наверх
Аматуни П.Г. Избранные сочинения
07 июня 2013

Аматуни П.Г. Избранные сочинения: В 3 т. / Сост. Н.Саркитов; Вступ. ст. В.Алексиной; Оформл. и ил. А.Балашовой. — М.: ТЕРРА — Кн. клуб, 2009.

Т. 1: Сказки. — 464 с.: ил.
Содерж.: Чао — победитель волшебников; Космическая «горошина»; Королевство Восемью Восемь.

Т. 2: Почти невероятные приключения в Артеке; Если б заговорил сфинкс; Крепкий орешек: О тех, кто в небе. — 399 с.: ил.

Т. 3: Гаяна: Трилогия. — 366 с.: ил.
Содерж.: Тайна Пито-Као; Тиунэла; «Парадокс Глебова».

Первым делом глаз цепляется за имя — Петроний Гай. И тут же одолевают вопросы: в какое время жил? на каком языке писал? Должно быть, на высокой латыни… Примерно так рассуждают те, кто впервые сталкивается с писателем Аматуни. И очень удивляются, когда узнают, что сочинял Петроний Гай по-русски, а жил и работал в Ростове-на-Дону — городе, в котором на протяжении веков соседствуют русские, украинцы, армяне, евреи, греки…

Гаем звали отца, армянина по национальности, потомка древнего княжеского рода; «аматуни́» (с ударением на последний слог) в переводе означает «министр» или «придворный». Мать была из местных, казачка. Детство писателя прошло в Армении, но творческая судьба неразрывно связана с Ростовом, где вышли почти все его книги.
Аматуни был автором провинциальным, в Москве таких не слишком жаловали, однако славы ему хватало и в Ростове, где он считался знаменитостью и слыл уважаемым человеком, чья популярность в 1950-60-е годы выходила далеко за пределы родного города.

Его называли сказочником, фантастом, но это была скорее жанровая атрибуция; по духу и сути Аматуни был прежде всего романтиком. В юности романтический настрой привёл его в авиацию, в зрелые годы — в литературу. Сначала он писал о лётчиках, потом — о чудесах, которые сулило развитие науки.

Такими чудесами до отказа наполнены его фантастические сказки, большая часть которых вошла в первый том собрания сочинений. Открывается он самой известной сказочной повестью Аматуни — «Чао — победитель волшебников». Вполне в духе шестидесятнических умонастроений традиционные сказочные персонажи вроде Бабы-Яги, Кащея Бессмертного и Змея Горыныча терпят здесь сокрушительное фиаско перед научно-техническим прогрессом в лице симпатичного робота Чао. По нынешним временам сюжетные коллизии аматуниевских сказок могут вызвать снисходительную улыбку, однако добродушие автора, здоровое чувство юмора и причудливая фантазия восхищают и очаровывают как прежде.

На стыке фантастики и сказки находятся и другие произведения Аматуни: «Королевство Восемью Восемь», «Почти невероятные приключения в Артеке» и «Космическая “горошина”», согласно авторскому определению, «повесть столь же фантастическая, сколь и сказочная».

Трилогия «Гаяна» — ещё один «бестселлер» Аматуни, поместившийся в третьем томе собрания, — ближе к традиционной фантастике и адресована не детям, а скорее, юношеству. Писатель ведёт нас на таинственный остров Пито-Као, остров Статуй, где потерпел крушение инопланетный космический корабль с пришельцами на борту. Трилогия устарела в деталях, преимущественно технических, однако интригующая атмосфера встречи с высокоразвитой чужой цивилизацией и головокружительная стремительность действия позволяют надеяться, что и в XXI веке подростки прочтут «Гаяну» «на ура».
Особняком стоит повесть «из жизни древних египтян» «Если б заговорил сфинкс» (она вошла во второй том); как признаётся сам автор, это «историческая фантастика». В послесловии Аматуни пишет, что повесть родилась на свет в результате давнего и глубокого увлечения историей Древнего Египта и под впечатлением от непосредственных путешествий по Нильской долине. Впрочем, обращение писателя к древнеегипетской истории станет ещё понятней, если мы узнаем, что в своё время он входил в тайную мистическую школу «Атон», руководимую «красным бароном», гениальным авиаконструктором и вдохновителем советской космической программы Робертом Людвиговичем Бартини (1897-1974), аристократом и учёным, эмигрировавшим в СССР из фашистской Италии (Атон — единый бог солнечного диска у древних египтян со времён фараона Эхнатона). По некоторым сведениям, к «дисковцам» так или иначе примыкали виднейшие отечественные деятели литературы и искусства, среди которых А.Грин, М.Булгаков, Е.Шварц, Ю.Олеша, известные фантасты и детские писатели И.Ефремов, Л.Лагин, Н.Носов, автор «Великого Делания…» А.Полещук и — в том числе — Петроний Аматуни!

Как бы там ни было, радует уже то, что после почти сорокалетнего перерыва повесть «Если б заговорил сфинкс» наконец переиздана. Несколько лет назад, отмечая юбилей ростовского сказочника, мы сожалели о том, что эта, без сомнения, увлекательная и познавательная книга совершенно забыта, и теперь стоит от души поблагодарить издательство «ТЕРРА — Книжный клуб», решившее напомнить читателям не только о ней, но и о других произведениях Петрония Гая Аматуни.

Алексей Копейкин