наверх
«Колобок», «Маша и медведь» и «Репка»
15 февраля 2007

Колобок: Рус. нар. сказка / [Текст в обраб. А.Н.Толстого]; Худож. Н.Петрова. — М.: Самокат, 2007. — [16] с.: ил.

 

Маша и медведь: Рус. нар. сказка / [Текст в обраб. М.А.Булатова]; Худож. Н.Петрова. — М.: Самокат, 2007. — [24] с.: ил.

 

Репка: Рус. нар. сказка / [Текст в обраб. А.Н.Толстого]; Худож. Н.Петрова. — М.: Самокат, 2007. — [16] с.: ил.

Ну чем может удивить старая добрая «Репка», которую дед когда-то так удачно посадил? Однако издательство «Самокат» доказало, что даже самый традиционный литературный материал годится для смелого эксперимента и нового прочтения.

Сначала удивляет фундаментальность. Оказывается, каждую крошечную сказочку — про колобка, про репку, про Машу и медведя — можно издать отдельной книжкой в твёрдом переплёте на достойном полиграфическом уровне, как серьёзное самостоятельное произведение.

  • i 2007arhiv14 1
  • i 2007arhiv14 2
  • i 2007arhiv14 3

Следующее удивление и вправду удивительное: таких картинок рядом с текстами для самых-самых маленьких детей никто из нас, пожалуй, никогда не видел. Ведь мы давно привыкли, что все колобки, репки и Жучки с внучками должны быть весёленькими, пёстренькими, желательно «в русском стиле» и по принципу «у-тю-тю», а тут…

Цветовая гамма трёх книжек, оформленных Натальей Петровой, откровенно напоминает грозовую тучу. Если — небо, то никакой вам лёгкой лазури, один только хмурый ультрамарин. Если — земля, то вся она без изъятья цвета пожухлой травы или тяжёлой мокрой глины. А между землёй и небом твёрдо стоят на ногах коренастые фигуры внучек, бабок и дедок, настолько условные, что всякие мудрёные искусствоведческие термины типа «примитивизм» сами собой всплывают из подсознания.

Да что же это такое, дорогие товарищи?

И вот тут возникает самое главное, можно сказать, принципиальное удивление: книжки-то получились хорошие. Не просто странные, но самобытные. Не искусственные, но органичные. Со своим характером. А главное — умело продуманные. Если нам показывают колобка рядом с зайцем, он большой (потому что сам заяц не больше колобка). Зато рядом с медведем колобочек скромненький такой. Если нам рассказывают про то, как росла репка, то выросла она, разумеется, «большая-ПРЕБОЛЬШАЯ».

repka1

Вообще, тексту вольготно живётся в чётко организованном пространстве художника Н.Петровой. Строчки лежат красиво, как стихи, а буквы для каждого действующего лица — особого цвета. Слово «колобок» всегда жёлтенькое, «лиса» — рыжая, а «медведь» — коричневый.

Пожалуй, название содружества художников «Волшебная пила», к которому принадлежит Наталья Петрова, вполне себя оправдывает. Ведь это только на первый взгляд пила — инструмент грубый. Если уметь, можно и на простой пиле сыграть самую необыкновенную мелодию.

Ирина Линкова