наверх
Оливье Ролен. Пейзажи детства
18 августа 2001

Ролен О. Пейзажи детства: Эссе / Пер. с франц. Т.Баскаковой. — М.: Независимая Газета, 2001. — 205 с.: ил.

Литературоведческие эссе французского журналиста и писателя Оливье Ролена посвящены пяти знаменитым писателям, родившимся в одном и том же 1899 году в разных концах мира: Эрнесту Хемингуэю, Владимиру Набокову, Хорхе Луису Борхесу, Анри Мишо и Ясунари Кавабате. Для поклонников творчества выдающихся писателей книга Ролена — не только возможность очередной встречи с кумирами, но и ненавязчивое напоминание о бережном отношении к душе каждого ребенка. Журналист совершил своеобразное паломничество по местам, где прошло детство писателей. Интерес к искусству создания литературных произведений привел автора в предместье Чикаго Оук-Парк, на улицы и площади Санкт-Петербурга, в столицу Аргентины Буэнос-Айрес, в Палермо, Брюссель и Осаку.

«Я попытался подняться вверх по течению тех рек, каждая из которых есть совокупность произведений того или иного писателя, чтобы добраться до их истоков…» — пишет Ролен. И всюду он находил «отличительные знаки пространств», связанные с их детством. Например, форель и сосновые иголки для Хемингуэя были тем же, чем для Набокова — бабочки и красный песок, тем же, что и «сознание своего сиротства» для Кавабаты, юность которого «томилась в плену у болезни и смерти других людей». Ролена интересовало «время первых предпочтений» писателей и он попытался обрисовать в общих чертах пейзажи и ситуации, отголоски которых звучали в творчестве писателей вплоть до самого конца их жизни.

Каждое эссе предваряет редкая фотография: пятилетний Эрнест с удочкой у озера, восьмилетний Набоков, рассматривающий книгу о насекомых, маленький Борхес тоже с книжкой в руках, Анри Мишо с обручем «из глубины детства» и не по годам серьезный юный Кавабата.
Завершает книгу очерк «В кильватере «Улисса», в котором Ролен размышляет о том, что связывало этих пятерых писателей, помимо случайного факта их рождения в один и тот же год. По его мнению, это «Улисс» — главное произведение их старшего современника Джойса, книга, которая «является центром притяжения в литературном универсуме ХХ века».

В результате своих поисков автор приходит к парадоксальному на первый взгляд выводу: «Пейзажи детства — это пространства сентиментальных грез, соединяющие нас с реальным миром, или, иными словами, перешейки памяти; но «писание» как творческий акт нуждается еще и в другом — в свободе «быть родом ниоткуда», в свободе быть забывчивым. Ни одно литературное произведение, достойное именоваться таковым, не позволит, чтобы его ограничили тесными рамками привязанности к родному краю…».

Ольга Мургина