит лучше.

8. Какая должна быть погода, чтобы написать хорошую книжку?

Чтобы написать хорошую книжку, должна быть благоприятная погода ВНУТРИ тебя.
А во вне… Я люблю писать по ночам. А ночью, когда ты сидишь под уютным светом лампы, не имеет значения, что творится на улице.
Вообще же я обожаю солнце. Говорят, от него в человеке вырабатывается гормон радости — серотонин. Так что без солнца я начинаю грустить. Но солнце зовёт меня на улицу, отрывает от работы. В этом смысле плохая погода полезнее для дела.

9. Кто первым читает рукопись Вашей новой книги?

Раньше читала мама. Но её уже нет с нами. И теперь — никто. Я сама читаю и перечитываю. А потом — редактор.

10. Почему Вам нравится быть писателем?

Когда пишешь книгу, будто бы включаешься в розетку, как электрический прибор. В небесную розетку. И на тебя нисходит счастье, творческий подъём, желание жить. Меня очень захватывает процесс создания книги. Хотя бывает и так, что не пишется. И пытаешься выдавить из себя что-то, как зубную пасту из пустого тюбика. Но это редко. Вообще я придерживаюсь девиза из книги Ромена Роллана «Жан Кристоф»: «Пой, когда не можешь не петь».
Ещё я люблю встречаться с читателями, с ребятами. Я вижу, как они рады, как ждут, как готовятся, рисуют мне картинки, пишут письма, плетут фенечки из бисера или делают аппликации. Бывает, что дети не читали моих книг заранее, тогда мне нравится их живая реакция: как они хохочут, если я читаю смешное, как задумываются, если — грустное. Я прихожу от них с ощущением, что я не зря живу и не зря работаю.
Ещё я получаю множество писем от учителей, родителей и от самих детей, конечно. Многие ищут мои книги и не могут найти. Говорят комплименты. Но меня это не столько радует, сколько увеличивает груз ответственности за то, что книг не всегда достаточно, чтобы обеспечить всех желающих. С другой стороны, я думаю, что раз такому количеству людей необходимы мои книги, я делаю нужное дело.


И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ —
НЕСКОЛЬКО СТРОК БЕЗО ВСЯКИХ ВОПРОСОВ
ИЛИ
«МАЛЕНЬКОЕ ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ О ЧЕМ УГОДНО»

Дорогой читатель!

Я очень люблю жизнь. И пишу я для того, чтобы тебя порадовать, или чему-то научить, или насмешить, или заставить задуматься. Или мне просто хочется поделиться с тобой тем, что я узнала, почувствовала, чему обрадовалась или удивилась.
Дорогой читатель, постарайся в этой жизни любить и прощать; больше радоваться, чем огорчаться. А если довелось загрустить, что ж, — это тоже часть жизни, надо прожить и это. Только постарайся не пускать в себя грусть и горе надолго. Из грусти надо выкарабкиваться, как из ямы. И карабкаться дальше — к радости, как к солнцу.
В жизни так много удивительного! И надо уметь его увидеть. И быть счастливым даже когда ничего такого уж особенного не происходит.
Одна из радостей этого мира — хорошая книга. 
Пусть такие книги будут всегда с тобой!

Твоя Татьяна Рик

 

 

Читать об авторе на Продетлит