наверх
Алексей Толстой. Сорочьи сказки
30 апреля 2013

Толстой А. Н. Сорочьи сказки / Алексей Толстой ; [ил. Е. Лоцмановой]. — Москва : ООО «Издательство «Мир детства», 2012. — 136 с. : ил.

По Алексею Толстому, сказка — это то, что происходит, когда няньки и стряпухи заваливаются на свои сундуки и лежанки и начинают выводить носами «сонные песни». Тогда звёзды в окне превращаются в мышей и спускаются к детским кроваткам отгонять страшилищ-котов, с обоев начинают соскакивать клювастые узоры-воспитатели, усталая посуда ворчит между собой и горестно хватается за разбитые бока. Впрочем, сказка разворачивается не только когда мы её не видим, но и когда просто не замечаем: погнался хорь за мышью, застрял на тыну козёл, заспорили на разные голоса звери — из всего этого тоже выходит сказка. Алексей Толстой не уводит волшебство далеко от реальности, наоборот, старается вживить одно в другое, завязать в плотный нераспутываемый узел. Поэтому в его «звериных» сказках — вся грусть и несправедливость нелёгкой природной жизни. Поэтому в сказках про вещи — ненадёжность полусонного сознания, нелогичность ночного домысла. Вся книга в итоге оказывается на грани между лёгкой жутью и весёлым скоморошеством сказки, и в какую сторону их качнуть — выбирает художник.

Евгения Лоцманова, проиллюстрировавшая «Сорочьи сказки» для издательства «Мир детства», определённо выбрала второе. На её «картинках» — красочный и изобильный мир, потешный, суетливый и благодушный. Иллюстрации плотные, насыщенные, они строятся как развёрнутая многоплановая сцена со множеством героев, с тщательно выписанными, продуманно расположенными деталями. Художница внимательно и вдохновенно работает с реалиями прошлого, так что иллюстрации исполняют ещё и роль энциклопедии: поясняют, как выглядят вальки или ухват. Искусно схватывая, обрисовывая сюжеты Толстого, Лоцманова овеществляет их, делает осязаемыми, почти ничего не оставляя от подпущенного писателем морока. И чтобы морок невзначай не пробился, иллюстрации ни на секунду не предоставляют текст самому себе. Страницы забраны в разноцветный орнамент, на виньетках помещаются цветочные узоры, на поля вынесены сюжетные сценки или упомянутые в сказках животные и предметы. На каждой странице глазу есть за что зацепиться, есть что «потрогать». Чтобы убедиться — это просто сказка, тёплая и знакомая как дерево.

Ольга Виноградова