наверх
Гиваргизов А.А. Контрольный диктант и древнегреческая трагедия
04 сентября 2009

Гиваргизов А.А. Контрольный диктант и древнегреческая трагедия: Пьесы для чтения / Худож. А.Войцеховский. — М.: Самокат, 2009. — 79 с.: ил.

Дни летят, мелькают годы… Захваченные потоком мировых событий, мы редко замечаем, как много драматичного в обыденной жизни. Но вот приходит человек, смотрит на всё свежим насмешливым взглядом и скупыми, но выразительными штрихами набрасывает картины нашей повседневности. И мы вдруг видим, что обычная жизнь и есть театр, в котором мы сами — авторы, режиссёры, актёры и зрители. А сценической площадкой может послужить что угодно: комната, прихожая, класс музыкальной школы, лесная поляна…

Пьесы Артура Гиваргизова невелики — страничка или две, но в них вмещается очень многое. Тексты организованы так, что сначала читатель проходит один за другим медицинские кабинеты (а в них не всегда ясно, кто кого должен лечить). Затем герои подвергаются музыкальному воспитанию, требующему от детей и педагогов большого мужества и смекалки. «Родительские» сюжеты покоряют полётом разбуженной фантазии в способах разрешения семейных проблем и точностью наблюдений. Особенно хороши некоторые реплики («Лучше деньги») и вопли мальчика Миши, которого то и дело будят среди ночи родители: «А что я сделал?!»«За что два-то?!»«Это не я! Это не я!»Дети, правда, тоже могут за себя постоять — и дома, и в школе, и на улице. Ил. А.Войцеховского к пьесе А.Гиваргизова «Кабинет окулиста»Если надо, могут и за родителей на работу пойти.

Вообще мне кажется, что это не просто «пьесы для чтения», а «пьесы для семейного чтения и представления». Здесь каждый может сыграть свою роль и что-то понять про себя, своих детей и родственников. Что касается «педагогических» сцен, то это сложнее. Не каждому педагогу под силу сыграть учительницу Веру Петровну, которая и в глухом лесу, не побоявшись волков и медведей, своих учеников нашла и прямо на поляне контрольный диктант писать заставила! Более того, Волк и Медведь сами не заметили, как начали писать под диктовку.

Полноправный участник представления — художник Александр Войцеховский. В глазах изображённых им врачей, преподавателей, детей, родителей и даже собак — молчаливое понимание происходящего. Живыми глазами смотрят даже портреты на стенах. Недаром писатель в ремарке к пьесе «Процедурный кабинет» упомянул висящую там картину Александра Войцеховского «Приятный укол».

В целом, несмотря на возникшее в середине сборника заикание заглавной буквы «З» (она выправилась только в «Контрольном диктанте» — наверно, Веры Петровны испугалась), книга Артура Гиваргизова представляется нам образцом душевного здоровья и весёлой прививкой от мрачного абсурда жизни.

Попробуйте, вдруг и вам поможет.

Маргарита Переслегина