наверх
Минна МакМастер. В темноте
31 января 2012

МакМастер М. В темноте / Минна МакМастер, Юлия Дюрр ; [пер. с нем. К. Перовой ; худож. Ю. Дюрр]. — Москва : КомпасГид, 2011. — [29] с. : ил. — (КомпасKID).

Книга «В темноте» ― совсем не о страхе темноты, как можно подумать. Ведь бояться начинаешь, только когда остаёшься с темнотой один на один. А здесь с внезапным отключением света сражаются сразу трое, точнее, целая семья: мама, папа и маленький главный герой. Под руководством автора книги Минны МакМастер они делают это самым правильным и весёлым способом — держась вместе и придумывая в темноте разнообразные развлечения, такие как поиграть в привидение, поужинать бутербродами, устроить импровизированный концерт…

Эта книжка-картинка ― одна из тех частых для издательства «КомпасГид» книг, где для детского осознания вместо невероятных приключений или волшебных сказок предлагается небольшое бытовое или социальное происшествие. Такие книги довольно трудно оценить взрослым взглядом: то, что в них кажется содержательным, полезным или тонким, для ребёнка рискует оказаться слишком рациональным и нисколько не захватывающим.

«В темноте» — именно такой случай. По содержанию история скорее напоминает инструкцию о том, как провести время, если у вас в квартире случился внезапный блэкаут или просто выдался скучный вечер. И, пожалуй, взрослые действительно могут взять наблюдения автора (например, о том, что в темноте еда и зубная щётка ощущаются во рту не так, как обычно) на вооружение и однажды развлечь ребёнка подобными играми с темнотой. Но подавая несколько разумных идей и перечисляя несколько интересных фактов, текст (ещё и в не самом удачном переводе) всё-таки не создаёт того волнующего, мистического ощущения, какое на самом деле возникает в темноте. Впрочем ― зато! ― оно вполне появляется на картинках этой книги.

Художнице Юлии Дюрр, во-первых, отлично удаются герои ― очень уютные и непосредственные в своей семейственности (так, например, мама, которую отключение света застаёт в ванне, всю книжку расхаживает по иллюстрациям неплотно завёрнутой в полотенце). А во-вторых, у Дюрр получается не только изобразить происходящее в темноте, но и нарисовать её саму. Художница улавливает и отображает все присущие тёмному пространству искажения: в квартире растворяются привычные границы и теряются знакомые пути перемещения, тени вырастают и становятся ярче, дверные проёмы сгущаются в непроглядную черноту, а темнота рябит в глазах похожими на маленьких привидений отблесками. Именно благодаря иллюстрациям становится понятно, почему все в этой семье так усердно держатся друг за друга (за спину и за талию), переползая из одной тёмной комнаты в другую, ― ведь они находятся в темноте!

Ольга Виноградова