наверх
Александрова Э. Б., Лёвшин В. А. Искатели необычайных автографов, или Странствия, приключения и беседы двух филоматиков
06 июня 2013

Александрова Э. Б., Лёвшин В. А. Искатели необычайных автографов, или Странствия, приключения и беседы двух филоматиков : фантастическая трилогия / Э. Александрова, В. Лёвшин ; [худож. Н. Яскина]. — Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2010. — 575 с. : ил. — (Научные развлечения).

Эта история началась «тридцатого февраля тысяча девятьсот семьдесят неизвестно какого года». В самом центре раскалённой пустыни встретились два человека. Один — Матвей Матвеевич Матвеев (сокращённо — Мате) — был худ, высок и считал себя приверженцем точных наук. Второй, небольшого роста, но весьма упитанный, звался Филаретом Филаретовичем Филаретовым (сокращённо — Фило) и был рьяным поклонником литературы и искусства.

По странному совпадению, оба оказались собирателями автографов знаменитых людей. В пустыне они встретились случайно, но цель у них была одна: они искали третьего.

Всякие глупые домыслы отпадут сами собой, когда будет названо имя — Омар Хайям. Вернее, по логике тех, кто искал встречи с гением средневекового Востока, Омаров Хайямов должно было быть, по меньшей мере, двое: один — поэт, другой — математик и астроном. Именно у них Фило и Мате, теперь объединившиеся в общую команду «филоматиков», намеревались получить вожделенные автографы.

Вообще, этих заядлых коллекционеров не смущали самые рискованные авантюры. Чтобы заполучить подпись итальянского математика Фибоначчи, или французского актёра и драматурга Мольера, или учёных Паскаля и Ферма, тоже французов, Фило и Мате готовы были совершать головокружительные путешествия во времени и пространстве. Однажды они даже прибегли к помощи коварного и всемогущего беса Асмодея. И каждый раз наши неутомимые путешественники с удивлением замечали, что точные науки и искусство «не столь различны меж собой».

Именно в этом убеждали героев Владимир Артурович Лёвшин и его соавтор и жена Эмилия Борисовна Александрова. Создавая свои книги, они каждый раз затевали интеллектуальную игру, в которую обязательно втягивали читателей, заставляя их осваивать самую разнообразную информацию, решать заковыристые задачки и наблюдать со стороны за судьбами великих людей. Но эта игра была лишь инструментом в достижении более высокой цели: авторы приобщали подростков к пониманию величия, многообразия и единства мировой культуры.

По истечении почти сорока лет (трилогия впервые увидела свет в 1973-74 годах) с уверенностью можно утверждать, что своей цели они достигли. А подросшие читатели не забыли усвоенные некогда уроки и теперь готовы поделиться ими со своими детьми и даже внуками. Очень хорошо, что Издательский Дом Мещерякова предоставил им такую возможность.

Ирина Казюлькина