наверх
Мы живём в Древнем Новгороде: энциклопедия для детей
31 июля 2012

Мы живём в Древнем Новгороде : энциклопедия для детей / [автор Д. Харман ; науч. консультант А. Пожидаева ; худож. Е. Завалова]. — Москва : Пешком в историю, 2011. — 64 с. : ил. — (Древний Новгород).

В изданиях проекта «Пешком в историю» указаны авторы идеи — Юрий Вировец и Екатерина Каширская. Идея состоит в том, чтобы познавательные книги о разных исторических эпохах дополнялись настольными играми, наборами игрушек, моделями для сборки, карнавальными костюмами и прочими околокнижными вещами, полезными и интересными детям 7-12 или 3-6 лет. В 2011 году изданы три серии: «Первобытный мир», «Древний Крит» и «Древний Новгород». Придуманы персонажи, сопровождающие читателей в исторических путешествиях, — мышата Тимка и Тинка. Немудрёные стихи о них сочинил Андрей Усачёв:

Славных мышат вы полюбите вскоре.
С ними случается столько историй…
Они по ИСТОРИИ ходят пешком:
Тинка — с бантами,
А Тим — с рюкзаком.

Наверное, кому-то приятны анимационные мышата, и кто-то считает банты́ авторской шуткой. Однако к радости тех, кто не умиляется при виде мышек в детских одёжках, в основных изданиях, называемых здесь энциклопедиями, Тимка и Тинка появляются нечасто, не сильно мешая другим рисункам, а также фотографиям и репродукциям.

Рисунки особенно удачны в книге «Мы живём в Древнем Новгороде». Они и детальные — для знания, и лиричные — для настроения. О жизни в Древнем Новгороде дети узнают многое: как город возник и строился, какая власть была у князя и веча, чем торговали купцы, какие дома и дворы имели новгородцы, что ели и во что одевались, чему учились, как лечились, какими ремёслами занимались и каким традициям следовали.

Рассказчик обращается к читателю на «ты». Выглядит это так: «Если бы ты жил в древнем Новгороде, то у тебя не было бы ни ручки, ни бумаги, ни тем более компьютера. Но это не значит, что ты был бы совсем неграмотным. Наоборот, как почти все новгородцы, и бедные, и богатые, и мужчины, и женщины, ты бы умел читать и писать».

Постоянное сравнение давнего быта с современным — главный принцип энциклопедий «Пешком в историю». И конечно, для полного увлечения нужна игра. Вокруг книги «Мы живём в Древнем Новгороде» собрано больше десятка приложений: модель Новгородского кремля, панорама города, деревянные фигурки, маски, открытки, наклейки, настольная игра-квест, календарь, историческая сказка. Вот «Полевой журнал археолога» — альбомчик «на пружинке» с заданиями, выполнив которые, читатель 7-12 лет лучше представит себе и средневековую жизнь, и то, как её изучают. На примере берестяных грамот хорошо упражняться в древнерусском чтении и письме, хорошо сопоставлять планы древнего и нынешнего города. Однако открываем одиннадцатую страницу «Полевого журнала» и видим предложение взять цветные карандаши и дорисовать плохо сохранившееся изображение на фреске. Всё-таки, придумывая детям игры, взрослые должны заботиться о мере и такте.

А вот чудаковатый профессор Бегемотов из того же «Полевого журнала археолога», хотя и старомодный, но, пожалуй, более уместный проводник читателей в историческом путешествии, чем волшебные мышата Тимка и Тинка.

Светлана Малая