Аромштам М. С. Когда отдыхают ангелы

Аромштам М. С. Когда отдыхают ангелы: [повесть] / Марина Аромштам ; [ил. И. Донца и М. Щетинcкой]. — Москва : КомпасГид, 2010. — 208 с. : ил. — (Дети vs взрослые).

Как выбирают книги?

По имени автора? По названию? По издательской аннотации? По картинке на обложке?

Если так, то повесть Марины Аромштам обязательно будет снята с полки и унесена домой. Весь набор внешних признаков «хорошей книги» здесь налицо. Имя автора красивое, звучное и какое-то очень писательское. Название таинственное, манящее. Немного претенциозное, правда, но ровно настолько, чтобы «зацепить» читателя. Аннотация написана складно и по делу. В ней, кстати, упоминается, что книга М.Аромштам «получила Национальную детскую литературную премию “Заветная мечта”, причём первое место ей присудило именно детское жюри». Ещё в аннотации умные издатели приводят самое начало повести. За такое начало автора можно не только похвалить — его надо прямо-таки носить на руках с криками «браво». Наконец, картинка на обложке. Отличная картинка, сделанная с неподдельным чувством и глубоким внутренним смыслом.

Словом, книга обязательно найдёт своего читателя. Вопрос: что же читатель найдёт в ней?

Школьную повесть. Это довольно редкий жанр в современной детской литературе, но всегда и во все времена востребованный. Кто только ни подвизался на этой ниве: Лидия Чарская, Мария Прилежаева, Николай Носов, Анатолий Алексин, Владимир Железников и т.д. и т.п., вплоть до нашей современницы Екатерины Мурашовой.

Компания, как видите, весьма разнородная. Что же толкнуло М.Аромштам присоединиться к ней? Прежде всего темперамент — литературный и педагогический. Марина Семёновна — учительница. По образованию (она выпускница пединститута и кандидат наук), по роду занятий (19 лет работы в школе), но главное — по сути. Марину Аромштам буквально переполняют педагогические идеи. Самые прогрессивные идеи, вот только в действительности совершенно неподъёмные.

Современная педагогическая наука и школа как её практическое продолжение и воплощение пребывают почти в коматозном состоянии. Что в такой ситуации прикажете делать Педагогу? Нести идеи непосредственно в массы, формировать общественное сознание. Как? Подниматься на трибуны, издавать газеты, писать книги.

Марина Семёновна так и поступает. Уже несколько лет она является главным редактором газеты «Дошкольное образование». И книги у неё есть, очень полезные: «Ребёнок и взрослый в педагогике переживаний» (1998), «Азбучные сказки: методика образного обучения грамоте» (2003), «Маленькие детки — маленькие бедки» (2009). Впрочем, это книги сугубо утилитарные. Понятно, что у художественного произведения аудитория гораздо обширнее.

И вот появляется повесть «Когда отдыхают ангелы». Вполне художественное произведение с сюжетом, героями, диалогами и даже философскими рассуждениями. Однако история первоклассницы Алины и молодой талантливой учительницы Марсём, рассказанная на два голоса (повествование ведётся попеременно то от лица девочки, то от лица учительницы), настолько перегружена вопросами воспитания и образования, что впору назвать её «педагогической поэмой». И тем самым допустить грубую идеологическую ошибку. Марина Семёновна, так же как её героиня Маргарита Семёновна, вряд ли нашли бы общий язык с Антоном Семёновичем Макаренко, это явно не их кумир. Их кумир — Януш Корчак, педагог и сказочник. Вероятно, поэтому книга Марины Аромштам приобретает в конце концов черты сказки с естественными для такого жанра героями: принцами, принцессами и никогда не отдыхающими ангелами.
Но сказка эта всё равно педагогическая.

Ирина Казюлькина

 

Читать об авторе на Продетлит