Эрвин Мозер. Где спит мышка?

Мозер Э. Где спит мышка? : весенние и летние истории / Эрвин Мозер ; [пер. с нем. О. Мяэотс ; ил. автора]. — Москва : Издательство «Мелик-Пашаев», 2012. — 152 с. : ил.

«Не удивляйтесь, если послушав добрые истории Эрвина Мозера, ваш ребёнок придумает и нарисует свою первую сказку», — читаем мы в издательской аннотации. В случае с Мозером это совершенно оправданное заявление. То, как австрийский писатель и художник придумывает свои истории, и правда может оказаться хорошим примером: из случайной забавной выдумки Мозер сочиняет несложный и увлекательный сюжет, и эту манеру ребёнок вполне может перенять. Так, проснувшись утром, медведь Бруно находит около дверей своего дома ящик, который оказывается летающим. С этого простого, абсурдного события начинаются его дальнейшие приключения, а точнее, спасательные операции: ящик оказывается не просто развлекательным летающим аппаратом, но идеальным средством спасения зверей, потерпевших кораблекрушение, загнанных на дерево собаками или застрявших в горящем доме. Кроме приключений, Мозер любит описывать жизнь каких-нибудь необычных персонажей: один из рассказов посвящён коту-архитектору Йоши и удивительным домам, которые тот создаёт для других зверей. С неожиданной стороны раскрывается и кошка Нина: на первый взгляд, тихая, скромная домоседка, она вдруг оказывается безбашенной экстремалкой, гоняющей на мотоцикле и прыгающей с парашютом (в рассказах на самом деле не сплошь коты и кошки, среди героев самые разные звери: мыши, ежи и даже жук).

Книги Эрвина Мозера, которых в Европе (особенно в немецкоговорящих странах) издано множество, — это, в большинстве своём, классические книжки-картинки, в которых история рассказана сразу двумя способами: текстом и иллюстрациями. По картинкам вполне можно сложить всю сказку. Так же и в книге «Где спит мышка?»: на каждой странице большой сюжетный рисунок и немного набранного крупным шрифтом текста. Это делает книжку идеальной, в первую очередь, для тех детей, которые только-только научились читать или вот-вот научатся. И картинки в книжке очень симпатичные — яркие, чёткие, гармоничные, с необычными деталями, забавными персонажами и особым чувством юмора.

Кроме всего прочего, эту книгу удивительно приятно держать в руках, приятно с ней знакомиться и открывать. И дело не только в красочном переплёте, но буквально во всём: издательство «Мелик-Пашаев» отнеслось со вниманием даже к самым мелким деталям — от оглавления до аннотации на задней стороне обложки и листа с выходными данными. Ко всему приложено творческое усилие, и это сразу чувствуется: книга оживает как цельный, законченный организм.

Ольга Виноградова