наверх
Анастасия Орлова. Яблочки-пятки
28 декабря 2012

Орлова А. Яблочки-пятки : стихи для самых маленьких / Анастасия Орлова ; [худож. К. Колосова]. — Санкт-Петербург : ГРИФ, 2012. — 48 с. : ил.

Название «Яблочки-пятки» кажется странным и даже нелепым, пока не прочтёшь:

Крошечные ножки,
Пальчики-горошки,
Крепки да сладки
Яблочки-пятки!

«Яблочки-пятки»  самый первый стишок в удивительной, замечательной, почти невероятной книжке.

Ещё вчера сам термин «материнская поэзия» предполагал веками обкатанные фольклорные формы: все эти безымянные пестушки и потешки, которые повторялись над колыбелью младенца поколениями любящих мам. А уже сегодня материнская поэзия обрела новое молодое имя.

Анастасия Орлова — поэт с небогатой, но симпатичной биографией. Её первые стихотворения публиковались в начале девяностых годов в незабываемом детском журнале «Трамвай». Насте было тогда девять лет. Девочка выросла, стала мамой и… произошла удивительная, хотя и вполне закономерная «химическая реакция»: восторженное и почти бессловесное материнское воркование перетекло в ладные и точные поэтические строки.

Кулачок-улитка,
Отвори калитку!
Дай с ладошкой подружусь!
Дай за пальчик подержусь!

Стихи невелики (под стать младенцу), легки и как бы незатейливы, но в этих крохотных четверостишиях заключена недюжинная сила. И сила эта — материнская любовь. Это она хранит и заговаривает от всех бед и несчастий. Она сопровождает малыша от первой его улыбки до первого шага, от первого шага до… до всего, к чему надо подбирать первые слова.

У вербочки
На веточке
Появились деточки!
Цыпочки-комочки —
Сыновья и дочки

Называть по имени «вербочку», «дождик», «ручей», «кошку» — значит, открывать ребёнку мир, передавать ему этот мир в полное и безраздельное владение. Анастасия Орлова делает это виртуозно. По-матерински виртуозно, потому что ни один самый гениальный поэт-мужчина (будь то взрослый Пушкин или детский Чуковский) не может подключиться к той вольтовой дуге, которая соединяет мать и дитя.

Но столько же, сколько даёт мать своему малышу, столько же он отдаёт ей. Вероятно, поэтому у Насти Орловой этот удивлённый, открытый, заинтересованный взгляд и свежесть восприятия:

Я по улице шагаю,
Зябнет голая рука,
Потихоньку выдыхаю
Прямо в небо облака.

Конечно, говоря о книжке молодого поэта, можно было бы отметить лёгкость и звучность рифм, изящество и в то же время простоту образов и сравнений. И всё же в стихах Насти Орловой это не главное, в них главенствует та сила, что идёт изнутри, наполняет их, делая упругими, плотными, круглыми, как молодые яблочки, как младенческие пятки — это сила самой большой, самой крепкой, самой-самой материнской любви.

Так для кого же эта книжка? Конечно для малышей, для тех, кто уже родился, но ещё не перевалил за солидный трёхлетний возраст. Но эти стихи и для молодых мамочек, которые хотели бы свои нежные чувства одеть в правильные и нескучные слова.

Теперь о художнике. Забыть о Ксении Колосовой было бы в высшей степени несправедливо, ведь именно благодаря её рисункам «Яблочки-пятки» получились такими зелёными и сочными. Иллюстрации Ксении не дополняют стихи и уж совсем не соперничают с ними, они поддерживают, вернее, держат их на своих ветвях, не давая упасть и потеряться в высокой траве.

Ирина Казюлькина