наверх
Борис Заходер. Русачок
30 апреля 2012

Заходер Б. В. Русачок : [сб. сказок] / Борис Заходер ; иллюстрации Виктора Чижикова. — Москва : Лабиринт Пресс, 2012. — 48 c. : ил.

Этот небольшой сказочный сборник Бориса Заходера издательство «Лабиринт Пресс» составило по довольно формальному признаку: в него вошли сказки, которые иллюстрировал Виктор Чижиков. Таким образом, под одной обложкой объединились два разнородных издания 1980-х годов: выходивший в «Детской литературе» одноимённый «Русачок» с парой историй из цикла «Сказки для людей» и более поздний сборник по мотивам народных сказок, сделанный издательством «Радуга».

Как и большинство заходеровских «Сказок для людей», те из них, что попали в нового «Русачка», рассказывают о приключениях маленьких существ в большом мире природы. Маленьких не только по размеру, но и по возрасту, — они ещё не успели освоиться в окружающем пространстве и среди его обитателей. Они даже сами с собой не разобрались окончательно: Русачку интересно, в кого он превратится, когда повзрослеет, а кроткой жабе Серой Звёздочке и вовсе предстоит узнать, кто же она такая.

Виктору Александровичу Чижикову удаётся передать в иллюстрациях и «детскость», и это ощущение неизведанности: бодрые на вид, «советско-мультяшные» зверушки перемещаются по размытому, неясному фону. В разводах, в проступающих из глубины силуэтах лесных деревьев и трав цветущего сада встаёт глубокое и тёплое, ускользающее, чуть пугающее пространство.

Второй блок сказок совсем другой, их фольклорные корни видны сразу. И персонажи в них (опять звери) — не характеры, но типы, и сюжет народно-плутовской: как кто-нибудь кого-нибудь обманул. Овцы — волка, павлин — петуха, ну и конечно, хитрая лиса — простодушного медведя. Меняются сами сказки, и становится иным стиль чижиковских иллюстраций. Теперь они будто расписные — играют изгибами перекликающихся линий, всполохами разномастных цветовых пятен. Рисуя зверей, Чижиков уходит от мультяшной манеры, он превращает их в более условные, лубочные изображения. Деревья, травы, цветы и грибы становятся орнаментальными элементами. Усложняется композиция: крупные фигуры героев, а за ними встаёт подробный, многоплановый пейзаж. В него обязательно вставляет художник ломаную линию деревенских крыш, яркие квадраты избяных окон, силуэты понурых ломовых лошадок — он помещает сказку туда, откуда она появилась.

Сочетание сказок разного типа кажется резковатым для книжки такого небольшого объёма, как «Русачок». Зато по ней интересно наблюдать и сравнивать. Например, сопоставлять сказку авторскую с рассказанной тем же писателем сказкой народной. Или следить за художником — как вслед за текстом он меняет цвет, строй, саму идею своей иллюстрации.

 

Ольга Виноградова