наверх
Олдфилд Гоувей. Лошадь в мифах и легендах
21 сентября 2007

Гоувей О. Лошадь в мифах и легендах / Пер. с англ. Л.Игоревского; Оформл. С.Артамонова. — М.: Центрполиграф, 2007. — 236 с.: ил.

За те почти четыре тысячи лет, что человек был неразлучен с конём, накопилось великое множество преданий об этом изумительном животном. Книга Олдфилда Гоувея интересна тем, что в ней собраны легенды глубокой древности и относительно недавнего прошлого (менее ста лет назад). Первое издание вышло в Англии в 1923 году. Многие истории ещё были свежи в памяти очевидцев или их родственников; обычаи, связанные с лошадьми, существовали во всех странах, да и просто машины ещё не вытеснили коня — первого помощника и друга человека.

Радует в сборнике и нестрогая научность, хотя ссылок на разные труды достаточно. Автор сразу начинает с самого интересного — с «волшебных лошадей». Удивительно также бережное отношение ко всем легендам, кем бы они ни были рассказаны: великими или совсем простыми людьми.

Нас не поражают откровения пророков, средневековых святых и героев, видевших белоснежных крылатых коней небесного воинства. Ведь то были времена чудес! Но когда речь ведётся о волшебных или демонических лошадях, влекущих призрачные кареты по склонам гор, о лошадях-призраках без головы и других невероятных явлениях, особенно трогательно читать свидетельства людей, которые «видели это своими глазами» и даже писали об этом в газеты и журналы конца XIX — начала XX вв.

Впрочем, не будем забывать, что Эйлдонские холмы, и луга у озера Лох-Ланди (где однажды упрямый мальчишка оседлал золотистого пони, а тот унёс его прочь навсегда), и вересковые пустоши где-нибудь на границе Девоншира и Корнуолла, — это земля, пропитанная волшебством. Как известно, легенды на пустом месте не возникают. И неслучайно именно в Шотландии возле озера Лох-Несс и реки Бьюли больше всего рассказывали о келпи  водяных лошадях, утаскивающих людей под воду.

Вы спросите, не страшно ли будет детям читать разные колдовские истории, не сложно ли — про ветхозаветную древность? Нет, если вы почитаете с ними вместе. Правда, даже и взрослому человеку невыносимо читать о«жертвенных лошадях». К счастью, их перестали приносить в жертву разным богам уже много столетий назад, и память об этом сохранилась только в забавных и озорных обрядах — рождественских, майских и кануна дня Святого Иоанна, то бишь Ивана Купалы («Конёк-скакунок», «Деревянная лошадь»).

Лошади всегда были окружены любовью, уважением и тайной. Даже лошадиная подкова могла принести человеку удачу, оградить от нечистой силы и вылечить. Бесстрашный адмирал Нельсон «свято верил в защитные свойства подковы и даже велел прибить одну из них на мачте своего судна “Виктория”». Платон, рассказывая об Атлантиде, уверял, что «атланты воздавали всяческие почести лошадям, обеспечивали их специальными банями, разбивали сады и оборудовали… площадки для их тренировки, а также беговую дорожку — стадий вокруг острова, чтобы лошадям было где соревноваться».

Лошади Солнца, Луны, Ночи, лошади моря и ветра! Целая сокровищница сказок, легенд и поэзии возникла благодаря им. Многое сохранилось и дошло до нас. Сборник, составленный с любовью, вызывает воспоминания, ассоциации, сопоставления с другими историями, легендами и стихами разных времён и народов. На это и надеялся автор, в своём введении к книге призывая читателей «начать собственные исследования и сделать новые открытия».

Маргарита Переслегина