Артур Гиваргизов. Энциклопедия с бабочкой и барабаном

Гиваргизов А. А. Энциклопедия с бабочкой и барабаном / Артур Гиваргизов ; художник Максим Покалёв. — Москва : Эгмонт Россия Лтд., 2010. — 112 с. : ил.

Энциклопедия в сто страниц? Уже смешно.

К счастью, это не единственный раз, когда нам захочется улыбнуться или рассмеяться, читая и изучая новую книгу Артура Гиваргизова.

Даже в серьёзном энциклопедическом жанре писатель остаётся верен себе, хотя отнюдь не старается любой ценой вызвать «смех в зале». Он только размышляет — о том, о сём — и если вдруг совершает открытие, сию минуту спешит с нами поделиться:

«Голова, когда идёшь под окнами,
как магнит притягивает шкурки,
тюбики от пасты и от крема,
косточки, кусочки штукатурки,
скорлупу, дневник, самоучитель
с трудными этюдами Шопена…
И тогда доходит постепенно,
что сила гравитационного притяжения двух материальных точек прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними».

Понятно?

Не спешите с ответом. И вообще, если надумаете проштудировать гиваргизовскую «Энциклопедию…» от «А» до «Я», имейте в виду: гуляя по этой книге — в строгой алфавитной последовательности или как бог на душу положит, ни в чём нельзя быть уверенным до конца. Хоть Гиваргизов и работает в школе, он вовсе не заставляет своих учеников запоминать и заучивать, что означает то или иное слово, — так, чтоб от зубов отскакивало. Напротив, на общеизвестные, привычные, а то и порядком надоевшие вещи он в своей неподражаемой манере предлагает взглянуть с неожиданной точки зрения. И в результате окружающий мир становится воистину прекрасен и удивителен, поскольку позволяет себя рассмотреть с ещё не знакомой нам стороны. Обычная переменка превращается здесь в антракт, папа притворяется дедушкой («Роль»), коза поёт частушки, а ерунда ложится в основу философской школы.

Иногда гиваргизовская фантазия разыгрывается не на шутку, и нам ничего не остаётся, кроме как, раскрыв рты и развесив уши, внимать байкам про дрессированных комаров («Шприц») или про одного рассеянного мальчика, у которого за подкладку куртки случайно завалилось 3248000 рублей («Копилка»). Впрочем, Артур не чужд и вполне достоверных фактов. Как только речь заходит о музыке, профессиональная подготовка и эрудиция сразу дают о себе знать, и сквозь иронию и юмор просвечивает искренняя любовь ко всем упомянутым в книге композиторам и музыкальным инструментам. Особенно, конечно, к гитаре.

Ощутимый крен в сторону музыки позволяет предположить, что изначально Артур намеревался сделать специализированную шуточную музыкальную энциклопедию наподобие иронической «Спринт-истории» Булычёва-Можейко. Но Гиваргизову оказалось тесно в рамках одной только музыки, и энциклопедия получилась универсальной, практически на все случаи жизни. Можете даже на ней погадать; я пробовал — честное слово, работает!

Если же кому-то придёт в голову выискивать, где автор приврал или там приукрасил, то мой вам совет: граждане, не позорьтесь! Сдуйте пыль со своего чувства юмора и берите пример с художника Максима Покалёва (см.: Художники: Покалёв Максим Анатольевич), с полпинка включившегося в предложенную игру и нарисовавшего такие смешные картинки, что сам Гиваргизов — уже не шутя, хотя и с радостью, — признал его своим соавтором.

Алексей Копейкин

 

Читать об авторе на Продетлит